Как научить ребенка правильно говорить сложный звук?

Содержание:

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста

И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Автоматизация звука ш

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш начинается с того, ребёнку предлагают сказать, на что похожа буква Ш, в чём помогут картинки с её изображениями.

Далее занятия по автоматизации строятся в такой последовательности: поставить звук изолированно, затем автоматизация звука Ш в слогах, потом идёт проговаривание слов, предложений со звуком Ш и уже в конце учат логопедические стихи, чистоговорки, скороговорки.

Автоматизация звука в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях

Для дошкольников занятия по постановке звука становятся интересными и ожидаемыми, если логопедическое занятие начать в игровой форме. Например, предложить отыскать букву “ш” на картинке, рассказать забавный стишок про букву “ш”.

Автоматизация в слогах начинается из проговаривания тех сочетаний, где “ш” стоит сначала: ша, шо, шу.

После освоения идут обратные слоги — аш, уш и т. д.

Затем слоги, закрытого и открытого типа, сопряжённые с другими звуками: што, шут, штат.

Слова на букву “ш” — следующий этап. Тренировать нужно произношение слов со звуком “ш” в конце и в середине.

Звук ш в словосочетаниях.

Звук ш в предложениях: начинайте с коротких и продолжайте к более сложным.

Если ребёнок уже читает, в качестве рабочего материала может послужить конспект индивидуального занятия, а именно — его фрагмент со слогами и словами, чтобы он читал их самостоятельно.

Автоматизация в стихах, пословицах, скороговорках, загадках

Есть много забавных стихотворений, потешек, пословиц и скороговорок, которые помогут добиться автоматизации этого звука.

Стихи:

Чистоговорки:

Игры на закрепление звука

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

«Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

 «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

«Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Причины неправильного произношения

Отдельно остановимся на тех факторах, которые могут стать причиной неправильного произношения ребенком отдельных звуков. Можно выделить несколько основных причин:

  1. Нарушения артикуляционного аппарата. В этом случае исправить речь можно при помощи логопедических упражнений, направленных на устранение конкретных дефектов. Для этого потребуются усидчивость, терпение и старание как ребенка, так и родителей.
  2. Заболевания органов дыхания или артикуляционного аппарата. При выявлении таковых необходимо обратиться за помощью к врачу, который вылечит имеющиеся болезни. Только после этого можно начинать работу по постановке звука Р.
  3. Неправильное поведение окружающих ребенка людей. Очень часто взрослые целенаправленно коверкают свою речь, считая, что так они говорят на языке, более понятном детям. А ребенок, слыша с младенчества неправильную речь, привыкает к подобному произношению, считая его правильным. В результате – дефектная речь.

Это наиболее распространенные причины, почему ребенок неправильно говорит. В действительности их может быть гораздо больше. Выявить их может только логопед.

Массаж

Один из методов коррекции речи, который улучшает голос, дыхание, нормализует эмоции. Мы не будем детально говорить о сложных массажах, практикуемых логопедами при тяжелых случаях речевых нарушений. Они необходимы, если надо —научить ребенка говорить букву Р—, при заикании, задержке речи, проблемах со связками, пониженном и повышенном тонусе мышц.

В зависимости от проблемы логопедический массаж может быть активизирующим, расслабляющим или дифференцированным. Логопед ставит диагноз, потом назначает схему лечения, в сложных случаях работает сам, в простых – показывает, что делать маме.

Расслабляющий логопедический массаж

Ребенок может лежать или сидеть, как будет удобнее ему и в зависимости от обстоятельств. Массаж делается легкими поглаживающими приемами.

Для расслабления мышц шеи

гладим шею двумя руками сверху вниз;
осторожно поворачиваем голову малыша вперед-назад, влево-вправо, потом вращем по часовойстрелке и против, держа одной рукой шею, а второй – лоб.

Для расслабления мимической мускулатуры

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • слегка надавливаем пальцами от волос до подбородка по всему лицу.

Расслабляем мышцы губ

  • обвести губы пальцами;
  • гладить сверху вниз по носогубным складкам;
  • стучать по часовой стрелке вокруг губ.

Активизирующий массаж

Для активизации мимики

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • сжать подбородок;
  • размять скулы и щеки;
  • пощипывать щеки.

Для активизации мышц шеи и плеч

  • растереть боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти;
  • растереть заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка;
  • попросить ребенка наклонять голову вперед-назад, вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный массаж

При смешанном характере нарушений проводится массаж, сочетающий расслабляющие движения с тонизирующими. Во время проведения такого массажа нужно внимательно наблюдать ответные реакции других групп мышц, поэтому подобный массаж должен делать только специалист.

Для малышей массаж должен быть совсем коротким 5-8 минут, в младших классах – до 15 минут, в старших – до 25 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Ребенку во время проведения массажа должно быть комфортно. Если есть повышенная чувствительность, оставьте это упражнение и посоветуйтесь с логопедом.

Обычно дети быстро адаптируются к массажам и у них не возникает негативных ощущений. Если же малыш испуган этими движениями, нужно изменить приемы на более легкие и нежные или вообще прекратить на время.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

«Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
Улыбка

Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.. Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи

Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Почему ребенок не выговаривает звук «р»

Обычно, как только ребенок начинает разговаривать, коверкая слова и звуки, это вызывает умиление всех родственников. Поэтому, чаще всего на подобное неправильное коверкание языка родители не обращают никакого внимания. Напротив, все «смешные» слова запоминаются, записываются в специальную тетрадь «на память». Да и если ребенок только начал учиться разговаривать и некоторые звуки ему еще не совсем хорошо поддаются, в этом нет никакой проблемы.

Тревога у родителей начинает нарастать тогда, когда сын или дочь уже активно разговаривает несколько лет, но до сих пор не в состоянии правильно воспроизводить сложные звуки. Одним из таких сложным для воспроизведения звуком является звук «р». С чем же связаны причины нарушения речи?

Речь ребенка развивается в соответствии со своим индивидуальным графиком. Обычно до трехлетнего возраста дети практически не говорят звук «р» и научить их этому умению в это время достаточно сложно. Но, чтобы облегчить в будущем преодоление трудностей с речью, в этот период уже можно проводить с малышом занятия, которые помогут ему начать правильно произносить сложные звуки. Возраст пяти лет идеально подходит, чтобы научиться правильно говорить букву «р».

Если ребенку еще нет пяти лет, то ему не нужны специальное лечение или тренировки. Начиная с 5,5 — 6 лет, при наличии речевых проблем, ребенок нуждается в помощи профильных специалистов.

Неспособность правильно произносит звук «р» может быть связана с физиологическими недостатками. К примеру, из-за неправильной формы языка (к счастью, подобная патология встречается нечасто), короткой уздечки, маленького размера языка, слаборазвитых ротовых мышц, неправильно прикуса и прочих дефектов у ребенка могут возникнуть проблемы не только с произношением звука «Р», но и с многими другими (например, с шипящими, свистящими и жужжащими звуками).

Если у ребенка имеется хотя бы один из перечисленных дефектов, родители обязаны показать его стоматологу или логопеду. Часто родители не могут определить самостоятельно, есть ли у ребенка физиологические недостатки. Поэтому необходимо ежегодно проходить с ребенком медицинские осмотры, чтобы вовремя выявить проблему и исправить имеющиеся недостатки.

Практически все из перечисленных дефектов, кроме неправильного прикуса, исправляются путем хирургического вмешательства. Операции эти не сложные и уже после их проведения дети произносят сложные звуки практически сразу, поэтому не нужно посещать специальные курсы, чтобы развить речь. Если же эти физиологические недостатки вовремя не устранить, то они могут стать причиной картавости и других дефектов речи во взрослом возрасте.

Как правильно организовать занятия в домашних условиях?

Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук  в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.

Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:

  • разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
  • чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
  • проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
  • не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
  • очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.

Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву «Л» без посторонней помощи.

Игра «Разговор обезьянок»

Придумайте свой язык общения, в которой будут присутствовать шипящие: «Шво-шво» — привет, «шри-шри» — пока, и тд. Для гимнастики правильного дыхания можно использовать мыльные пузыри, надувные шарики. Во время разговора с малышом старайтесь сами правильно и четко выговаривать звуки! Ни в коем случае не сюсюкайте! Ребенок — как губка, впитывает ту информацию, которую мы ему сами и вкладываем. Помните, все занятия следует выполнять ответственно — одно упражнение не решит проблему. С помощью взаимодействия и желания вы сможете в игровой и занимательной форме помочь вашему малышу осилить этот звук. Удачи вам и терпения!

Вызывание звука

Перед началом урока с ребенком разбирают правильное произношение звука . Для облегчения восприятия можно использовать специальные схемы. Артикуляционный аппарат принимает следующие положения:

  • губы чуть выдвинуты вперед и округлены;
  • кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их;
  • боковые края прижимаются к верхним коренным зубам.

При произнесении звука воздух теплый. Ребенку стоит поднести руку ко рту и почувствовать это. В качестве сравнения можно использовать звук — при нем идет холодный воздух. Характеристики звука тоже разбирают с дошкольником — согласный, глухой, твердый. Эту информацию дошкольник должен запомнить.

Существует несколько способов постановки звука . Самый простой — механический. Для него понадобится специальный инструмент из комплекта постановочных зондов Ф. А. Рау. Либо его можно заменить обычным медицинским шпателем. Ребенка просят произносить слоги «са-са-са», в это время инструмент заводится под кончик языка и поднимает его.

Еще один прием — по подражанию. Взрослый показывает, как правильно нужно говорить, показывает все особенности артикуляции и просит ребенка повторить. В некоторых случаях это удается сделать с первого раза.

Дошкольнику может быть сложно научиться выговаривать звук. Стоит попробовать игровой прием: предлагается ситуация, где мама крепко спит, чтобы ее не будить нужно шепотом сказать «Тсссс», поднести палец к губам. После предлагается сделать это снова, но с немного другой артикуляционной позой: язык поднят наверх и убран за верхние зубы. Получится «Тшшш», постепенно нужно удлинять это сочетание и убирать звук .

Если ребенок чисто произносит звук , то от него можно поставить и . Для этого нужно шепотом длительно рычать, слегка сбавляя напор воздуха, пока не послышится шипение. Вибрацию можно остановить шпателем — для этого нужно прикоснуться инструментом к нижней части языка. После того как будет получен чистый изолированный звук, переходят к автоматизации.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой. Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Нужно ли учить грамоте

Все больше современных родителей стремится к тому, чтобы их малыш уже в 3-4 года умел считать и знал весь алфавит. Нужно понимать, что мозг маленького ребенка не может воспринимать большое количество информации и концентрации его внимания не хватает на длительные уроки. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, если неправильно обучать чтению, то оно будет механическим.

Логопеды рекомендуют использовать букварь Н. С. Жуковой, где изучение букв дается в онтогенетическом порядке, то есть изучение начинается с тех букв, которые даются проще всего ребенку. Малыша нужно научить соотносить звук и букву. Не нужно заставлять детей учить к 4 годам весь алфавит

Гораздо важнее уделить внимание общему речевому развитию ребенка. Ведь правильная красивая речь − это основа успешного обучения и социализации

Буква Р

Существует несколько вариантов неверного произношения буквы Р:

  • дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
  • может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
  • иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).

Как же заниматься с ребенком, чтобы научить его верному произнесению буквы Р?

  1. Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
  • «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
  • «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
  • «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
  1. Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
  • «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
  • «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
  • «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
  1. Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.

Нужно сесть вместе с ребенком перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Так будет проще повторить правильный звук. Стоит попробовать произносить букву Р, рыча как тигр, или мурлыча, как кошка. Упражнения будут более результативными, если ребенку будет интересно выполнять задания.

Можно научиться произносить букву Р, используя другие буквы. Например, ребенок может протяжно произносить звук З, держа язык в верхнем положении. Затем надо быстро проводить языком по бугоркам за верхней челюстью. Получится звук СР.

Также можно поработать с другими буквами. Например, учиться произносить Р через хорошо отработанные Д, Ж, С. Постепенно можно будет уйти от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р. Для этого нужно часто использовать в речи слова, содержащие проблемную букву Р.

Игры с буквой Р

Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно в течение дня возвращаться к отработке навыков

  1. «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
  2. Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
  3. Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
  4. Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
  5. Короткие песенки или стихотворения. Например:

Барашек, барашек, Покажи рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога!

Скороговорки с буквой Р

  • Красный краб кричит «Ура!» Резать торт пришла пора.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Во дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Три сороки-тараторки тараторили на горке.
  • Разъяренный крокодил раздражен и нелюдим.
  • Грянул гром — гроза в разгаре.
  • Боря Ире дал Ириску. Ира Боре — барбариску.
  • Тридцать три трубача трубят тревогу.

Постановка звука без логопеда

Как научить говорить букву Р? Чтобы научить ребенка, как правильно говорить букву Р, стоит соблюдать следующие правила организации упражнений, артикуляционной гимнастики, а также развития речевого дыхания:

  1. До 2-летнего возраста не нужно требовать от малыша выговаривания сложных звуков, так как дети сначала учатся произносить простые. Лучше всего подготовить речевой аппарат с помощью легких заданий.
  2. Начинать занятия стоит по достижении ребенком 5 лет. Они могут совпасть с периодом, когда он учится читать, это позволит расширить круг занятий.
  3. Наиболее действенные методики проводятся в игровой форме, так как маленькие дети не имеют интереса к обычным заданиям.
  4. Родителям необходимо провести полный курс до конца. В противном случае, их чадо может не освоить умение полностью. Например, не научится выговаривать мягкий или твердый звук.
  5. Тренировку целесообразно выполнять ежедневно согласно составленному графику, так как длительные перерывы могут свести к нулю все достигнутые успехи. Только регулярное повторение приведет к автоматическому правильному звукопроизношению.

Следует помнить, что исправление дефектов речи под силу каждому родителю, но для этого нужно ознакомиться с полным курсом речевой гимнастики. Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р поможет решить обе задачи:

  • Готовит органы речи к произнесению буквы.
  • С ее помощью происходит «разогревание» языка, губ, щек перед тренировкой.

Гимнастику для речевого аппарата намного удобнее выполнять напротив зеркала или так, чтобы происходило подражание взрослому. Тренинги стоит проводить ежедневно, но недолго, во избежание утомления. Для речевой гимнастики предпочтительна игровая форма.

Хороший выдох – основополагающая составляющая успешного результата. Выработать выдох помогут мыльные пузыри или маленький шарик от пинг-понга, который сильным и точным выдохом необходимо задуть в ворота. Эти и другие веселые тренинги способствуют организации правильной воздушной струи. Далее представлены упражнения для постановки звука Р:

Возьмите на заметку просто и доступное упражнения для развития хорошего выдоха – игра с мыльными пузырями

  • «Индюк». С приоткрытым ртом, дотянувшись до губы, расположенной сверху, двигать краем язычка вперед и назад по ней. Не отрываясь от губы, постараться выговорить «бл – бл – бл – бл – бл», увеличивая темп.
  • «Маляр». Задание заключается в «окрашивании» языком всей внутренней поверхности рта (в том числе щек, неба, зубов). Делать это движениями «назад-вперед».
  • «Лошадка». Суть заключается в щелканье языком по нёбу, имитируя лошадиное цоканье.
  • «Грибочек». Это задание считается продолжением «Лошадки». Остановить язычок, «приклеить» его к небу и удержать в таком положении 10 секунд. Натянутая подъязычная уздечка считается «ножкой грибочка».
  • «Моторчик». Название главного задания основано на похожем звучании Р с моторным запуском. «Моторчик» – продолжение «Грибочка». Под язычок, прижатый к верхнему небу, поставить пальчик. Рекомендуется использовать палец самого ребенка или обычную ватную палочку. Малышу нужно одновременно сильно выдохнуть и произнести длительное «дддддд». В это же время следует производить колебательные движения из стороны в сторону пальчиком ребенка или ватной палочкой. Язык начинает вибрировать и издавать «ррррр». Это означает, что «мотор» завелся.

При легком выполнении логопедических упражнений для постановки звука Р у детей можно переходить к запуску самой буквы. Также можно посмотреть видео уроки для постановки звука Р, чтобы наглядно увидеть, каким образом происходит тренировка.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв. Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок. Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector