Как научить ребенка выговаривать букву [р]: в домашних условиях

Содержание:

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Дифференциация звуков

Чтобы не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:

  • Рожь — ложь
  • Лак — рак
  • Лаз — раз.

В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.

Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.

Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!

Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание

Ход занятия.

1) Организационный момент. (Психогимнастика).

* Стоя на ковре.

Логопедобращается к ребенку:

— Я очень рада, что ты пришел на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.

Далее ребенок присаживается за стол).

2) Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

— Посмотри, кто нарисован на картинке?

-Правильно, это тигр.

— Покажи, как рычит тигр? (р-р-р).

— Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук в слогах, словах, предложениях.

3) Артикуляционная гимнастика. (с картинками).

*Сидя за столом.

— Сейчас мы будем делать зарядку для языка. Помогать нам будут картинки.

(Упражнения: «Почистим верхние зубы», «Накажем непослушный язык»,

«Лошадка»). Расскажи, что делают губы, зубы, язык, горло, когда мы произносим звук

4) Развитие речевого выдоха.

* Стоя около стола.

— А теперь возьми вертушку и подуй на нее.Не забудь: при вдохе дышим носом, плечи не поднимаем; при выдохе дышим ртом, щеки не раздуваем.

-Молодец.

5) Пальчиковая гимнастика.

*Стоя около стола.

-Сейчас поиграем с пальцами. Большой палец будет здороваться с остальными с помощью слогов.

Ра-ро-ра-ры,

Ру-ры-ра-ро,

Ры-ро-ра-ру.

(Упражнение сначала выполняется правой, затем левой рукой).

6) Игра «Поймай звук».

*Стоя на ковре.

-Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные звуки,а ты хлопнешь в ладоши, если услышишь звук

п, т, к, м, р, л, с, р, п, т, р, д, р…

7) Игра «Найди звук».

*Сидя за столом.

— Перед тобой лежат картинки. Ты должен сказать, где в названии картинки находится звук : в начале, в середине или в конце слова.

8) Физминутка «Комар».

*Стоя на ковре.

-Ар-ар – вот комар! (Руки на поясе, повороты головы из стороны в сторону)

-Ар-ар – злой комар! (Руки на поясе, поморщить лоб, показать злость)

-Ра-ра – не боимся комара! (Руками отпугнуть комара)

9) Игра «Будь внимательным».

*Сидя за столом.

-Сейчас ты будешь повторять предложения. Слушай внимательно и запоминай их.

Тигры громко рычали.

У верблюда горб.

Сегодня морозное утро.

Шофер управляет грузовиком.

Рая сорвала ромашку.

Утром бывает роса.

Захар покупает розы.

10) Игра «Составь предложение».

*Сидя за столом.

-Я тебе раздам картинки, на них нарисованы разные предметы. Ты должен составит предложения с названиями этих предметов.

Помидоры…

Расческа…

Ворона…

Мухомор.

-Молодец! Интересные предложения у тебя получились.

11) Итог занятия.

-Какой звук мы сегодня повторяли?

-Какие слова с этим звуком ты запомнил?

-Какие игры тебе понравились?

-Что было для тебя трудным?

Постановка звука без логопеда

Как научить говорить букву Р? Чтобы научить ребенка, как правильно говорить букву Р, стоит соблюдать следующие правила организации упражнений, артикуляционной гимнастики, а также развития речевого дыхания:

  1. До 2-летнего возраста не нужно требовать от малыша выговаривания сложных звуков, так как дети сначала учатся произносить простые. Лучше всего подготовить речевой аппарат с помощью легких заданий.
  2. Начинать занятия стоит по достижении ребенком 5 лет. Они могут совпасть с периодом, когда он учится читать, это позволит расширить круг занятий.
  3. Наиболее действенные методики проводятся в игровой форме, так как маленькие дети не имеют интереса к обычным заданиям.
  4. Родителям необходимо провести полный курс до конца. В противном случае, их чадо может не освоить умение полностью. Например, не научится выговаривать мягкий или твердый звук.
  5. Тренировку целесообразно выполнять ежедневно согласно составленному графику, так как длительные перерывы могут свести к нулю все достигнутые успехи. Только регулярное повторение приведет к автоматическому правильному звукопроизношению.

Следует помнить, что исправление дефектов речи под силу каждому родителю, но для этого нужно ознакомиться с полным курсом речевой гимнастики. Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р поможет решить обе задачи:

  • Готовит органы речи к произнесению буквы.
  • С ее помощью происходит «разогревание» языка, губ, щек перед тренировкой.

Гимнастику для речевого аппарата намного удобнее выполнять напротив зеркала или так, чтобы происходило подражание взрослому. Тренинги стоит проводить ежедневно, но недолго, во избежание утомления. Для речевой гимнастики предпочтительна игровая форма.

Хороший выдох – основополагающая составляющая успешного результата. Выработать выдох помогут мыльные пузыри или маленький шарик от пинг-понга, который сильным и точным выдохом необходимо задуть в ворота. Эти и другие веселые тренинги способствуют организации правильной воздушной струи. Далее представлены упражнения для постановки звука Р:

Возьмите на заметку просто и доступное упражнения для развития хорошего выдоха – игра с мыльными пузырями

  • «Индюк». С приоткрытым ртом, дотянувшись до губы, расположенной сверху, двигать краем язычка вперед и назад по ней. Не отрываясь от губы, постараться выговорить «бл – бл – бл – бл – бл», увеличивая темп.
  • «Маляр». Задание заключается в «окрашивании» языком всей внутренней поверхности рта (в том числе щек, неба, зубов). Делать это движениями «назад-вперед».
  • «Лошадка». Суть заключается в щелканье языком по нёбу, имитируя лошадиное цоканье.
  • «Грибочек». Это задание считается продолжением «Лошадки». Остановить язычок, «приклеить» его к небу и удержать в таком положении 10 секунд. Натянутая подъязычная уздечка считается «ножкой грибочка».
  • «Моторчик». Название главного задания основано на похожем звучании Р с моторным запуском. «Моторчик» – продолжение «Грибочка». Под язычок, прижатый к верхнему небу, поставить пальчик. Рекомендуется использовать палец самого ребенка или обычную ватную палочку. Малышу нужно одновременно сильно выдохнуть и произнести длительное «дддддд». В это же время следует производить колебательные движения из стороны в сторону пальчиком ребенка или ватной палочкой. Язык начинает вибрировать и издавать «ррррр». Это означает, что «мотор» завелся.

При легком выполнении логопедических упражнений для постановки звука Р у детей можно переходить к запуску самой буквы. Также можно посмотреть видео уроки для постановки звука Р, чтобы наглядно увидеть, каким образом происходит тренировка.

Почему не получается звук «р»?

Здесь мы рассмотрим возможные причины возникновения проблемы с произношением:

  • Прононс. Буква проговаривается как-бы в нос, будто при рините. Это происходит из-за отсутствия тонуса мягкого нёба, которое должно перекрывать поток воздуха в нос.
  • Окрик ямщика. Здесь звук «р» деформируется с помощью губ в кучерское понукание «тпру!». Хвала Авиценне, этот дефект речи довольно редкий.
  • В произношении участвуют боковые части языка.

При попытке проговаривания вредной буквы «р» человек выпускает воздух не прямо перед собой, а сбоку.

  • Английский одноударный «R». Язык один раз касается твердого нёба, вместо раскатистого многократного треньканья.
  • Французское произношение. Картавое горловое произношение. Это возникает из-за вибрации маленького горлового язычка или же самого мягкого нёба.
  • Полный игнор этого противного звука. Например, вместо «кровать» выходит «ковать».

Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]

Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.

Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:

  • Показать как правильно должен формироваться звук.
  • Тренировать артикуляционную моторику.
  • Научиться управлять потоком воздуха.
  • Научиться идти к поставленной цели.

Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.

Упражнения для постановки звука для детей:

  • Игра с мячом на повторение животных.
  • Широкая улыбка.
  • Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
  • Высовывать и засовывать язык.
  • Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
  • Облизывать губы.
  • Дуть, не надувая щек.
  • Рычать
  • Тарахтеть как автомобиль.

После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.

Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать

Упражнения для постановки звука для детей

Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.

Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.

Упражнения для постановки звука у детей:

  • Языком касаться альвеол и обратно.
  • Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
  • Цокать как лошадка.
  • Останавливать лошадку.
  • Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
  • Стучать языком по альвеолам.
  • Трещать, как сорока (трррррррррр).
  • Подражать мотору автомобиля.
  • Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).

Тренировка дыхания

Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:

  • Вызвать интерес к занятиям.
  • Развить просодику речи.
  • Ускорить правильное произношение.

Упражнения:

  • Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
  • Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
  • Произносить глухие согласные.
  • Произносить звонкие согласные.
  • Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
  • Сильный выдох.
  • Выдох с произношением буквы с.

Артикуляционная гимнастика

Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.

Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.

Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному. Упражнения для мышц:

Упражнения для мышц:

  • Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
  • Сделать губы, как у уточки и застыть.
  • Языком вертеть в разные стороны.
  • Надувать щеки и сдувать.
  • Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.

Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.

Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа

Техника постановки

Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.

Речевая гимнастика

Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:

Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.

Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:. Упражнения:

Упражнения:

  • Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
  • Повторять за логопедом скороговорки.
  • Изображать ветер.
  • Говорить с нарастающим звуком.
  • Произносить слоги.

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

Как взрослому научиться выговаривать букву р

Возможность не произносить букву Р, называется картавостью и приносит массу неудобств, как ребёнку, так и взрослому. Формируются комплексы, и, к сожалению, освоить некоторые профессии картавым невозможно. У детей большая вероятность исправить это, после посещений логопеда, но вот как быть взрослому, тут вопрос. Как старше становиться человек, так больше работы требуется на постановку правильного произношения.

Речевой аппарат и мышцы взрослого, приучены к определённому произношению. Для переучивания необходимо приложить массу усилий, время. Только нет невозможного, важна тяга к лучшему и терпение, при сталкивании с трудностями. Признание проблемы, уже первый шаг к её решению, примите следующие рекомендации к сведению:

  1. Найдите в интернете несколько скороговорок. Не зря маленьких детей заставляют в детстве произносить их, они тренируют артикуляционный аппарат, помогая произносить звуки. Выделите примерно пять скороговорок с частым употреблением нужно буквы.
  2. Ни в коем случаи не избегайте слова, содержащие сложный для Вас звук. Нужно бороться со своими комплексами, работайте над своим отношением к дефекту. Скрыть произношение можно, но вот проблему углубите при этом ещё дальше в свою голову.
  3. Положите перед собой зеркало, произнося сочетания «ла», «та», смотрите в каком положение находится язык, губы.

Автоматизация звука

Научить малыша произносить букву Р – это половина дела. Необходимо довести процесс до автоматизма

Важно, чтобы ребенок не только рычал как тигр, но и проговаривал «р» и «рь» в словах, независимо от их местоположения и сочетания с другими звуками

Для автоматизации используют слова и предложения, в которых часто встречаются «р» и «рь». Если малыш забудется и пропустит сложную букву, необходимо остановить его и попросить повторить сказанное правильно. Со временем ошибки исчезнут из детской речи.

Существует множество способов, как ребенка научить говорить букву Р.

Рычание

Дети любят подражать животным. Можно поиграть в зоопарк и порычать как собака или тигр, устроить соревнования, кто это делает громче, смешнее, грустнее, страшнее.

Слоги

Важно закреплять букву Р в разных слогах. Начинать лучше с простых: ра, ар, арь, ро, ор, орь, ру, ур, урь и других. Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее)

Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои

Повторять многократно «ра-ра-ра» или «ар-ар-ар» скучно, поэтому необходимо превратить занятие в игру: кто проговорит тише (громче, смешнее, страшнее). Детям нравятся чистоговорки. Можно использовать готовые или придумать свои.

Полезно чередовать слоги с буквой Р, можно добавлять слоги с другими, близкими по звучанию, согласными.

Например:

Ра-ро-ру-ры

Ар-ор-ур-ыр

Ра-ла-ра-ла

Позже можно подобрать более сложные слоги: бра, тра, дро, вры, утр и прочие. К ним также необходимо подобрать чистоговорки.

Слова и фразы

Выученные слоги необходимо вставлять в слова и словосочетания, которые нужно проговаривать с ребенком.

Сначала необходимо подобрать простые слова, например, рыба, река, рука, набор, шарф, затем более сложные – барабан, карандаш, грузовик, рукавица.

Скучное повторение лучше превратить в игру. Можно предложить ребенку рассмотреть картинку и найти предметы, в названиях которых есть буква Р.

На рисунке легко отыскать гриб, мухомор, трубу, крышу, реку, берег, пристань, корзину, ведро, бороду, старика, дерево, пригорок, пузырь и т. д.

Необходимо следить, чтобы ребенок произносил «р» и «рь» правильно.

Можно усложнить игру и попросить малыша не только называть предметы, но и составлять с ними предложения.

Например, девочка пускает пузыри. Мальчик прячется под мухомором. Дедушка собрал грибы.

Играть в слова можно и без картинок. Достаточно оглянуться вокруг. Дома, на улице, в транспорте ребенок найдет множество слов с буквой Р. Можно устроить соревнование, кто перечислит больше предметов.

Когда малыш освоит новую игру, нужно усложнить ее. Взрослый должен перечислять слова с буквой Р, а ребенок – делить их на 2 группы, с твердым «р» и мягким «рь», и повторять. Можно предложить малышу вставать или поднимать руки, когда слышится «р», и приседать или опускать руки, если звучит «рь».

Скороговорки

Скороговорки – самый простой и известный способ автоматизации правильной артикуляции. Каждый человек с детства помнит Греку с раком, Сашу с сушкой и траву на дворе. Рассказывать скороговорки – веселое и полезное занятие.

Однако ребенку быстро надоедает просто читать и учить скороговорки, поэтому нужно превратить занятие в игру. Можно рассказывать с разной громкостью, скоростью, интонацией, желательно подобрать картинки, иллюстрирующие скороговорки.

Стихи и песни

Небольшие стихи и песенки с простой рифмой, легким ритмом и веселым содержанием помогают закрепить произношение «р» и «рь» и доставляют малышу удовольствие.

Из множества стихов и песенок лучше выбирать насыщенные буквой Р.

Необязательно искать длинные произведения, достаточно 4–8 строчек

Яркие иллюстрации к стихам помогут поднять настроение и привлечь внимание ребенка

Как научить ребенка говорить звук [Р]

Во взрослом возрасте дефекты речи тяжело исправить. Поэтому родителям нужно внимательно смотреть за развитием ребенка и своевременно исправлять нарушения.

Что делать, если малыш не говорит звук ?

Обычно нарушения звукопроизношения становятся очевидными к шестилетнему возрасту. В этот период разница с нормально говорящими детьми становится очевидной.

Картавость может послужить причиной развития комплексов и ограничить выбор профессии

При выявлении проблемы нужно сразу обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведет полноценную диагностику и сделает полноценное заключение.

Важно! В некоторых случаях, родители не замечают, ничего кроме проблем со звукопроизношением. Но нарушена может быть и лексика, грамматика, просодика и т. д

Не стоит затягивать с исправлением дефекта, так как в дошкольном возрасте легче все исправить.

Возрастные нормы

Прежде чем решать, как научить ребенка говорить букву Р, нужно определиться с тем, когда это делать. Каждый малыш осваивает звуки постепенно. К четырем годам он осваивает группы свистящих (, , ) и шипящих (, , , ).

Соноры (, и мягкие пары) появляются примерно в пятилетнем возрасте. До этого времени их отсутствие считается нормой. Поэтому можно не беспокоиться.

Физиологические причины картавости

Ребенок может не произносить звук из-за неправильного развития артикуляционного аппарата. В первую очередь это касается подъязычной уздечки.

В норме малыш должен поднимать язык к небу и дотрагиваться кончиком до верхних зубов

В случае, когда уздечка короткая, язык ограничен в движениях или вовсе малоподвижен. Проверить ее размер очень легко. Достаточно попросить ребенка открыть рот и предложить коснуться кончиком языка верхних бугорков за зубами.

Сложно произнести звук из-за дефектов зубочелюстной системы. Если отсутствуют два-три верхних зуба, ребенку сложно удерживать язык наверху и это негативно скажется на произношении.

В каких случаях нужна консультация логопеда

Выговаривания звука должно быть сформировано к школе. Иначе дефект негативно скажется на формировании навыков чтения и письма.

Поэтому если у родителей есть сомнения насчет того, правильно ли их ребенок говорит, то им стоит обратиться к логопеду. В шестилетнем возрасте картавость уже не считается нормальной. Если, помимо звука , страдают и другие звуки, то нужно срочно обращаться к специалисту.

Иногда дошкольник меняет звук на  или искажает его. В таком случае тоже нужна консультация логопеда.

Быстрые техники обучения

Родителей может обеспокоить, что ребенок не выговаривает букву Р, упражнения для постановки звука можно выполнять в домашних условиях. Это позволит быстрее исправить дефект и вызвать нормативное произношение.

Важно! Срок коррекции зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. Процесс может занять до года

Необходимо каждый день делать артикуляционную и дыхательную гимнастику — это позволит вызвать звук. После того, как ребенок начнет уверенно все делать, то используют специальный зонд с шариком на конце. Его заводят под язык и быстро раскачивают с его помощью орган — это позволяет вызвать вибрацию.

Можно ли научить говорить по подражанию

Некоторые звуки возможно поставить по образцу. То есть достаточно объяснить дошкольнику положение органов артикуляции, и он легко скажет все правильно. Но звук таким способом вызывать невозможно, так как должна быть вибрация языка.

Иногда родители неправильно учат ребенка, и он начинает говорить горлом или «по-французски». Такое произношение не считается нормативным и его нужно исправлять.

Шопинг

Ротацизм (картавость) – неправильное произношение звука «Р». Этот дефект речи, затрудняющий общение, поддается коррекции в любом возрасте.

Основные причины нарушения дикции у взрослых: привычка произносить звук «Р» не языком, а горлом, а также особенности строения речевого аппарата (короткая уздечка языка), слабость мышц языка, снижение слуха, осложнения после сильного стресса или получения травм.

Гимнастика

Для того чтобы взрослому научиться выговаривать букву «Р» при помощи специальной гимнастики, необходимо:

  • Улыбнуться, не смыкая челюсть, язык прижать к верхним зубам, выговаривать букву «Р»;
  • Высунуть язык, подув несколько секунд, спрятать его (повторить упражнение 5 раз);
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, зафиксировать на 15 секунд (повторить 6 раз).

В течение дня нужно тренировать артикуляционный аппарат с помощью скороговорок, в которых присутствует буква «Р» («Три дроворуба рубят дрова», «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали»).

Растягивание уздечки языка

При врожденной короткой языковой уздечке необходимо выполнять упражнения, помогающие сделать ее более эластичной. Для выполнения упражнений нужно:

  • Попеременно пытаться дотягиваться языком до носа и подбородка, повторить 5 раз в обе стороны;
  • Тянуть язык поочередно к уголкам рта (нижняя челюсть неподвижна), выполнить 10 раз;
  • Не открывая рта, двигать языком влево и право, касаясь каждой щеки, сделать упражнение 8 раз;
  • Открыть рот, провести языком от зубов вглубь рта (нижняя челюсть должна быть неподвижной), повторить 5 раз.

Подрезать уздечку языка можно с помощью хирургического вмешательства. Операция проводится под местным наркозом, в результате подвижность языка полностью восстанавливается.

Укрепление языковых мышц

Для развития подвижности языка существует комплекс ежедневных упражнений. Для выполнения требуется:

  • Открыть широко рот, коснуться языком верхней губы, сделать круговое движение (повторить 7 раз);
  • Дотронуться кончиком языка до внутренней поверхности зубов, водить им в обе стороны с закрытым и открытым ртом попеременно, (выполнить 6 раз);
  • Цокать языком в течение 3-х минут;
  • Дотрагиваться языком до десен слева и справа верхней челюсти (попеременно 6 раз);
  • Высунуть кончик языка между передними зубами, двигать в разные стороны, покусывая язык в течение 1-й минуты.

При частичной потере слуха необходимо обратиться к отоларингологу. Если дикция нарушена из-за неврологических проблем, потребуется консультация психолога, невролога или психотерапевта.

Советы

  1. До двух лет не стоит настаивать на том, чтоб карапуз начал выговаривать сложные звуки. Родители должны понимать, что в первую очередь, малыш будет произносить простые.
  2. Когда малышу исполнится пять лет, самое время начать активно изучать правильное произношение буквы р. Желательно, чтобы занятия проходили в игровой форме, ребенку будет интереснее.
  3. Запаситесь терпением. Вам предстоит нелегкий труд, но при соблюдении всех правил, при Вашей настойчивости впереди ждет успех. Если проблема в уздечке, необходимо обратиться к хирургу, поговорить об устранении этого дефекта.
  4. Занятия должны быть ежедневными, обязательно в одно и то же время. Большие разрывы между тренировками сведут на нет все успехи.
  5. Идеально, чтоб упражнения малыш делал перед зеркалом или старался повторять за взрослым, подражал ему. Хоть занятия должны быть ежедневными, но проводиться недолго, чтоб малыш не утомился.
  6. Чтоб ребенок достиг результата, надо научиться делать хороший выдох. С этой целью можно использовать мыльные пузыри малыш научится делать выдох, выдувая пузыри. Также может помочь шарик от пинг-понга, пусть ребенок при помощи дыхания постарается задуть его в ворота. Данное упражнение позволит правильно организовать воздушную струю.
  7. Время для занятий выбирайте спокойное, когда малыш в хорошем настроении.
  8. Упражнения должны быть в игровой форме, чтоб ребенку было интересно. В противном случае, карапуз не будет заинтересован в занятиях, очень быстро потеряет к ним всякий интерес.
  9. Обязательно хвалите малыша за его успехи, даже если они незначительные.
  10. Если у ребенка совсем не получается, не нужно его упрекать и насмехаться над ним.
  11. Недопустимо сравнивать свое чадо с другим малышом, ведь так не избежать развития низкой самооценки и ряда комплексов.
  12. При общении с ребенком не нужно сюсюкать, как-либо искривлять слова, ведь ему будет сложно понять, почему Вы требуете от него правильного произношения, когда сами говорите неверно.
  13. Первым делом необходимо произносить сам звук, после этого можно перейти к мягкому звуку, далее следует начать употребление звука в слогах, следующим этапом является переход к словам, затем скороговоркам.

https://youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Теперь Вы знаете, как быстро научить малыша говорить р. Помните о том, что лучше посетить логопеда даже, если уверены, что сможете справиться своими силами. Не забывайте, что родители не всегда могут правильно определить причину речевого отклонения. Помните, что занятия с ребенком нужно проводить ежедневно, но не стоит его сильно переутомлять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector