Какие игры и занятия помогут в развитии 8-месячному малышу?
Содержание:
- Увлекательные занятия для развития мелкой моторики
- Советы родителям
- 10 лучших игрушек для развития малыша
- Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары
- Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?
- Что должен уметь делать восьмимесячный малыш
- Как развивать мелкую моторику малыша и зачем это нужно
- 11. Развитие навыков самообслуживания
- Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка
- Особенности гигиены и ухода
- Особенности ухода и гигиены
- Пальчиковые игры
- Психологические навыки
- Развиваем интеллект малыша
- Игры на физическое развитие
- Физическое развитие малыша
- Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка
- Десять лучших игрушек для развития малыша
- Полезные занятия
- Речевые способности
- Как создать благоприятную атмосферу для занятий
- Физические данные
- Как развивается ребенок в 8 месяцев
Увлекательные занятия для развития мелкой моторики
Когда двух или трехлетнего малыша приводят к специалисту и мама жалуется на отсутствие речи, первое, что посоветует доктор — развивать мелкую моторику. Чтобы не столкнуться с подобной проблемой в будущем, упражнения можно начинать делать с самого раннего возраста.
Лучшие развивающие игры для малыша 7 месяцев:
- сбор мелких предметов. Необходимо рассыпать фасолины, цветные бусинки, макароны или прочее, дать малышу ведерко и попросить собрать разбросанное в емкость;
- игра с цветной бумагой. Необходимо давать ребенку листики. Сначала он будет их мять и рассматривать, а затем — отрывать кусочки. Такое занятие очень полезно для моторики. Стоит понимать, что обычная бумага не подойдет — она хуже рвется и мнется;
- рисование на муке или манке, перебирание круп. Попутно нужно учить малыша делать захват щепотью (тремя пальчиками);
- перебирание бус. Желательно, чтобы они были разноцветными и достаточно крупными. Можно приобрести специальные детские бусы и шнуровки;
- другие. Не менее полезно играть с ребенком в «Ладушки» и другие народные потешки.
Поскольку малыши до года еще плохо владеют пальчиками, полезно проводить деткам массаж, стимулирующий мелкую моторику и ловкость рук.
Несколько упражнений:
- танцы. Необходимо сгибать и разгибать пальчики на каждой ручке по несколько раз. С большим, проводить следующие манипуляции: опускать вниз, поднимать вверх, двигать по кругу;
- поглаживание. По каждой ручке малыша нужно аккуратно водить по направлению к центру (пять – шесть раз);
- раскрыть ладошку малыша и совершать движения по спирали от центра до зоны, расположенной чуть выше основания пальчиков. Повторять несколько раз.
В непосредственной близости друг от друга в мозге человека расположены два центра — моторный, отвечающий за речь, а также руководящий пальцевой моторикой. Стимуляция последней помогает улучшить интеллектуальные, творческие, мыслительные и прочие навыки у малыша
Именно поэтому, так важно ежедневно выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.
Советы родителям
- Настало время активного изучения пространства. И главное, чтобы это пространство было безопасным. Поставьте заглушки на розетки, все сыпучие, мелкие, хрупкие и колющие предметы и вещи уберите наверх, в недосягаемость маленьких ручонок. Убраны должны быть и все порошки, лекарства. Помните, все что шатается и плохо закреплено может навредить малышу. И недооценивайте его в этом вопросе!
- Но безопасность должна касаться не только физической активности ребенка. Малыш должен знать, что его любят, даже за маленькие шалости, что мама и папа всегда вернутся, помогут.
- Учитывайте темперамент и желания крохи. Если ребенок не хочет заниматься или кушать — не настаивайте. Не форсируйте события. Если соседская Лиза в восемь месяцев уже пошла, это не значит, что и Петя должен. Все строго индивидуально.
- Любите свое чадо и наслаждайтесь каждым мгновением его взросления.
10 лучших игрушек для развития малыша
Самые лучшие развивающие игрушки для девочек и для мальчиков одинаковые.
Комплект «Первые ЭМОЦИИ»
Развивающая игра Первые эмоции позволит вашему ребенку развивать эмпатию. Он сможет разобраться, что чувствует сам, и что чувствуете вы. Благодаря этому ему будет проще контролировать свои эмоции.
Набор «Skylark English for babies»
8 месяцев – это прекрасное время для начала изучения первых слов на иностранном языке. Они не только помогут малышу узнать другой язык, но и пополнить словарный запас на его родном.
При этом играя в Skylark English for babies вы заложите прочный фундамент для дальнейшего изучения английского, который непременно пригодится малышу.
Комплект «Говорим с пеленок»
Уже в восемь месяцев ребенок начинает произносить первые звуки, подражая взрослым. Помогите ему лучше развить навык речи с помощью набора Говорим с пеленок. Таким образом он сможет раньше научиться говорить, и вам станет проще общаться.
Книжка
Детские книжки обязательно должны быть с яркими картинками, стишками или коротенькими рассказами. Вы должны не просто читать то, что там написано, а внимательно вместе с малышом рассматривать изображения, обсуждая то, что на них нарисовано.
Возможно, даже стоит придумывать, о чем могли бы рассуждать герои картинок. Стишки и рассказы читайте эмоционально. Так малыш научится понимать интонации.
Барабан
Все малыши очень любят музыкальные игрушки. И барабан – это как раз то, что им надо. Он поможет развить музыкальный слух.
Детям очень важно узнать, как именно она движется для того, чтобы потом сравнивать ее с большими автомобилями
Матрешки
Она будет довольно интересна для малыша в 8 месяцев. Он будет складывать и раскладывать ее. При этом он будет учиться понимать соотношение размеров предметов.
Каталка
Катая ее, малыш научится ходить и сам. Она натренирует его мышцы, научит удержанию равновесия и позволит гармонично начать самостоятельно ходить.
Сортер
Для того чтобы ребенок научился правильно соотносить размеры предметов, незаменимым будет наличие сортера. Он будет пытаться запихивать в отверстия различные игрушки и со временем поймет, что помещается, а что нет.
Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары
Для этой развивающей игры вам понадобятся разнообразные коробочки, баночки, корзиночки. Тара должна быть не слишком маленькой, чтобы рука ребенка в нее свободно помещалась, малышу должно быть удобно вкладывать в нее небольшие предметы: кубики, шарики, деревянные грибочки, да и собственно любые маленькие игрушки. Главное, нужно помнить, что если вы даете малышу игрушки слишком маленькие (меньше 3-4 см), нельзя оставлять его без присмотра!
Вот еще интересный вариант игры. Сложите несколько небольших игрушек в мешок и предложите малышу, опуская руку в мешок, доставать из него игрушки. Если вы возьмете непрозрачный мешок, появится элемент сюрприза, что очень нравится детям.
Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?
С 9 месяцев начинается принципиально новый этап в развитии ребенка, в частности меняется характер его взаимодействия с предметами. До сих пор ваш малыш преимущественно хватал и разбрасывал игрушки и все, что попадалось ему под руку. Ребенка привлекали разнообразные цвета, формы предметов, их хотелось хорошенько рассмотреть, потрогать, потрясти, бросить. Но теперь малыш начинает понимать, что помимо всего прочего, эти вещи еще и выполняют различные функции, могут быть использованы с какой-то целью. Кубики можно не только разбросать, но и построить из них башню. А пультом, оказывается, можно еще и телевизор включить. В этот период у малыша, наконец, появляется желание к созидательной деятельности. Впервые можно увидеть у ребенка стремление сложить что-то в коробочку, закрыть ее, нанизать кольца на пирамидку.
Поэтому одна из основных ваших задач, начиная с этого возраста – создать для ребенка соответствующую развивающую среду. А это значит, во-первых, предложить подходящие по возрасту и интересные для ребенка развивающие игрушки. А во-вторых, не запрещать малышу познавать огромное разнообразие других окружающих его предметов, не бросаться на него с криками «Нельзя!» при любой его попытке потрогать что-то новое (подробнее об употреблении слова «нельзя»). Те вещи, которые представляют опасность для ребенка, или те, которые вам очень ценны и дороги, нужно просто заранее убрать из зоны досягаемости крохи.
И так, как развивать ребенка в 9 месяцев:
Что должен уметь делать восьмимесячный малыш
Кроме активного ползания и первых попыток встать, ребенок «должен» (все строго индивидуально!) уметь:
- играть в ладушки, показывать ручкой «пока» как повторяя за взрослым, так и самостоятельно;
- отыскивать знакомый предмет взглядом, показывать на него;
- повторять за взрослым простые манипуляции — покатить мячик, приложить к уху телефон;
- подбираться к игрушке из любого своего положения, если переложить ее на некоторое расстояние от малыша;
- скинуть платочек, который на него накинут сверху;
- играть в прятки (искать взрослого);
- сбрасывать игрушки из кроватки, коляски на пол (это такая форма игры у него, а не проказы);
- пить из чашки которую держит взрослый;
- есть из ложки с помощью взрослого, делать попытки удержать этот предмет;
- держать сразу в двух руках игрушки.
Как развивать мелкую моторику малыша и зачем это нужно
Важную часть в психическом развитии занимает мелкая моторика. Уже давно учеными доказана связь между умением детей владеть пальцами рук и развитием речи.
Особенной востребованностью пользуется система Марии Монтессори. Для этого используются крупы, сыпучие продукты. Дети сортируют макароны разного цвета по емкостям, раскладывают орехи, желуди, каштаны. Любят дети искать в крупе спрятанную игрушку. Для этих целей походят рисовая, гречневая крупы, горох, пшено и др.
Полезно рисовать, лепить из пластилина, комкать и рвать бумагу. Развивающие игрушки – пирамидки, сортеры, конструкторы, бизиборды – улучшают мелкую моторику и способствуют навыкам речи.
11. Развитие навыков самообслуживания
- учимся регулярно мыть руки перед едой;
- учимся класть вещи по своим местам после игры;
- учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.
Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.
Кстати, о том, как развивать ребенка в 1 год 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей.
Искренне ваша, Яна Разначенко
Едим с аппетитом – что на столе у 8-месячного ребенка
Грудной ребенок в 8 месяцев продолжает получать грудное молоко 2-3 раза в сутки (в зависимости от количества молока у матери). От дневного кормления грудью идет постепенный отказ, его заменяют кефиром с размоченным детским печеньем, фруктовым пюре или соком. В остальных кормлениях преобладают:
- каша;
- творог;
- йогурт (предназначенный для малышей);
- овощное пюре с добавлением шпината, листовой петрушки, лука;
- овощные протертые супы;
- мясное пюре, в т.ч. с добавлением субпродуктов (печени, языка);
- отварное филе рыбы;
- фруктовое пюре или скобленое яблоко;
- детский травяной чай.
На заметку! Меню у детей на грудном и искусственном вскармливании к данному возрасту практически совпадает.
4 собенности кормления 8-месячного грудничка:
В возрасте 7-8 месяцев важно тренировать десна для постепенного приучения к жеванию более твердой пищи. Для этого малышу можно давать сухарик, который он будет обсасывать и пытаться разжевать.
Если кроха уже уверенно может самостоятельно сидеть, то кормить его можно за столом, усаживая на специальный детский стульчик
На шею надевается слюнявчик или завязывается салфетка. В руки ребенку дается ложка, которая пока играет символическую роль для формирования навыка самообслуживания (младенца кормит взрослый, пользуясь другой ложкой).
Необходимо всячески поощрять малыша пользоваться чашкой для питья. Удерживать в 8 месяцев чашку ребенок еще не может, поэтому его должен поить взрослый, а кроха пусть держится за неё рукой.
Перед кормлением каждый раз необходимо мыть ребенку руки. Это не только процедура соблюдения гигиены, – вода играет роль раздражителя нервных окончаний кожи. При регулярном мытье рук перед едой образуется условный рефлекс, стимулирующий выработку пищеварительных соков, что усилит аппетит и создаст нужный настрой малыша к предстоящему приему пищи.
Особенности гигиены и ухода
В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.
Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком. От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку
От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.
Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными — к трем годам эта привычка должна стать естественной.
В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы — нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.
Особенности ухода и гигиены
Уход за ребенком в этом возрасте принципиально не отличается от предыдущих периодов.
Разве что только все хрупкие, мелкие и опасные предметы должны быть убраны из поля зрения ребенка, когда ребенок начинает ползать активно.
Полезным приобретением станет стульчик для ванны.
Посадив в него малыша, можно освободить руки, если до этого купание ребенка осуществлялось только вручную. Но ни в коем случае не оставляйте малыша одного. Не смотрите на бортики стульчика, они ненадежны, а крепление присосок может отойти.
Особенности гигиены мальчиков
Главный вопрос в гигиене подрастающего мужчины — это необходимость открытия головки. Единого мнения на этот счет нет. Одни специалисты активно говорят — «Открывайте», — другие яро протестуют против этого.
Так или иначе, придерживайтесь своего решения и осуществляйте все гигиенические процедуры, что и делали раньше до достижения 8 месяцев. Каких-либо новшеств в этом вопросе нет.
Но если же решение открывать назрело в этот период, то делайте это крайне осторожно. в теплой воде, в очень слабом растворе марганцовки или травяном настое
Особенности гигиены девочек
Каких-либо изменений в гигиенических процедурах у девочек в этот период также нет.
Теплая проточная вода, щадящие моющие средства, использование мыла только 2-3 раза в неделю, чтобы избежать возможное воспаление — вагинит.
Однако, возрастает возможность проявления синехии, слипания малых половых губ. Зачастую этот распространенный физиологический феномен проходит сам собой к пубертату.
Но если есть место для воспаления, которое проявляется температурой, затрудненностью мочеиспускания, то необходимо срочное лечение.
А чтобы исключить возможное воспаление, следите тщательнее за малышкой
Девочка уже умеет садиться, и крайне важно чтобы она не присаживалась на холодные поверхности
Пальчиковые игры
Для того чтобы играть в некоторые игры вообще ничего не нужно, а развивают они не хуже специализированных игрушек. Это всем известные «сорока-ворона», «семья», «ладушки» и другие. Они очень простые, но в то же время веселые и нравятся детям. Такие игры помогут развить мелкую моторику, речь и фонематический слух. Причем они будут интересны вашему ребенку даже в три года.
Семья мышек
Вот текст этой игры:
На каждое предложение стишка есть свое действие. В этой игре последовательность такая: сложить лодочкой руки, поднести их к ушку, поднять руки и покрутить в разные стороны, складываем одну руку в кулак, отгибаем на ней большей палец и гладим его, дальше на каждую мышь делаем то же самое с остальными пальцами.
Ежик
Вот текст:
Во время игры под слова стишка сложите руки в замок, но выпрямьте пальцы, как будто это колючки. С помощью указательного пальца помашите, как будто вы говорите «нет». Сожмите одну руку в кулак, а вторую положите сверху. Это будет грибок. И последнее: спрячьте обе руки за спину.
Медведь
Текст стишка для этой игры:
Как играть: сложите руки в «домик» над головой, затем пройдитесь пальцами, постучите пальцами по любой поверхности, а в конце сделайте вид, что спите.
Психологические навыки
Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.
В год и восемь месяцев ребёнок:
- демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
- показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
- пытается обозначать свои желания словами или жестами;
- слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
- активно жестикулирует;
- меняет интонацию;
- играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
- умело повторяет за взрослыми, подражает им;
- проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;
К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников
Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.
Развиваем интеллект малыша
В 7 месяцев ребенок активно изучает окружающее пространство — малыша интересует буквально все, что попадается на пути, поэтому важно вовремя убрать предметы, которые могут принести вред. Поскольку карапуз уже понимает большую часть того, что говорит ему мама, игры в этом возрасте становятся по-настоящему интересными для обеих сторон.. Доступные развивающие игры для детей 7 месяцев дома:
Доступные развивающие игры для детей 7 месяцев дома:
- волшебные шкатулки. Необходимо взять несколько разных по размеру коробочек и проделать в них небольшие отверстия. Внутрь нужно поместить интересные предметы (по одному): маленькое зеркальце, ложку, резиновую игрушку. Ребенок достает из коробок мелочи, если получается — помещает их обратно, а мама в процессе рассказывает о назначении каждого из них;
- «угадай, где». Для игры можно использовать сжатые кулаки взрослого, но интереснее будет, если взять два цветных пластиковых стакана. Их нужно перевернуть, спрятав под один интересный небольшой предмет. Быстро двигать емкости по столу в хаотичном порядке. Задача ребенка: угадать, где спрятано «сокровище»;
- «выбери игрушку». Это простая, но очень увлекательная игра, направленная на развитие мыслительных функций. В обе руки ребенку дают по игрушке, а затем предлагают третью. Чтобы взять ее, малышу приходится отпустить одну из первых двух;
- «потяни и возьми». На салфетку или платок нужно разместить небольшую, но интересную для крохи игрушку, так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Задача: показать ребенку, что желанное можно достать, подтянув край тряпочки на себя;
- «разрушение башни». Перед крохой нужно строить конструкции из легких кубиков и давать малышу их разрушать;
- «прятки». Можно скрывать яркие предметы под пеленкой или небольшим одеялом, а затем давать крохе возможность их находить. Прятаться может и мама, например, за углом, за манежем или за той же тканью.
Не стоит расстраиваться, если малыш пока не может освоить ту или иную игру — пройдет совсем немного времени, и он это обязательно сделает.
Игры на физическое развитие
Ползание – это лучшее упражнение. Застелите полы в доме мягкими одеялами, пледами, закрепив их по краям, чтобы не было складок. Разбросайте любимые игрушки по полу на некотором расстоянии друг от друга. Малыш проводит много времени, ползая от одной игрушки до другой, и даже иногда засыпает за игрой. Если одеяло мягкое, и нет сквозняков, малыша не стоит тревожить, просто укрыть сверху и оставить спать.
Активное ползание
Стимулируйте кроху ползти в вашем направлении, ласково подзывая его, а когда доберется, обнимите и расцелуйте. Малыш обрадуется своему достижению. Помните, общение с взрослым – главный стимул и движущая сила развития для ребенка.
Догонялки
Имитируя погоню, ползайте вместе с малышом, приговаривая: «Догоню, догоню!» — побуждая его ползти быстрее. Догнав кроху, подбросьте его пару раз вверх, и затем повторите игру.
Преодоление препятствий
В развитии координации поможет «полоса препятствий». Устройте гору из подушек, тоннель из больших коробок, пещеру из одеяла. Малыш, ползая и пробуя преодолевать препятствия, будет учиться соотносить размеры предметов, расстояние и свое положение в пространстве.
Тренируемся вставать
Приготовьте детский стульчик и наклоните его спинку так, чтобы малыш, стоящий на четвереньках, ухватился за нее. Легко потяните стульчик так, чтобы ребенок встал сначала на колени, а затем — на стопы ног. Возможно, первое время вам придется прижимать стопы крохи к полу.
Пробуем ходить
Дайте малышу свои пальцы, пусть крепко ухватится за них. Поднимите его на ноги и постойте так. Хвалите его, рассказывая, какой он уже большой, и это упражнение ему понравится. Потом потяните к себе за ручки, пусть попробует делать шаги. Естественно, делать это нужно на одеяле, чтобы, если ножки вдруг ослабнут, малыш просто мягко сел на попу.
Тренируем умение переступать
Все малыши сначала осваивают ходьбу вдоль опоры, держась за нее ручками. Это может быть диван, манеж, кроватка. Когда малыш стоит держась за опору, поманите его к себе игрушкой, побуждая пройти переступая ножками и перехватываясь ручками. Если малыш сделал хотя бы шаг, но дальше не хочет отдайте ему игрушку и похвалите. Повторите упражнение позже.
Учимся опускаться
Иногда дети, научившиеся вставать, не могут опускаться обратно на четвереньки. Чтобы научить малыша, поманите его, стоящего у опоры игрушкой. Когда он подойдет, опустите игрушку с опоры на пол или дно кроватки, побуждая малыша опуститься. Если у него не получается, помогите ему согнуть сначала одно колено, потом другое.
Настя, мама годовалого Матвея: «В 8 месяцев сынок любил показывать нам представления у телевизора, где обычно собиралась вся семья. Низкая длинная тумба с разложенными на ней игрушками – до сих пор его любимая площадка для игр. Он учился ходить, переступая вдоль тумбочки, брал игрушку одну за другой и показывал нам, вертел в руках, что-то по-своему рассказывал. Все аплодировали. Такой вот кукольный театр».
Физическое развитие малыша
Физическое развитие ребёнка в 8-9 месяцев немного притормаживает свой темп. Если в первые месяцы новорождённый мог набирать до килограмма в месяц, то к 8 месяцу дети набирают по 500-600 г, и подрастают на полтора-два сантиметра. К девятому месяцу малыши могут весить 8-9 кг при росте 67-71 см.
У детей уже есть несколько зубов. Обычно к этому возрасту успевает вырасти 4 зуба. Как правило, это два центральных резца снизу и сверху. Правда, у некоторых детей зубы могут и не появиться – это тоже считается нормальным, потому родителям волноваться не стоит. Если зубы есть, кроха может откусывать и пережёвывать мягкую пищу.
В это время дети активно совершенствуют двигательные навыки. Они могут переворачиваться в разные стороны, лёжа на спине и животе. Встают в кровати и пытаются передвигаться вдоль опоры. Ребёнок сам садится, точнее, плюхается
Это может напугать родителей, которые переживают, что кроха из-за своей неосторожности травмируется. Но ничего страшного не случится
Ребёнок хорошо ползает, и даже может во время марш-броска из одного места в другое держать в руке игрушку
Если ваш кроха пока передвигается с осторожностью, паниковать не нужно, он тоже находится в рамках нормы. Спокойно удерживает в руках небольшие игрушки и другие предметы
Об основных физических показателях:
Показатель |
Среднее значение в 8 месяцев |
Вес | 7900-8600 г |
Рост | 68,7-70,6 см |
Окружность головы | 43,4-44,5 см |
Окружность грудной клетки | 45,7-46,4 см |
Нейро-психомоторное развитие восьмимесячного ребенка
Моторика и психическое развитие ребенка в 8 месяцев продолжают развиваться и претерпевать изменения. Малыш с каждым днем все лучше понимает взрослую речь. Он уже способен выполнять простые просьбы, что говорит о правильном и всестороннем развитии ребенка. Привязанность к маме становится еще сильнее, чем в предыдущие месяцы. Кроха с плачем переносит расставания, а когда мама рядом – он спокоен. Некоторые дети в этом возрасте быстрее идут на контакт к незнакомому человеку, если он всячески играет с ребенком, проявляет к нему дружелюбие.
Чему научился малыш к 8 месяцам:
новые предметы ребенок изучает не только взяв в руки и потрогав, в восьмимесячном возрасте ему становится интересно пощупать материал, погладить его ладошкой или пальчиками;
просится на руки и тянется ко всему, что находится за пределами его доступности – к створкам шкафа, полкам, окну. При приближении к объекту, с интересом рассматривает все, пытается открыть закрытое, все трогает ручками;
понимает, если ему что-то запрещают, настораживается и обижается на строгий тон;
может 10-15 минут самостоятельно занять себя игрой, а если пришлось прерваться, то после краткого перерыва может снова вернуться к незаконченному занятию;
ребенок уже испытывает ощущения радости и неудачи, при невозможности достигнуть чего-то он расстраивается
С этого возраста родителям нужно уделять время для поддержки малыша, хвалить его и радоваться вместе с ним его первым успехам;
первые попытки манипуляции для достижения желаемого могут начаться как раз в 8-9 месяцев
Здесь важно осторожно, но настойчиво установить рамки – что можно, а что нельзя;
проявляет интерес к другим детям, стремится установить с ними эмоциональный контакт: улыбается, отвечает гулением на разговор, старается прикоснуться или, наоборот, стесняется и прячется за мамой.
Речь
Ребенок обращает на речь много внимания, пытается имитировать речь лепетом. Долго и с удовольствием «рассказывает» нараспев, придавая слогам разную интонацию. Появляются узнаваемые звуковые сочетания «ма», «па», «ба».
Слух
Услышав шум, ребенок прислушивается и поворачивает голову в его сторону. На неприятные, слишком громкие звуки малыш реагирует отрицательно – испуганно, с плачем. Понимает простые произнесенные просьбы («дай», «на», «где?»), также знает значения слов «нельзя», «нет».
Зрение
Малыш следит за всем предметами в его поле действия. Координация движений глазных яблок хорошо сформирована, ребенок не косоглазит
Обращает внимание на незнакомые предметы, интересуется ими, часто проявляет удивление.
Эмоции
От взрослого ребенок требует уже не только внимания и ласки, но и помощи в действиях с предметами и игрушками. Например, малыш выбрасывает игрушку на пол и ждет, когда мама её поднимет, при этом радостно смеется
Кроха постоянно занят чем-то, и в своих играх привлекает взрослого к совместной деятельности.
Моторика
Кроха способен устойчиво сидеть, самостоятельно садиться из любого положения. Встает на четвереньки, ползает. Активно пытается вставать на ножки, держась за опору. Уронив предмет, может наклониться и взять его, придерживаясь опоры.
Игра
Катает машинку, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа и наблюдает за ними, разбирает пирамидку. У ребенка растет умственное развитие, он настойчиво и целенаправленно отталкивает предметы, любит играть с неваляшкой. Может складывать мелкие предметы в крупные. С интересом перебирает мягкие шуршащие книжки, играет на развивающем коврике.
Десять лучших игрушек для развития малыша
Выбирая игрушки для 8-месячного ребенка, прежде всего обратите внимание на их безопасность: они не должны быть травмоопасными. Перечислим основные развивающие игры, которые будет интересны детям в этом возрасте:
- текстильные или картонные книжки;
- пирамидка;
- мячики;
- яркие кубики;
- резиновые игрушки для ванной;
- молоток;
- машинки;
- колокольчики;
- юла;
- музыкальный барабан или пианино.
Игрушки для развития мелкой моторики
Игры для развития ребенка у мальчиков и девочек в этом возрасте существенно не отличаются. Если вы вместе с грудничком начнете изучать рот и нос пупса, такая игра приведет в восторг любого ребенка, независимо от половой принадлежности.
Игрушки для девочек 8 месяцев
Для девочек в плане игрушек всегда на первом месте стояли куклы. Для этого возраста лучше приобретать больших кукол, у которых нет мелких деталей (пуговиц, застежек). Девочек также могут привлекать машинки, самолеты и катера. Развивающими игрушками могут быть игровые центры, музыкальные инструменты, мягкие игрушки.
Игрушки для мальчика 8 месяцев
Для 8-месячных мальчиков подойдут те же предметы, которыми играют девочки этого же возраста
При покупке развлечений обратите внимание:
- на мигающих роботов, издающих разные звуки;
- на большие машинки из пластмассы;
- на мягкие игрушки-погремушки;
- на мячики, пирамидки.
Полезные занятия
Существует еще немало полезных дел, с помощью которых можно не только увлекать, но и развивать ребенка в 8 месяцев. При этом что-то взрослые могут делать с ним вместе, а чем-то он займется и сам.
Например, кроха долго и увлеченно будет перебирать самые различные вещи и предметы, которые сложены в большой контейнер или коробку. Это могут быть обычные предметы обихода: ложки, ключи, платочки, расчески, мамины бигуди, папин фонарик, пустые флакончики (плотно завинченные) и т. д. Главное, чтобы среди таких предметов не было слишком мелких, которые без присмотра ребенок мог бы проглотить или сунуть в нос, ухо. Самостоятельно он может переливать воду из одного стаканчика в другой, если ему предоставить таз и коврик. Или выжимать губку, если в воду добавить немного шампуня (правда, только если мама точно знает, что кроха не станет есть шампунь).
Также самостоятельно ребенок может подолгу щупать мешочки, наполненные разными крупами, семечками, горохом, полиэтиленом. Помимо прочего, это прекрасно развивает мелкую моторику.
А вот рисование ладошками по манной крупе или муке (или пальчиковыми красками по бумаге), игры с бусинами или пуговками – тоже занятия, развивающие мелкую моторику, но уже требующие внимания или помощи родителей. Как и пальчиковые игры вроде «сороки-белобоки» или «ладушек». Сейчас ребенок может уже сам воспроизводить нужные действия, следуя за словами мамы.
Также вместе со взрослыми карапуз может рассматривать картинки в книжках, находя знакомые изображения. При этом мама должна всегда рассказывать что-то о картинке.
Кстати, более сложный, но при этом более эмоциональный вариант зрительной развивашки – рассматривать фотографии в семейном альбоме. Пусть малыш находит и показывает бабушку, дедушку, сестру или брата, маму с папой и, конечно, самого себя.
Мама может собрать небольшую башенку из кубиков, а затем показать малышу, как ее можно разрушить с помощью мячика.
Одно из самых полезных в этом возрасте занятий – отработка навыка ползания. Это и движение, и физическое развитие, и расход энергии. А еще – подготовка к освоению ходьбы. Чтобы ребенку было интересно ползать, его стимулируют к этому яркими игрушками (особенно светящимися или музыкальными). Можно усложнять ему задачу, заманивая под стол, обводя вокруг дивана или кресла, зазывая переползать через подушки.
Если кроха уже научился перешагивать, пусть топает около дивана, собирая разложенные на его поверхности интересные предметы.
Речевые способности
Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.
Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают — тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.
Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.
Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года — тогда стоит проконсультироваться с логопедом.
Как создать благоприятную атмосферу для занятий
Занятия и игры должны доставлять удовольствие. Немаловажную роль играет атмосфера. Чтобы создать нужное настроение, можно воспользоваться следующими приемами:
- Включить приятную музыку для фона (это может быть классика, детские песенки или просто любимые песни ребенка, возможно, ему нравится что-то из взрослого репертуара).
- Обеспечить хорошее освещение (можно подвинуть столик для занятий и игр к окну или включить свет в комнате).
- Если есть детский проектор (например, «звездное небо» или что-то в этом духе), можно включить его, делая игру по-настоящему волшебной.
- Положить рядом любимые игрушки малыша.
Физические данные
Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.
В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:
Показатели роста (в см) | Показатели веса (в кг) | Описание параметра |
Менее 75,9 | Менее 8,1 | Недостаточный |
Менее 78,6 | Менее 9,1 | Ниже нормы |
78,7-81,5 | 9,2-10 | Чуть ниже среднего |
81,6-87 | 10,1-12,8 | Норма (средний) |
87,1-89,7 | 12,9-14,2 | Чуть больше среднего |
89,8-92,5 | 14,3-15,8 | Большой |
Более 92,6 | Более 15,9 | Не соответствует возрасту, крайне большой |
В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:
Показатели роста (в см) | Показатели веса (в кг) | Описание параметра |
Менее 73,7 | Менее 7,5 | Недостаточный |
73,8-76,6 | 7,6-8,3 | Ниже нормы |
76,7-79,6 | 8,4-9,3 | Чуть ниже среднего |
79,7-85,6 | 9,4-12 | Норма (средний) |
85,7-88,6 | 12,1-13,6 | Чуть больше среднего |
88,7-91,6 | 13,7-15,6 | Большой |
Более 91,7 | Более 15,7 | Не соответствует возрасту, крайне большой |
Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.
Как развивается ребенок в 8 месяцев
Движение
В этом возрасте детки становятся весьма активными и любознательными. Большинство уже умеют ползать, а некоторые даже встают на ножки. Малышу все интересно! Он с удовольствием осваивает новые пространства квартиры, старается выползти из уютной детской в коридор, попасть в гостиную или спальню родителей. Ребенок любит подвижные игры, хлопает в ладошки. Стоя у опоры, ребенок топает ножкой, любит музыку, пытается пританцовывать сидя или стоя.
Зрение
Зрение 8-ми месячного ребенка становится четким и осмысленным. Он уже находит глазами знакомые предметы и радуется людям, которых знает. Незнакомцев малыш может побаиваться и испытывать дискомфорт в их обществе.
Слух
Большинство деток в этом возрасте начинают пугаться громких звуков. Это легко определить по тому, как малыш реагирует на крики, грохот или сирену. Он плачет и пытается прижаться к маме. Но зато приятную ритмичную музыку, детские песенки, стишки, прибаутки малыш воспринимает с удовольствием и радуется, когда их слышит.
Любые игры и занятия надо подбирать, исходя из тех умений и способностей, которые присущи возрасту малыша. Не стоит перегружать кроху слишком сложными заданиями, но и играть с ним, как с трехмесячным ребенком, тоже не нужно
Речь
В возрасте 8 месяцев начинает формироваться речь. Разумеется, ребенок еще не говорит, но начинает активно использовать разные звуки, которыми пытается что-то сообщить родителям или сопровождает ими игру. Речевые навыки нужно обязательно поощрять и развивать.
Эмоциональное развитие
Эмоции в возрасте 8 месяцев становятся более разнообразные. Конечно, больше всего эмоциональная активность ребенка связана с мамой. Малыш радуется и спокоен, когда она рядом и плачет и беспокоиться, когда ее нет в поле зрения. Также новые эмоциональные всплески могут быть связаны с появлением новых людей, игрушек, сменой обстановки
Очень важно позаботиться о том, чтобы общий эмоциональный фон в семье был спокойным и доброжелательным, а на кроху не могло быть оказано никакое негативное воздействие