Развивающие игры и занятия с ребенком от 3 до 4 лет
Содержание:
- Познавательное
- Изучаем новые понятия
- Развитие мелкой моторики
- Ночные ужасы: почему они случаются и что с ними делать
- Развивашки для детей
- Развивающие занятия и игры для детей от 2 до 11 лет
- Развивающие игры для детей 2-3 лет
- Развивающие игры для детей 4-5 лет
- Чем занять ребёнка 3-х лет дома
- С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию
- Правила построения занятий
- Особенности развития ребенка 3-х лет
- Особенности возрастной группы
- В данном разделе представлены задания для детей 3-4 лет.
- Игры с детьми 3-4 года для развития основных навыков
- Какие развивающие игры нужны ребенку в 3 года?
- Чему важно уделить внимание?
- Ход занятия
- Какие подвижные игры нужны ребенку в 3 года? Как играть с ребенком в 3 года?
- Упражнения на развитие устной речи
Познавательное
Дети в этом возрасте активно познают мир
А познавательное развитие должно включать в себя занятия на память, мышление, логику и внимание. В домашних условиях можно подготовить специальные тематические карточки с рисунками и словами. К примеру, можно сгруппировать их в сезоны, наземный транспорт, профессии и так далее
На что хватит фантазии, в то и группируйте.
А на занятиях показывайте ребёнку изображения и чётко произносите слова. Рассказывайте про особенности вещей. Также просите называть цвета и формы предметов. А далее можно усложнить задание. К примеру, вы называете какие-то вещи, а малыш должен обобщить их и сгруппировать. Изучайте с ребёнком части целого и учитесь находить лишнее.
Изучаем новые понятия
- Магазин;
- Поликлиника;
- Морской мир;
- Я и моя семья;
- Транспорт;
- Город.
В 2–3 года ребенок уже может систематизировать первые знания о жизни человека. Обсудите с ним:
- Профессии. Расскажите, кто работает в поликлинике, на железной дороге, в магазине.
- Труд человека. Объясните, что любую работу нужно ценить. У каждого есть свои обязанности: мама моет посуду, а папа – чинит кран.
- Части тела. Рассказывая о строении человека, не забывайте упомянуть о личной гигиене.
- Бытовую технику. Обязательно подчеркните, что она может быть опасной, если пользоваться ею неправильно.
На нашем сайте также представлена серия онлайн игр и упражнений, направленных на развитие мышления, внимания и памяти. Они созданы с учетом известных методик, поэтому регулярные занятия способствуют эффективному развитию познавательных процессов.
Заниматься с ребенком самостоятельно не сложно. Одни упражнения можно выполнять во время прогулок и путешествий, другие – требуют подготовки. Однако такие занятия станут мощной базой для последующего развития ребенка. Он будет лучше понимать мир и чувствовать себя в нем в безопасности.
Развитие мелкой моторики
Дети раннего дошкольного возраста продолжают осваивать работу с мелкими предметами. Их притягивают всевозможные шнуровки, замки, молнии, кнопки. Постоянно пополняйте личные запасы новыми развивающими играми.
Пальчиковая гимнастика — это еще один вид развивающей игры, которая должна присутствовать в жизни малыша. Ищите в литературе новые упражнения и разучивайте их с ребенком.
Вот один из примеров:
Мы печём пшеничные
Пироги отличные. (Одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим пирожки).
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные? (Две ладони рядом, изображая поднос с пирожками).
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора. (По очереди загибаем пальцы, начиная с большого).
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже. (Машем ладонями по направлению к себе – зазываем гостей)
Тесто замесили мы, (изображаем руками, как месят тесто)
Сахар не забыли мы. (Сыплем сахар щепоткой)
Пироги пшеничные
В печку посадили мы. (Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
— Крошки, что останутся,
Воробью достанутся. (Изображаем, как воробей клюёт крошки – указательным пальцем одной руки с ладони другой руки).
Ночные ужасы: почему они случаются и что с ними делать
Что такое ночные кошмары
Ночные кошмары — это нарушения сна, при которых ребенок может внезапно плакать, кричать, стонать, бормотать в постели с широко открытыми глазами, но без бодрствования. Поскольку она застряла в некой сумеречной зоне между сном и бодрствованием, она не знает о вашем присутствии и вряд ли будет реагировать на все, что вы говорите или делаете. Эпизод длится от двух до 40 минут, и когда он закончится, ваш ребенок внезапно снова ложится спать без памяти об этом инциденте.
Чем ночные кошмары отличаются от ночных ужасов
Sixtine fights a monster in her bedroom in Laure Fauvel’s “Terreurs”, 2014, in Paris, France. An imaginative photographer has brought to life monsters that haunt children’s nightmares. Armed with sticks, wands and swords the eight and nine year-olds appear to be getting the upper-hand against the villains. Parisian photographer Laure Fauvel, 22, said: I wanted the children not be victims and to fight the monsters. (Photo by Laure Fauvel/Barcroft Media)
В отличие от ночного ужаса, кошмар оставляет вашего ребенка по-настоящему бодрым — она может вспомнить свой сон и иногда говорить об этом. Кроме того, детям снятся кошмары во время сна часто в ранние утренние часы между 2 и 6 часами утра. С другой стороны, они обычно испытывают ночные страхи в первые несколько часов ночи во время глубокого сна без сновидений.
Самый простой способ определить разницу между ночным ужасом и кошмаром — это спросить себя, кто более расстроен этим утром. Если ваш ребенок более взволнован, у него был кошмар. Если вы тот, кто обеспокоен, у нее, вероятно, был ночной ужас. «Ужас» длится гораздо дольше у родителя, который наблюдал за ним, чем у ребенка, который его пережил.
Что вызывает ночные кошмары и можно ли их предотвратить
Нет определенного способа предотвратить ночные кошмары, потому что никто точно не знает, что их вызывает. Ночные кошмары могут возникать из-за неустойчивого или недостаточного режима сна или любого типа недосыпания. Они вызваны стрессом в течение дня или чрезмерной усталостью. Что будет известно, что, сами по себе, ночные кошмары не значит у ребенка есть психологическая проблема.
Решение любых других проблем со сном, которые есть у вашего ребенка (например, вставание среди ночи ), и обеспечение того, чтобы он регулярно ложился спать с успокаивающим режимом и получал достаточно часов сна, может помочь предотвратить ночные страхи. В некоторых случаях ночные кошмары вызваны апноэ во сне , серьезное, но поддающееся лечению расстройство, при котором увеличенные миндалины и аденоиды (нормальные ткани в горле) блокируют дыхательные пути во время сна, затрудняя дыхание и побуждая ребенка частично проснуться.
Развивашки для детей
Ах, как жаль, что не существует развивашек для взрослых! Многие дяди и тети с удовольствием пели бы песни по расписанию, кувыркались в бассейне и рисовали солнышки и домики, чтобы вывесить их на общую стену. С тех пор, как в СМИ появились публикации с рассказами об открытиях психологов и нейрофизиологов в области детского развития, идея развивать детей специальными усилиями нашла реализацию в специальных учреждениях — детских центрах и клубах. Как правило, занятия в таких учреждениях называют “развивашки”. Их отличие от детского сада заключается в не обязательном присутствии режимных моментов: сна, обеда и ужина и т.п.
Развивающие занятия и игры для детей от 2 до 11 лет
Перейти к занятиям
Только подумайте: весь смысл развивающих занятий для детей заключается в том, чтобы помочь родителям организовать веселый и полезный досуг ребенка. Да, привлекать родителей можно различными лозунгами и смыслами: “старше трех уже поздно”, “надо растить гармоничного ребенка” и прочими. Но правда жизни в том, что чем бы мы ни занимались с детьми, любая деятельность их развивает. Особенно если в этой деятельности есть элементы новизны. Уж педагоги умеют об этом позаботиться.
Чем принято заниматься в детских центрах и клубах? Развивающие игры, в отличие от развлекательных, помогают ребенку получить новый опыт, научиться решать новые жизненные задачи, учат выстраивать коммуникацию вокруг игровой проблемной ситуации. В детских центрах и клубах малыши занимаются деятельностью, которой они не смогут заниматься дома или на детских площадках, ведь родителей с минимальной педагогической подготовкой не так много. Давайте познакомимся с играми, которые смогут вам предложить “развивашки”.
Развивающие игры для детей 2-3 лет
В первую очередь отметим сюжетно-ролевые игры. Это могут быть как классические дочки-матери, так и взаимодействие с куклой, которая приходит на занятия к деткам и дает им интересные задания.
Важны игры как на мелкую, так и на крупную моторику. Сортировать предметы, лазать, бросать мяч, прыгать через низкие препятствия не просто в компании со взрослым, но и совместно с другими малышами, координируя усилия, соблюдая очередность, проявляя терпение и демонстрируя взаимопомощь, для малышей двух лет очень полезно. Двух- и трех-летние малыши способны вырезать простые формы (полоски, кусочки) детскими ножницами, лепить из пластилина, рисовать “каляки” и тематически называть их.
Дидактические игры для детей двух лет включают ознакомление с цветом, начальные навыки счета, знакомство с животными и растениями, геометрическими формами.
Игры на развитие речи в 2-3 года направлены на расширение словарного запаса и формирование грамматического строя речи. Такие игры помогают употреблять слова с правильными окончаниями, формулировать мысли, отвечать на вопросы, вспоминать синонимы.
Развивающие игры для детей 4-5 лет
Ролевые игры в этом возрасте расширяются по темам и сюжетам. Малыши способны воображать себя водителями, продавцами, врачами и действовать в соответствии с ролью. Играть в ролевые игры со сверстниками намного интереснее, чем со взрослыми дома!
Игры на моторику продолжают развивать способность лазать, прыгать, ходить задом наперед, передвигаться в разном темпе, вырезать, лепить, конструировать. В 4-5 лет ребята уже способны осваивать правила, поэтому к занятиям присоединяются подвижные игры по правилам с водящим, с использованием игровых стишков и песенок.
Дидактические игры продолжают знакомить малышей 4-5 лет с цветом и формой, учат осваивать счет предметов, выполнять простейшие математические операции сложения и вычитания по одному, расширяют кругозор и представления о мире животных, растений, профессиях и занятиях человека, устройстве Земли.
Игры на развитие речи в 4-5 лет направлены на совершенствование речи и расширение словарного запаса. Дошкольники этого возраста способны освоить сложные предложения, рассуждать на заданные темы, пересказывать услышанные и увиденные сюжеты, составлять рассказ по картине и даже сочинять простые рифмы.
Помимо развивающих игр для дошкольников детские центры с удовольствием занимаются театрализованной деятельностью, ручным творчеством, английским языком, музыкальной деятельностью. Как правило, родители, которые приводят малышей на занятия в клубы, не остаются разочарованными и продолжают водить туда детей годы напролет.
Чем занять ребёнка 3-х лет дома
Занятия должны проходить в игровой форме
Важно хвалить ребёнка, поощряя его к обучению и развитию. Будет полезно использовать книжки с яркими и понятными иллюстрациями
Если вместо них брать те, где рисунки чёрно-белые, то малыш быстро потеряет к ним интерес.
В этом возрасте ребёнок способен участвовать в создании сюжета игры, играть выбранные им роли.
https://youtube.com/watch?v=oRmMI667PMA
Игровая атмосфера может быть создана с использованием красочных и интересных материалов. Один из способов создать нужный настрой может быть достигнут с помощью приходящих сказочных героев. Например, можно сказать: «Посмотри, к нам пришёл Буратино и принёс новые игрушки».
Важно! Занимаясь с ребёнком, необходимо предварительно составить план в письменном виде. Это поможет не забыть каких-либо важных вещей, относящихся к проведению обучения малыша
Рекомендуется планы составлять еженедельно с учётом опыта, полученного ранее.
Если не удалось увлечь ребёнка определённым занятием, лучше отложить следующую попытку на несколько дней и найти более эффективный способ обучения.
Принцип построения занятий для дошкольников
Хотя в этом возрасте ребёнок стремится к тому, чтобы проявлять самостоятельность, пока ещё он к этому не готов и нуждается в помощи и поддержке родителей
Он способен легко отвлекаться и не умеет долгое время удерживать внимание на одной теме
Просмотр книжки с красивыми картинками
Для занятий наилучшей формой является игровая
Рекомендуется в работе с ребёнком использовать яркие игрушки, машинки, которые способны легко привлечь внимание
При работе с детьми важно учитывать следующие три правила:
Те предметы или игрушки, которые используются во время занятий, нельзя использовать в обычной жизни
Они должны не только иметь яркую расцветку и привлекать внимание, но и быть новыми
Такой подход будет способствовать удержанию на них внимания.
Когда ведётся работа, посторонние предметы должны быть убраны со стола
Это важно для того, чтобы у ребёнка было меньше условий для отвлечения внимания.
Нужно помнить, что чем дольше и однообразнее занятие, тем труднее малышу удерживать внимание и использовать память. Занятия должны иметь небольшую продолжительность времени, которая соответствует возможностям ребёнка
Это важно, чтобы приучить его доводить до конца дело, которым он занимается.
Важно! Время для занятий лучше выбирать в течение утра или сразу после дневного сна. Необходимо, чтобы на занятиях малыш был отдохнувшим, сытым и в активном состоянии
При подготовке нужно помнить, что максимальная продолжительность урока не должна превышать 15 минут. Однако если увлечь малыша, возможно продлить его до получаса. К такой продолжительности необходимо подходить постепенно.
С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию
Как показывают исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прежде всего нужно научить малыша правильно держать в руке карандаш и лишь потом переходить непосредственно к рисованию. Вначале можно помогать ребенку — водить его руку своей. Лучше всего обучение начинать с освоения прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур (круг, квадрат). Постепенно можно переходить к усложнению рисунка, к примеру, рядом с домом нарисовать дерево, а на нем яблоки.
Техники для рисования
Основные техники рисования:
- Штриховки и зарисовки. Целью данной техники является обучение закрашиванию какой-либо области, не заходя за контур.
- Точки. Эта техника, пожалуй, легче всего дается детям. С помощью нее можно нарисовать зиму, дождик. Точки можно делать с помощью пальчика, который предварительно малыш опускает в краску. Также рекомендуется использовать ватные палочки, которыми, к примеру, ребенок без труда может нарисовать листочки на дереве.
Рисование палочками
Интересные идеи для рисования
Можно выбрать разные идеи для рисования, например, такие:
- Штампы из пластилина. Подготовка для работы в данной технике не займет много времени. Достаточно из куска пластилина сделать штамп, придав ему нужную форму, украсить узорами и окрасить в нужный цвет. Для окрашивания можно использовать кисть или губку.
- Штампы из листьев. Для этой техники подойдет любая краска. Сторона листа с прожилками покрывается обильно краской, а затем этой стороной нужно приложить его к бумаге. После нескольких секунд аккуратно убирать лист. С помощью этой техники можно сделать вместе с малышом картину «Осень в лесу».
Рисование листом
Отпечатки овощей. Разрезав овощ на две части, нужно покрыть его поверхность подходящей по цвету краской, а затем сделать отпечаток на бумаге.
Учим ребенка рисовать карандашами
При знакомстве малыша с карандашами очень важно сделать правильный выбор. Первые карандаши не должны быть очень маленькими и тонкими, лучше всего отдать свое предпочтение трехгранным карандашам, на которых пальчики малыша располагаются в правильном положении
Обратите внимание! По мере освоения этого предмета рисования ребенка можно обучать новым техникам. Но для начала он должен научиться рисовать точки, линии и штриховать
Учим рисовать красками детей 3-4 лет
Рисование красками для детей 3-4 лет — очень увлекательное занятие. Для него лучше выбрать акварель или гуашь, потому что они безопасны и их легко отстирать с одежды. Лучше всего приобрести стаканчик-непроливайку и мягкие кисточки разного размера.
Прежде всего, начиная работу с красками, нужно научить малыша держать правильно кисть, смачивать ее в воде и набирать краску. Можно предложить ребенку поводить сухой кисточкой, чтобы потренировать степень нажима и четкость движений.
Начинать лучше работу с одного цвета и простых форм. Можно попросить малыша нарисовать линии, волны, круг, а потом закрасить его по контуру.
Когда рисунки одним цветом будут освоены, можно добавить второй цвет. Постепенно трёхлетка научится не смешивать цвета, вовремя промывать кисточку, не выходить за контур картинки.
В три года картины малыша еще довольно хаотичны и схожесть с предметами пока минимальна, но если поощрять ребенка, то со временем рука малыша привыкнет, и рисунки станут реалистичнее.
Как научить ребёнка рисовать поэтапно
При обучении малыша поэтапному рисованию важно озвучивать сюжет. Для этого отлично подойдут сказки или стихи
Во время занятий рисуются простейшие линии и фигуры, а затем поэтапно модифицируются на глазах у малыша. Так, из квадрата получается домик, а из треугольника крыша, а из круга на небе появится солнышко.
Обратите внимание! Ребенку быстро надоедают монотонные и однообразные занятия, поэтому родители должны постоянно показывать новые приемы и подсказывать идеи для закрепления умений по пошаговому рисованию. Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы
Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет
Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы. Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет.
«Поэтапно самолет»
Правила построения занятий
Все развивающие задания для детей 3-4 лет строятся в игровой форме. Так они воспринимают и запоминают информацию намного лучше.
Проводить такие занятия лучше после дневного или ночного сна. В это время малыш лучше всего усваивает информацию. Однако играя с ребёнком в развивающие игры, нужно следить, чтобы упражнения не превышали 25 минут, так как дольше этого времени он концентрироваться не может.
Чтобы упражнения давали максимальный эффект, необходимо заранее не только подготовить вещи, которые будут при этом использоваться, но и продумать сценарий. При этом все задания должны быть направлены на развитие различных навыков, но объединены в один сюжет. Например, все задания можно построить на помощи тому или иному сказочному или же мультипликационному герою.
Особенности развития ребенка 3-х лет
Третий годик жизни маленького человека можно рассматривать в качестве ещё одной ступеньки для достижения социальной значимости. Можно сказать, что трехлетний ребёнок становится младшим дошкольником. В это время происходит активное формирование личности. В это время всё чаще от него слышна фраза «Я сам(а)», считает, что окружающие должны воспринимать его в качестве равного, считаться с его мнением.
Игры помогают ребенку познавать мир
Важно, чтобы родители понимали особенности этого возраста и поддерживали ребёнка в его стремлении к самостоятельности, проводя развивающие занятия с ребенком 3 года. Он смотрит на окружающий мир не как на красивую картинку, как было в прежнее время
В этом возрасте он старается проявить себя в конкретных поступках, выразить действиями свою значимость.
Обратите внимание! Дети на третьем году жизни отдают себе отчёт в своих желаниях и понимают, к каким целям стремятся
Важно, чтобы родители относились к этим особенностям с пониманием, предоставляя малышу дома разнообразные возможности для активности и самовыражения
На этом этапе жизни открываются прекрасные возможности помочь развитию ребёнка посредством вовлечения его в различные домашние игры (для занятий лепкой, рисованием, конструированием, другими видами активности). Это благоприятное время для того, чтобы заложить фундамент личности, способствуя развитию мышления, речи, восприятия, памяти и внимания, помогая формировать усидчивость, трудолюбие, обучая навыкам самообслуживания.
Особенности возрастной группы
Родители должны быть где-то поблизости, когда малыш занимается полезными делами. Маме нужно всячески поддерживать и поощрять своего ребенка. Если у крохи что-то не получается, можно помочь, но не следует делать всю работу за него.
В этом возрасте дети начинают осознавать собственные возможности. У них совершенствуется координация и ориентирование в пространстве. У многих проявляются творческие наклонности. Одни малыши с удовольствием напевают любимые детские песенки, а другие плавно двигаются под зажигательную музыку и пытаются повторять движения за взрослыми.
Трехлетние карапузы могут играть со своими сверстниками, самостоятельно придумывают, чем себя развлечь. Появляется интерес к различным конструкторам, увеличивается словарный запас и ребенок часто удивляет родителей своими «перлами». Малыш уже пытается отстаивать собственное мнение, обороты речи становятся гораздо сложнее. Дети в возрасте 3−4 лет могут говорить не только предложениями, но и рассказывают целые истории, которые сочиняют на ходу.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, они постоянно задают вопросы и интересуются всем, что видят вокруг себя. Родителям нужно спокойно отвечать своему сыну или дочери, не показывая своего раздражения, даже если вопрос про снег или дождь был задан уже в сотый раз. Информация, которую получают они в этот период, просто громадна по своим объемам.
В данном разделе представлены задания для детей 3-4 лет.
Перед тем как начать разработку этого блока, мы долго взвешивали все «за» и «против» компьютерных занятий для детей 3-4 лет.
С одной стороны, мы поддерживаем мнение, что для ребёнка в этом возрасте очень важно играть в реальные (а не в виртуальные) игрушки, рисовать, лепить, складывать кубики и собирать соответствующие возрасту конструкторы… С другой стороны, компьютерные технологии так быстро и так активно входят во все сферы нашей жизни, что полностью отрицать возможность их использования в развитии малышей было бы не правильно
С другой стороны, компьютерные технологии так быстро и так активно входят во все сферы нашей жизни, что полностью отрицать возможность их использования в развитии малышей было бы не правильно.
Задания блока «Развитие» направлены на развитие внимания, памяти, логического мышления, речи ребёнка.
В блоке «Обучение» малыш познакомится с различными свойствами предметов (форма, цвет, размер), с понятием один-много, с положением предметов в пространстве и с другими темами.
Для 3-4 лет упражнения в курсах не разделены на соответствующие темы, как для детей более старших возрастов, а даются все вместе, чтобы каждое занятие было максимально интересным и разнообразным. При этом задания различаются по уровням сложности, и даже внутри одного уровня идут от более простых к более сложным, что способствует разностороннему развитию малыша.
Развитие и обучение детей 3-4 лет происходит в игре, поэтому, разрабатывая задания для детей младшего дошкольного возраста, мы постарались, чтобы они были увлекательными, веселыми и полезными одновременно. Каждое задание содержит красочные картинки, озвученный текст вопроса и объяснение правильного ответа.
В случае неправильного или неполного ответа ребёнка, после объяснения ему предлагается выполнить аналогичное задание. За выполнение заданий маленькому ученику присваиваются награды — кубки, медали, грамоты. К каждому заданию можно возвращаться неограниченное число раз.
Однако, мы обращаем ваше внимание, что выполнение подобных упражнений онлайн у детей 3-4 лет не должно занимать более 10-15 минут в день. Даже если ребенку интересно, и он хочет продолжать занятие, лучше его закончить до того, как наступит утомление и интерес потеряется
Можно заранее договориться выполнять 2-3 задания за одно занятие. Такой подход позволит достичь наилучших результатов и надолго сохранить интерес к развивающим занятиям.
Мы надеемся, что наши онлайн-занятия помогут детям получить новый увлекательный опыт и будут способствовать их гармоничному развитию.
Подробнее о развитии детей 3-4 лет читайте в разделе Публикации.
Игры с детьми 3-4 года для развития основных навыков
Развивающие подвижные игры дом
1. Игра «Преодолей препятствия». Постройте препятствия из игрушек, кубиков, бутылок, игрушек. Малыш должен преодолеть эти препятствия и приди к старту. Если дома есть велосипед, можно проходить препятствия на велосипеде или самокате.
2. Танцевальные игры для детей 3-4 лет
Эти игры станут настоящей находкой на праздники с детьми. Также если к вам пришли гости другие дети, можно организовать такие игры. Дети любят веселиться и танцевать, водить хороводы.
«Изобрази обезьянку». Малыши встают в круг, в центре круга стоит ведущий-взрослый. Ведущий показывает движения, а дети должны повторять за ним как можно точнее.
Какие развивающие игры нужны ребенку в 3 года?
Дополнительные занятия помогают ребенку 3-х лет правильно говорить, поэтому важно четко произносить все, даже самые трудные буквы. Учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них
Во время любых упражнений используйте наглядность – красочные картинки с тематическими рисунками. Старайтесь развивать память и речь: имитируйте диалог по телефону, обсуждайте смысл прочитанных сказок, запоминайте строчки стихотворений.
Примеры занятий:
- Рисунки по клеточкам. Учат не только считать, но и узнавать цвета, создавать картинки, развивать фантазию и творческое мышление.
- Игра «бусы». Используйте как настоящие, так и игрушечные или нарисованные бусы, чтобы считать бусинки, передвигать их.
- Игра «Запомни пару». В ней нужно ребенку найти пару предложенной картинке. Таким образом малыш будет развивать логику.
- Собирание пазлов. Это творческое, интересное и логическое занятие.
- Собирание конструктора. Помогает мыслить логически и творчески, создавать конструкции и фигуры.
- Игра «Найди лишний предмет». Можно использовать картинки или игрушки, задание – убрать то, что не вписывается в логический ряд.
- Игра «тень». Малышу нужно будет найти необходимые предметы, подходящие контурам.
- Любые творческие занятия, как лепка, рисование, аппликация, поделки из природных материалов.
- Познавательные прогулки на улицы с экскурсиями, изучением окружающей среды.
Занятия с ребенком 3-х лет
Чему важно уделить внимание?
Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.
Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности
- Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
- Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
- Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
- Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
- Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
- Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
- Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
- Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
- Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
- В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.
Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в далекой Африке случилось наводнение, срочно нужно отвезти пострадавшим животным фрукты и игрушки. Давайте поможем маленьким зверятам, попавшим в беду, — накормим их и поиграем с ними. Но для того чтобы попасть в Африку, нам нужно пройти много испытаний. Вы готовы?
Для начала соберем с собой самое необходимое – фрукты.
Игра «Волшебный мешочек».
Дети по очереди опускают руки в мешочек с фруктами и, не подглядывая, называют их. Затем все фрукты достают из мешочка, по очереди проговаривают их названия, цвет и форму.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Идем дальше, но что это, дождик начинается.
(Воспитатель достает приготовленные геометрические фигуры и рассыпает их, имитируя дождик.)
Воспитатель: Дети, а что обычно бывает после дождя? Правильно – радуга! Давайте, мы соберем наши дождинки (фигуры) и разложим их на радуге.
(Попросить ребят собрать и выложить на приготовленную радугу различные фигуры в соответствии с цветами радуги: красные треугольники собираем на красной дуге, оранжевые овалы на оранжевой дуге, желтые кружки на желтой и т. д.).
Игра «Лужи».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие лужи остались после дождя (разложенные листы цветной бумаги). Вы любите гулять по лужам? Так вперед, только помните, что нельзя наступать на синие лужи, так как они очень глубокие, а вот по зеленым и желтым можно идти спокойно. (Либо по очереди дети шагают по лужам того цвета, который укажет воспитатель).
Игра «Разрисуй воздушный шар».
Воспитатель: Ребята, а теперь пусть каждый возьмет воздушный шарик и нарисует на нем фигуры. На красном шарике рисуем треугольники, на зеленом – квадратики, на желтом – кружки, на синем – овалы, оранжевый шарик можно разрисовать звездочками.
Теперь нам надо донести эти шарики нашим животным, но это не так просто, ведь впереди нас ожидают горы, и нам придется перепрыгивать через них.
(Зажимая шарик между ног, дети прыгают через воображаемые горы.)
Игра «Посуда для фруктов».
Воспитатель: Дети, ну вот мы и добрались до наших голодных зверюшек, теперь нужно их накормить. Разложите, пожалуйста, фрукты по тарелкам. Но не просто так, а чтобы и тарелка, и фрукт были одного цвета.
Теперь давайте раздадим фрукты животным.Обязательно все проговариваем:
Обезьяне – желтый банан на желтой тарелке,
Слону – красное яблоко на красной тарелке,
Носорогу – зеленую грушу на зеленой тарелке,
Бегемоту – синюю сливу на синей тарелке.
Игры для животных.
Воспитатель: Ребята, наши зверюшки поели, теперь они хотят поиграть с вами, давайте принесем им кубики и мячики. Мячики и кубики желтого цвета складываем возле обезьянки. Мячики и кубики красного цвета кладем возле слона, зеленого цвета отдаем носорогу, а синего – бегемоту.
Ну и теперь наш подарок для животных: разрисованные вами воздушные шары. Шарики с нарисованными кружочками подарим обезьянке, с квадратиками – слону, с овалами – бегемоту и т. д.
Молодцы, дети! Наши животные, сытые и довольные, отправляются спать. Дети тоже идут отдыхать.
Какие подвижные игры нужны ребенку в 3 года? Как играть с ребенком в 3 года?
Игры для малыша:
- Футбол. Конечно же, детские игры существенно отличаются от настоящих и взрослых. Детский футбол состоит из ворот и мяча, а так же взрослого, который препятствует тому, чтобы ребенок забил гол.
- Баскетбол. Для игры можно использовать детское баскетбольное кольцо или ведро. Задание малыша – с небольшого расстояния попасть в цель и закинуть мяч.
- Волейбол. Игра основана на том, чтобы научить малыша отбивать мяч несколько раз. Можно использовать обычный мяч, но гораздо лучше играть с легкими надувными мячами или воздушными шариками.
- Кидание кольца. Необходимо взять любое кольцо (профессиональное или с сита), его следует закинуть на прямо стоящую палку.
- Прятки. Научите ребенка считать и прятаться так, чтобы потом его мог найти взрослый.
- Догонялки. Можно проводить среди детей или со взрослыми, убегая на ровной местности.
- Прыжки на скакалке или резиночке. Простые прыжки через натянутую низко нитку.
- Преодоление препятствий. Препятствия следует сделать самостоятельно или найти на игровой площадке.
Активные игры для малыша 3-х лет
Упражнения на развитие устной речи
Занятия для развития речи не требуют от взрослых специальных знаний и навыков. Главное – отнестись к крохе с любовью и терпением, и совсем скоро его произношение станет более четким
Важно, чтобы на таких занятиях ребенку было интересно, иначе удержать его внимание не удастся и информация не будет воспринята. Ниже приведены общие упражнения, которые можно выполнять за один подход или в течение дня:
- Чтение. Возьмите интересную книжку, рассчитанную на возраст 2-3 года. В таких книгах, как правило, крупный шрифт и картинки. Во время прочтения сказки или стишка нужно обязательно обсудить с ребенком сюжет рассказа. Задавайте малышу вопросы и хвалите, если он отвечает правильно. Делайте подсказки, если ему трудно.
- Кукольный театр. Атрибутом игры могут стать специальные куклы, купленные в магазине, или привычные для ребенка игрушки. Первый спектакль ставит взрослый, в качестве примера. Затем к игре подключают ребенка. Доверьте ему самую главную роль. Пусть побудет режиссером спектакля.
- Речевое дыхание. Покажите ребенку, как задерживать дыхание на выходе. Чтобы малышу было интересно, используйте свечки, дудочки, сопелки, мыльные пузыри. Летом можно сдувать одуванчики. Такие упражнения, несмотря на кажущуюся легкость, отлично насыщают организм кислородом, улучшают работу сердца и мозга.
- Игра «Закончи предложение». Начните говорить фразу, пусть ребенок ее закончит. Можно брать ситуации из жизни, например, «Здесь стоит красный…», «Наша собака любит гулять…».
В 2-3 года ребенок уже немного разговаривает. Не исключено, что он употребляет исковерканные слова. Чтобы исправить произношение, закрепить и расширить речевые навыки, используются такие упражнения:
- Описываем улицу. Задавайте ребенку простые и понятные вопросы: «Что ты видишь под окном?», «Что делают прохожие на улице?». Пусть ответы будут короткими, главное, чтобы малыш хотел отвечать.
- Активизируем пассивный словарный запас. 2-летний ребенок понимает больше слов, чем может произнести. Старайтесь проговаривать с ним все события дня, вплоть до банальных: «что ел», «как спал», «с кем играл». Упражнение не только улучшит произношение, но и научит ребенка делиться с мамой своей жизнью.
- Пересказываем сказку. К 2–3 годам малыши уже знают некоторые сказки. Предложите крохе пересказывать любую историю вместе с вами. Начните, а он пусть продолжит. Не забывайте хвалить его за каждый правильный ответ. Умеренная похвала формирует позитивное отношение к учебе.
- Учим прилагательные. Чаще задавайте вопрос «какой?». Пусть малыш учится описывать предмет. Вначале он может повторять слова за вами, а потом употреблять их самостоятельно. Хорошо, если ребенок сам, без подсказок, может назвать хотя бы одно прилагательное.
Важно, чтобы родители сами следили за своей речью. Чем грамотней и правильней они разговаривают, тем осмысленней будет говорить ребенок
Подавайте детям хороший пример!