Тонус мышц у грудничка и его нарушения

Содержание:

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(85)
  • Бесплодие(0)
  • Болезни сосудов(0)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(0)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(0)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(0)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(0)
  • Кожные болезни(0)
  • Косметология(0)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(11)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(1)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(0)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(3)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(0)
  • Эндокринология(0)

Общая симптоматика

К главным симптомам гиперкинезов относятся двигательные акты, совершаемые пациентами против их воли, так называемые насильственные. Сами пациенты описывают их как результат непреодолимого желания, которому они не могут противостоять.

В перечень симптомов, представляющих гиперкинезы, входят:

  • частые моргания и зажмуривания глаз (тики);
  • судорожные наклоны или повороты головы;
  • тремор различных частей тела, чаще конечностей;
  • миоклонии – резкие мышечные подергивания рук или шеи;
  • хорея – аритмичные движения мимики, непроизвольные звуки, возникающие из-за быстрых сокращений мышц гортани;
  • баллизм – резкое вращение бедра или плеча;
  • блафароспазм – патологическое смыкание век, как один из признаков различных заболеваний.

Формы гиперкинезов могут варьировать от прерывисто частых до постоянных. Некоторым больным удается усилием воли контролировать определенные формы гиперкинезов (например, тики), но через некоторое время приступ насильственных движений снова проявляет себя с еще большей силой.

Дефекты произношения у детей

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко являются дисфункции языка, дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

Массаж и гимнастика

Массаж при повышенном тонусе способен вызвать у ребенка ощущение расслабленности и комфорта. Аккуратный тактильный контакт оказывает на организм разностороннее благоприятное воздействие.

Во время манипуляций происходит передача нервных импульсов в кору головного мозга, оказывая тонизирующее влияние на центральную нервную систему, усиливая контроль над работой всех систем организма.

Приемы оказывают различное влияние на центральную нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы. Их применяют для снижения гипертонуса у ребенка, расслабления мускулатуры.

ВАЖНО! ВЫ можете сами выполнять комплексы массажа и гимнастики для нормального роста и развития ребенка. Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз

Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз.

Условия для проведения упражнений

  1. Массаж можно проводить на любой твердой поверхности, но лучше всего подойдет пеленальный столик.

Выбранное место застилается расправленным байковым одеялом, сверху — клеенка и чистая пеленка. Располагаться стол должен так, чтобы была возможность подходить к малышу с любой стороны. В Европе специалисты рекомендуют заниматься с ребенком на полу.

  1. В комнате должно быть хорошее освещение, вдали от отопительных приборов и сквозняков.Если хорошо проветрить помещение, будет сочетаться эффект от массажа с закаливанием организма. В теплое время года упражнения проводят с открытой форточкой или на свежем воздухе.
  2. Не стоит приступать к занятиям непосредственно после кормления, необходимо выждать 40—45 минут.
  3. Вы должны быть подготовлены. Часы, кольца и другие украшения необходимо снять на время процедуры. Одежда должна быть свободной, не стеснять движения.

ВАЖНО! Массаж проводится чистыми руками. Масла и кремы добавляют скольжение, нарушается правильная техника выполнения приемов

Тальк и другие присыпки не используются, потому что они сушат кожу ребенка.
Если ваши руки сухие, и могут травмировать нежную кожу малыша, то перед проведением массажа, стоит их немного смягчить специальным маслом. При повышенной влажности ладоней, разрешено использовать детский тальк.

  1. В холодное время года стоит укрыть ребенка теплой пеленкой, оголяя только массируемый участок тела.

Комплекс приемов

При гипертонусе необходимо уравновешивание мышечного тонуса у младенцев, массаж применяется для достижения этой цели. Во время занятий необходимо внимательно наблюдать за реакцией ребенка. При первых же проявлениях дискомфорта у младенца стоит сменить или закончить комплекс упражнений.

Начинать массаж следует медленно и спокойно, постепенно удлиняя время и интенсивность выполнения.

Примерный план занятий:

  • Массаж рук. Ребенка положите на спину ногами к родителю. Вложите большой палец своей руки в кисть новорожденного, правая рука удерживается левой рукой, а левая — правой. Поглаживайте одноименной рукой от кисти к подмышечной впадине 6—8 раз.
  • Приподнимание тела из положения: лежа на спине. Ладошки ребенка обхватывают большие пальцы матери. Приподнимите на несколько сантиметров верхнюю часть туловища малыша. За минуту следует выполнить 7—8 подходов.
  • Массаж ног. Упражнение выполняется аналогично, что и при поглаживании рук.
  • Массаж спины. Новорожденный ребенок укладывается на живот, с вытянутыми вперед руками. Без нажима кисти мамы скользят от попы к макушке по спине ребенка тыльной поверхностью, а в обратном направлении — ладонной. Повторите 6—7 раз.
  • Массаж стоп. Нога ребенка удерживается за голень. Указательным и средним пальцем другой руки фиксируется стопа, а большим «рисуется» восьмерка. Таким же способом массируется подошва другой ноги.
  • Встряхивание ручек. Кисть новорожденного ребенка берется также как и при поглаживании. Очень легонько встряхните обе руки, немного разводя в стороны.
  • Покачивание на мяче. На обычный надувной мячик или фитбол ребенка укладывают лицом вниз, колени разводятся в стороны. Малыша следует придерживать за спину. Мяч аккуратно покачивать по разным направлениям около двух минут.

Упражнения стоит начинать делать с двухнедельного возраста, постепенно увеличивая время проведения занятий. Можно применять и другие комплексы упражнений при гипертонусе у младенцев. Видео, подготовленные профессиональными массажистами, станут хорошим помощником для освоения новых навыков.

Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?

Если Ваш ребенок не переворачивается, это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат  вопросы: «Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?» «Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?» «Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?» «Как помочь ребенку перевернуться?» «Как учить ребенка, как заставить?»

Как оценить особенности тонуса

Обычно тонус мышц новорожденного оценивают, глядя на позу ребенка в спящем состоянии и когда он двигается. Оценить более тонкие особенности состояния мышц вашего ребенка может только врач-невролог, который для начала задаст определенные вопросы маме: о том, как родился малыш (в результате физиологических родов или кесарева сечения) и каким было его предлежание (лицевое, ягодичное и т.д.). Причиной повышенного тонуса мышц шеи у грудничка, из-за которого у ребенка слишком сильно запрокинута голова, может быть лицевое предлежание в родах, а повышенный тонус ног (когда ножки разогнуты) часто возникает при ягодичном предлежании. А вот поза «эмбриона», которую ребенок принимает, когда спит — признак нормального тонуса. При этом у ребенка ручки сжаты в кулачки и согнуты у груди, а ножки с разведенными бедрами — согнуты к животику.

Физиологичный гипертонус в первые месяцы после рождения не позволяет малышу совершать обычные человеческие движения: он может быстро двигать ножками, скрещивать их, отталкиваться, сгибать их и разгибать. Но ручками также активно малыш двигать пока не умеет: он способен только сгибать их в локтях и иногда разжимать кулачки. Голова грудничка немного запрокинута назад из-за гипертонуса мышц шеи. Тонус мышц у малыша может резко повышаться, когда он плачет или беспокоится.

Почему появляется привычка дышать через рот?

Определить единственную причину для каждого случая сложно, но многих пациентов с такой привычкой объединяют следующие факторы:

Обструкция дыхательных путей. Часто привычка открывать рот начинается с невозможности дышать через нос: аллергии, хроническая простуда или заложенность носа, увеличенные аденоиды и гланды, астма, сломанный хрящ носа и многие другие состояния затрудняют правильное дыхание, в таком случае пациент вынужден дышать через рот. Проблема в том, что после устранения причины обструкции дыхательных путей, привычка дышать через рот остается, так как в силу входят выработанные за долгое время неправильные рефлексы дыхания, глотания и речи. Здесь требуется помощь специалиста по миофункциональной терапии (комплекс специальных упражнений, тренирующих у ребенка правильное положение языка в покое, нормальное смыкание губ и носовое дыхание).

Дыхание через рот во сне

Сосание пальцев в детском возрасте. Если в детстве ребенок часто держит пальцы во рту, то мышцы рта и челюсти будут развиваться в соответствии с этой привычкой. Когда во рту находится палец или другой предмет, то губы не могут полностью сомкнутся и формируется рефлекс выталкивания языка во время глотания и речи. Даже если вы отучите ребенка сосать пальцы, это не значит, что привычка к открытому рту уйдет самостоятельно, здесь происходит то же самое что при обструкции дыхательных путей – деформируются рефлексы дыхания, глотания и речи. В таком случае необходимо обратится к специалистам по миофункциональной терапии и ортодонтии.

Короткая уздечка языка. Это врожденная особенность некоторых детей, когда уздечка не позволяет языку свободно двигаться, что влияет на процесс дыхания и развитие речи. Чаще всего этот дефект устраняется в раннем возрасте с помощью простой хирургической процедуры. Но те, кто привык к ограничениям и неправильному положению языка испытывают больше сложностей в устранении ротового дыхания. Таким людям необходима помощь специалиста, который поможет восстановить правильное дыхание с помощью специальных упражнений до и после хирургического вмешательства. По окончании курса лечения процесс правильного дыхания становится легким и естественным.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Физиологический тонус мышц

Движения, совершаемые новорожденным ребенком, носят беспорядочный характер. Он еще не может хорошо удерживать голову вертикально. Малыш старается сохранить позу «эмбриончика»:

  • руки и ноги согнуты в суставах и плотно прижаты к груди,
  • пальчики сжаты в кулачки.

До трехмесячного возраста такое положение носит название физиологического гипертонуса. Если после указанного возраста тонус мышц—сгибателей на руках и ногах не пропадет, это считается отклонением от нормы и требует корректировки.

Скорость перехода от случайных движений к более осознанным зависит от уровня развития мускулатуры. Но главное, насколько быстро сформируются сенсорный и моторный отделы  мозга.

У новорожденных, с момента рождения имеется ряд кожных рефлексов, при раздражении которых возникают определенные движения. Пока у младенца сохранен физиологический гипертонус мышц—сгибателей, нужно провоцировать те ответные реакции, которые будут способствовать разгибанию. Этот принцип и лежит в основе всех двигательных упражнений.

Для уравновешивания тонуса разных групп мышц необходимы ежедневные занятия с новорожденным:

  • стимулирование «комплекса оживления» ласковым разговором;
  • предоставлять возможность самостоятельно активно двигаться, исключив тугое пеленание;
  • ежедневные теплые ванны;
  • правильное ношение ребенка на руках;
  • гимнастические упражнения и легкий поглаживающий массаж всего тела;

Ротовое дыхание как признак дисфункции языка

Формируется привычка дышать ртом, в том числе и во сне, что приводит не только к устойчивому формированию неправильного прикуса во взрослом возрасте и к усилению дисфункции языка. ребенок начинает чаще высовывать язык и использовать всю его мощь (а язык — сильнейшая ротовая мышца) не по назначению, прикладывая дополнительные усилия и давление на зубы

Обратите внимание — когда ребенок часто высовывает язык, спит с открытым ртом — это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит с ребенком во взрослый возраст

Про храп, слип апноэ и остальные негативные последствия от этого мы вообще пока не говорим.

А что же происходит с языком у ребенка потом?

Дети с аденоидитами вынуждены высовывать, выдвигать язык вперед и вниз, чтобы обеспечить доступ воздуха через рот, а постоянное межзубное положение языка формирует открытый прикус и создаёт проблемы, которые приходится решать ортодонту. И — логопеду с постановкой звуков и фонацией. Частое высовывание ребенком языка нужно воспринимать не как игру или невинную детскую привычку, а как риск формирования зубочелюстных аномалий. И именно в детском возрасте необходимо правильно выстроить эффективное взаимодействие ортодонта с ЛОР-врачом, а при необходимости — и с логопедом.

Лечение гипертонуса и гипотонуса мышц у младенцев

Чтобы назначить адекватное лечение гипер- или гипотонуса у малыша, необходимо обратиться к врачу-неврологу, который проведет детальное исследование и назначит комплекс процедур, в которые входят:

  • массаж;
  • остеопатическое лечение;
  • гимнастика;
  • плавание;
  • физиотерапевтические процедуры, водо- и грязелечение, магнитотерапия, электрофорез, ультразвук, теплолечение;
  • препараты, чтобы снять спазмы мышц, витамины, травяные сборы, гомеопатические средства.

Для лечения гипертонуса необходимо снять лишнее напряжение мышц. При несложных формах гипертонуса рекомендуется чередовать ванны с расслабляющими травяными сборами и массаж. Если родители освоили основные приемы массажа, они могут проводить его дома самостоятельно: массажные движения включают поглаживания (при помощи ладоней и обхватываний), легкие растирания, покачивания на фитболе. Ни в коем случае нельзя применять резкие (хлопающие, рубящие) движения, раньше времени помешать малыша в прыгунки и ходунки — все это только усилит мышечное напряжение и нагрузку на позвоночник.

При гипотонусе, наоборот, все вышеназванные «запрещения» являются разрешенными, ведь главная цель массажа — стимуляция работы мышц. Помимо тонизирующего массажа, врач может рекомендовать занятия плаванием и специальные упражнения на фитболе, чтобы привести мышцы в тонус.

Лечение гиперкинезов

Традиционное лечение гиперкинезов подразумевает применение консервативной терапии. Пациенту подбирают необходимые лекарственные средства следующих групп:

  • холинолитики – вещества, блокирующие возбужденное состояние нервной системы, эффективны при треморах, писчем спазме;
  • вальпроаты — этот вид препаратов используется в лечении эпилепсии, а также эффективен для снятия спазмов при тиках, миоклониях, лицевых спазмах;
  • нейролептики – препараты, оказывающие успокаивающее действие, снижают реакцию организма на внешние раздражители, эффективны при треморах, миоклониях, баллизме, хореи;
  • Ботулотоксин в инъекциях – понижает сократительную способность мускулатуры, блокирует передачу возбуждения мышечным волокнам, эффективно устраняет блефароспазм;
  • противосудорожные средства (Клонезепам) – применяют при лечении тремора, тиков, хореи.

В процессе лечения подбор препаратов осуществляется индивидуально, с учетом состояния пациента. Подбор лучше проводить в условиях стационарного лечения.

Помимо медикаментозной терапии в лечении применяются массажи, выполнение упражнений ЛФК, физиолечение. Пациентам с таким диагнозом показано санаторно-курортное лечение.

Лечение гиперкинезов у детей подразумевает назначение препаратов Пирацетам и Пантокальцин. Они снижают двигательную активность, нормализуют работу сосудистой системы головного мозга. Для улучшения метаболизма клеток головного мозга применяют Глицин, Гликозил, для расслабления мускулатуры – средство Ацедипрол. Для обеспечения клеток головного мозга кислородом принимают витамины группы В.

При гиперкинезах детям назначают массажи, водные и физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру. В особо сложных случаях показано хирургическое вмешательство.

В целом гиперкинезы не представляют опасности для жизни пациента, но вызывают значительные трудности в его нахождении в обществе и формировании взаимодействия с другими людьми. Полностью исключить самопроизвольные движения пациента нельзя, но при регулярном лечении можно достичь снижения их интенсивности, тем самым улучшив качество жизни человека.

На данный момент не существует эффективных профилактических мер, которые способны снизить риск развития патологии. Среди общих рекомендаций – своевременное выявление и лечение перинатальных, травматических и токсических поражений мозга, консультации генетиков лицам с наследственной предрасположенностью к патологии.

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ребенок не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит

ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ТЛР. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины на бок, а затем на живот. Если Вы заметили указанные симптомы, обязательно приходите на консультацию к специалисту (запись по телефону +78452407040). В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только «блоком», то есть отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину. 

Рекомендации ВОЗ и возможные риски

Всемирная организация здравоохранения рекомендует исключительно грудное вскармливание, если мама не имеет никаких проблем с лактацией. Малыш первых месяцев жизни не должен получать каких-либо дополнительных жидкостей, кроме грудного молока. 

Из источников ВОЗ:

Различные исследования и эксперименты показали, что мамино молоко лучше других жидкостей помогает крохе перенести жару, заболевания, сухие климатические условия и другие неблагоприятные ситуации. Если давать новорождённому воду в первые месяцы жизни, то она может нанести вред для здоровья:

  1. Малыш может не доедать. У грудничка ещё совсем маленький желудок, и, наполняясь водой, мозг отдаёт команду, что наступило насыщение. Таким образом, ребенок уже не получает грудное молоко в достаточном количестве. Результатом такого допаивания становится потеря веса, ухудшается самочувствие. 
  2. Уменьшение количества грудного молока. Из-за того, что малыш пьёт воду, у него снижается потребность в грудном молоке. Он высасывает меньше, снижается стимуляция молочных желез, таким образом и уменьшается объем вырабатываемого молока. Может даже случится так, что ребёнок и вовсе откажется от груди. Особенно, если воду он получает из бутылочки. 
  3. Нарушается водно-солевой баланс. Вода вымывает из организма токсины, но вместе с ними также могут выводится и полезные для малыша микроэлементы, кальций, магний. Молоко мамы выводит из организма исключительно токсичные вещества. 
  4. Нагрузка на почки. Если допаивать водой новорожденного, то его почки начинают работать более усиленно, что является сложным процессом для ещё не сформировавшегося организма. 
  5. Может нарушиться микрофлора кишечника. При рождении грудничок имеет стерильный кишечник, и на протяжении нескольких месяцев он засевается полезными бактериями. Главным поставщиком является грудное молоко. Микрофлора кишечника влияет на здоровье крохи. Вода же, либо другая жидкость, могут занести в кишечник опасные бактерии, которые могут вызвать различные заболевания. 
  6. В борьбе с физиологической желтушкой вода может только замедлить процесс. Жетлушка появляется из-за повышенного билирубина в крови. Такое вещество способно растворяться грудным молоком, а не водой. Также, благодаря кормлению грудью, у новорождённого налаживается стул, и билирубин выводится вместе с ним. 
  7. Занесение инфекции. Через воду в организм крохи может попасть опасная инфекция, особенно, если использовать покупную бутилированную воду. Нет гарантии того, что вода на 100 процентов качественная, а также проходит необходимую степень очистки. Стоит ли рисковать, если малыш полностью находится на грудном вскармливании. В свою очередь, грудное молоко способно помочь крохе при отравлениях. 

Важно понимать, что в первые два месяца жизни малыша питьевая вода может неблагоприятно повлиять на его здоровье. Если маме кажется, что ребёнку жарко, можно одеть одежду полегче, снять подгузник, проветрить помещение, убедиться, что воздух достаточно влажный

Наконец, можно обтереть тело прохладной водой. И чаще прикладывать к груди. 

Виды гиперкинезов

Существуют различные критерии, которые используются для классификации патологии. Благодаря им, можно выделить следующие виды гиперкинезов:

  • детские формы – гиперкинезы до года, в возрастной категории от года до пяти, в период полового созревания;
  • по типу возникновения – спонтанные, рефлекторные (реакция на внешние явления), акционные (провоцируемые определенным состоянием), индуцированные (могут контролироваться пациентом);
  • по течению – постоянные (тремор) и эпизодические (тики);
  • по скорости движений – быстрые и медленные;
  • по локализации – гиперкинезы лица, конечностей, языка;
  • по происхождению – различают первичные (врожденные) и вторичные гиперкинезы, приобретенные в результате травм или приема лекарственных средств.

Гиперкинезы при ДЦП у детей начинают проявляться в возрасте 1,5-2 года. Дети с такой патологией с трудом координируют свои движения, которые часто выглядят как толчки, рывки и скручивания. Повторяющиеся движения могут быть быстрыми и ритмичными или, наоборот, медленными и беспорядочными.

Гиперкинезы при ДЦП могут сопровождаться нарушениями глотания, задержкой и расстройствами речи, лабильностью эмоциональной системы.

Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?

Если Ваш младенец, ребенок не держит голову, дежит голову на бок (набок), перестал держать, плохо держит голову (тяжело держать), не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит, запрокидывает голову, стоит на цыпочках (ципочках), обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу (запись по телефону +78452407040). Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются утраченные функции. Мы ответим на все Ваши вопросы: «Когда начинают держать голову хорошо?» «Когда ребенок (мальчик, девочка) начинает держать голову, почему слабая шея, все так просиходит?» «Во сколько начинают держать голову?» «Когда малыш, грудничок, ребенок, младенец, новорожденный начинает держать голову, в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 месяцев (мес)?» «Как научить держать голову?» «Нужны ли упражнения?»

Диагностика

Прежде, чем определить, как лечить гиперкинез, необходимо провести точную и достоверную диагностику

При этом обращают внимание на клиническую картину заболевания, оценку психологического и интеллектуального состояния пациента

В диагностике гиперкинезов используются:

  • общий и биохимический анализы крови – диагностируют патологию, возникающую вследствие токсического воздействия;
  • КТ и МРТ головного мозга – выявляют опухоли, различные дегенеративные изменения;
  • электроэнцефалография – определяет активность мозга, диагностирует эпилепсию;
  • исследование мозгового кровотока, УЗДГ сосудов головного мозга и шеи;
  • исследование цереброспинальной жидкости.

Некоторым пациентам назначают консультацию генетика. Она необходима, если есть подозрение о том, что гиперкинезы являются симптомами наследственных заболеваний.

Диагностика гиперкинезов – это длительный процесс, на который понадобится несколько недель. Определение причин патологии позволит лечить гиперкинез более эффективно.

Симптомы гипертонуса и гипотонуса мышц у грудничков

Повышенный тонус (гипертонус) мышц у грудничка может возникать при повреждениях нервной системы или головного мозга при:

  • родовых травмах;
  • кровоизлияниях;
  • гипоксии (нехватке килорода) во время родов;
  • заболевании менингитом;
  • повышенной возбудимости у ребенка.

Симптомы гипертонуса:

  • большое напряжение тела, зажатость;
  • невозможность расслабиться во время сна (кулачки сжаты, ручки — у груди, ножки — у живота);
  • удержание головы уже сразу после рождения из-за гипертонуса мышц шеи;
  • беспокойный сон, колики;
  • частый тремор (дрожание) подбородка;
  • обильные срыгивания;
  • при постановке малыша на ножки он поджимает пальчики и старается встать на «цыпочки»;
  • если потянуть ребенка за ручки, он не разгибает их, а старается подняться всем телом;
  • возможно искривление шеи (если в родах произошла травма шейного отдела);
  • ребенок позже начинает ползать, сидеть и ходить.

Гипотония (снижение тонуса) мышц у новорожденного чаще всего бывает у недоношенных малышей и у детей с проблемами головного мозга, а также при эндокринных патологиях и присоединении инфекции:

  • при инфицировании в утробе матери;
  • во время родовой травмы;
  • из-за внутричерепной гематомы.

Симптомы гипотонуса:

  • вялое и постоянно сонное состояние младенца;
  • малая подвижность, плохой аппетит и медленный набор веса;
  • малыш долго не держит голову, его ручки и ножки вытянуты вдоль тела;
  • животик имеет распластанную форму;
  • при разведении бедер не чувствуется сопротивление мышц;
  • если уложить малыша на животик, он не старается согнуть руки и поднять голову, а опускает лицо на поверхность;
  • при тяжелых формах: нарушенное сосание, глотание, дыхание.

Дистония (ассиметричный тонус) мышц у грудничка возникает, если мышцы испытывают неравномерный тонус: одни из них находятся в пониженном, другие — в повышенном тонусе.

Симптомы дистонии:

  • малыш занимает неестественные позы;
  • ребенок заваливается на бок, а его тело выгибается дугой;
  • неравномерно расположены кожные складки;
  • осанка у ребенка формируется с осложнениями: может возникать сколиоз, косолапость, искривление шеи;
  • нарушено психомоторное развитие;
  • в тяжелых формах — ДЦП (детский церебральный паралич).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector