Публицистический стиль речи

Художественно-публицистический жанр: памфлет

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла.

При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».

Публицистический стиль

Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.

Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, исследователи отмечают, что ему обязательно должны быть присущи документальная точность и логичность. Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чем реальное положение дел: часто авторы жертвуют точностью и логичностью, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Неоспоримым является то, что публицистический стиль отличается оценочностью и эмоциональностью. Автор обращается к читателю не только затем, чтобы донести до него определённую информацию, но и сформировать у него некоторое отношение к этой информации.

В связи с этим особое значение приобретает форма, вид, способ подачи текста. В отличие от научного и официально-делового стилей, жанры публицистики редко имеют чётко заданную структуру. Тем не менее, в публицистике активно используются выразительные способности разделения текста на части с помощью заголовков, подзаголовков, выделения отдельных предложений крупным шрифтом и т.п. Их цель – зацепить читателя, поймать его на крючок.

По большому счёту, в публицистическом стиле употребляются все типы лексики: нейтральная, книжная, разговорная, научная, официально-деловая. Всё зависит от темы текста и его целевой аудитории. В публицистическом стиле можно отметить преобладание общественно-политической и гражданско-патетической лексики: «общественное сознание», «рыночная экономика», «вертикаль власти», «гражданское общество». Употребляются и так называемые газетизмы, которые часто встречаются в СМИ, но практически не используются в других стилях: «аграрий, оборотни в погонах, утечка мозгов, квасной патриотизм». В целях придания особой выразительности речи могут использоваться неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы. Слова часто употребляются в их расширенном значении: «политический рубеж», «география конфликта». Активно используются фразеологизмы и идиоматические выражения. В публицистическом стиле также распространены тропы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д. Нередки случаи использования языковой игры и иронии.

Что касается синтаксиса, то в публицистическом стиле присутствуют и простые, и сложные предложения. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством введения многих причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений. Публицистический стиль стремится к лаконичности и наибольшему воздействию на читателя, поэтому для него характерны изящные синтаксические конструкции. Например, использование двоеточий и тире вместо союзов, эллиптические предложения, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Если текст имеет агитационный характер, то в нём присутствуют императивы и прилагательные с модальным значением.

Примеры стилей текста: калейдоскоп вариаций речи

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Как написать проблемный очерк: структура очерка

Принято выделять 3 способа структуризации очерка:

  1. Хронологический. Используя данный метод, автор описывает события, явления, жизненные ситуации в их временной последовательности. 
  2. Логический. Заключается в том, что автор очерка ведет повествование, основываясь на логике причинно-следственных связей. В таком очерке отсутствует строгая временная последовательность, главное — это логика исследования. 
  3. Смешанный или свободный способ повествования. Такая структура очерка является наиболее популярной в периодической печати, она многогранна и совмещает в себе элементы хронологической и логической структуры.

Синтаксические признаки текстов

Особенностью раздела является яркое выражение воздействующей функции. Из разных форм выбираются конструкции, обладающие потенциалом влияния. Они берутся не из научно-популярной, а из разговорной речи. В то же время обеспечивается доступная структура для массового восприятия. К ним относят следующие признаки и примеры:

  • Специфические предложения текста и повторяющиеся или короткие и отрывистые, иллюстрирующие общую картину происходящего.
  • Вопросы риторического характера: Хотят ли русские войны?
  • Умолчание выражается многоточием, намекая на невысказанность: Хотели, как лучше…
  • В вопросно-ответном приеме, автор сначала задает вопросы, а затем сам отвечает. Благодаря этому, у читателя газет растет интерес к теме: Как относятся к переселенцам? Считают, что они поглощают основные части средств — пособий.
  • Предложения, в которых изменен порядок применения начала и конца: Исключение составлял научный блог, вместо: Научный блог составлял исключение.
  • Восклицательные типы: Вперед, на голосование!
  • Заголовки текста рекламного содержания: Лютый февраль — такое жаркое время для распродажи.

Заголовкам присуще отражать текст через эпитеты и метафоры. Благодаря этому, в сжатом виде раскрывается противоречивость того или иного явления.

План проблемного очерка

Несомненно, автор проблемного очерка сам вправе решить, о чем и как ему писать. Но если данный жанр для вас пока еще до конца непонятен, и вы только начинаете свой журналистский путь, хорошим подспорьем в работе для вас может стать наглядный план очерка. 

План проблемного очерка может выглядеть следующим образом:

  1. Интерес к проблеме. Автор начинает текст с описания происшествия, которое его побудило к более детальному изучению. Иными словами, рассказывает о том, что произошло. 
  2. Показывает и доказывает читателю, почему данная ситуация не случайна, а является типичной для нашего общества. 
  3. Создание интриги. Чем дальше автор погружается в изучение проблемы, тем понятнее становится, что возникшая ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. 
  4. Сопричастность к проблеме. Автору необходимо не только заинтересовать читателя, но и вызвать у него соответствующие ответные эмоции и переживания, и самое главное — чувство сопричастности к проблеме. 
  5. Личные переживания и мысли. Журналист передает читателю свои собственные переживания и свое мнение насчет данной проблемной ситуации. Таким образом, подготавливает читателя к принятию своих доводов и своей точки зрения. 
  6. Ассоциации, образы, наглядное описание, сравнения, эмоциональный фон. Некоторые элементы текста автор может раскрывать в виде неких образов и сравнений, побуждая читателя к тому, чтобы задействовать свою фантазию и воображение. 
  7. Связующая мысль. Все факты, о которых идет речь в очерке, должны быть объединены единой целью и смыслом повествования. Иначе, получится каламбур и читатель просто-напросто запутается. 
  8. Собственный вывод. К концу очерка автор должен подвести читателя к тому, чтобы он сделал для себя выводы.

Схематически проблемный очерк можно изобразить так:

Формы выражения жанров

Особенность сегодняшнего дня заключается в том, как смешиваются жанры публицистического стиля. На их основе возникают гибридные виды. Характеристика изложения и сочетание стандартных и оригинальных средств языка, зависят от поставленной задачи. В разных обстоятельствах их решения отличаются. Виды смешанного жанра и примеры применения:

  • заметку и репортаж как разновидность информационного жанра;
  • статью, как аналитического жанра;
  • эссе или очерк, как форму художественно-публицистического.

Заметка является разновидностью информирования о происходящем в научно- или общественно-политическом, культурном и других сферах жизни. Газеты содержат их всегда

Сообщение представляет собой маленькое изложение важной новости без подробностей. Нередко, в хронике газет нет даже заголовка, но рассказывается о событии, с использованием широкого диапазона средств языка в зависимости от заданной тематики

Репортаж

В число ведущих публицистических стилей входит репортаж. Отличительные черты:

  • объективность;
  • точность отображения происходящего;
  • яркость и эмоциональность высказываний.

Репортаж относится к динамичным жанрам. В нем соединяются примечательные эпизоды и используются многообразные стилистические выражения. Информация подается с элементами анализа и авторской оценки.

Статьи

Еще одним публицистическим жанром считают статьи, которые публикуют газеты, журналы, сайты. Их цель заключается в анализе насущных проблем. Но в отличие от СМИ, здесь информация обращена только к кругу читателей, заинтересованных в конкретной проблеме. Структура статьи:

  • начальный тезис;
  • обоснование;
  • описание эпизодов, цитаты и рассуждения автора;
  • заключение.

Использование лексики и стилистической окраски зависит от того, какая сфера затрагивается, и какой тип изложения выбирается.

Публицистическое эссе

На статью похоже публицистическое эссе — этюд, включающий рассуждения, которые раскрывают проблемы в свободной естественной форме. Его рассматривают и в виде очерка. Присутствуют яркие иллюстрации, служащие поводом для размышлений. Кроме того, изложение подается через авторское восприятие. А значит, от писателя зависит судьба эссе: от убеждений, анализа, знаний, сопереживания и способности воплощать это в речи.

Публицистика является главным рычагом возникновения и дальнейшего распространения неологизмов в языке. Она влияет на развитие живого языка

Поэтому важно, чтобы стиль изучался досконально. Небрежное и неточное влияние приводит к серьезным отрицательным последствиям при тиражировании, когда люди воспринимают речевую ошибку за норму.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.

Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил».

В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет». Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!», «Да ладно?!», «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.

Обзор стилей речи, как определить стиль текста

Научный — применяется для написания диссертаций, монографий, статей и пр. Текст научного стиля легко определить. Для него характерно:

  • наличие множества незнакомой терминологии;
  • громоздких предложений;
  • объемных абзацев (на пол страницы);
  • применение массы существительных и совсем немного глаголов;
  • безличность, т. е. вместо «я» — «мы».

Деловой стиль текста и официальный стиль текста совмещен в один — официально-деловой. И не зря, ведь они очень близки. Сотрудники коммерческих и государственных учреждений знают об этом не понаслышке. Все официальные документы, начиная с законов и заканчивая деловыми записками, пишутся в этом стиле.

Это язык отчетов, инструкций, накладных и т. д. Он характеризуется: отглагольными существительными, прямым порядком слов, длинными предложениями, жесткой логикой, широким использованием языковых клише и штампов, предельной точностью в изложении информации в ущерб удобства восприятия и легкости чтения.

Публицистический — встречается в журналах, газетах, статьях в общественных блогах, новостных сайтах и других СМИ. Его особенность — твердая нацеленность на результат: подача информации, которая будет воздействовать на мировоззрение большого числа людей и влиять на их отношение к общественным делам и проблемам.

Текст публицистического стиля часто состоит из отвлеченных слов и понятий, имеющих большое политическое, нравственное или общественное значение. Например, такие слова и фразы как прогресс, свобода слова, патриотизм, развитие и мн. др. Также ему свойственны: образность, логичная подача информации, призывы к действию, оценки и насыщенность эмоциями.

Художественный — богат на экспрессивно-эмоциональную лексику. Опознать  художественный стиль текста просто: множество метафор и сравнений, наличие оттеночных слов (жаргонных, устаревших, ругательных), необычная авторская позиция, легкие для восприятия предложения.

Разговорный — встречается в повседневном живом общении. При желании автора установить более тесный контакт со своими читателями, этот стиль используется в письменной речи. Он часто встречается в продающих текстах, заметках соцсетей, личных заметках в блоге и др.

Текст разговорного стиля отличается ярко выраженной экспрессией, красочностью, живой речью, высокой субъективностью и оценочностью, неполными предложениями, разговорными и просторечными словами и оборотами, повторами. А иногда даже ненормативной лексикой.

Художественный стиль

Художественный стиль, как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Дело в том, что художественная литература крайне неоднородна, плюс, в ней могут использоваться языковые средства всех других функциональных стилей. Поэтому выделить какие-то общие признаки, присущие всем художественным текстам, практически невозможно. Пожалуй, единственное, что можно с достоверностью утверждать о художественном стиле: его главная функция – это эстетическое воздействие. Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте, все они работают именно на эту функцию.

При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Художественная литература создала наибольшее количество жанров, у каждого из которых есть своя структура, свои особенности и правила построения. Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Во-вторых, в художественном стиле активно эксплуатируются различные типы лексики и эффекты их сочетания. В-третьих, художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря использованию всевозможных тропов. Также как и в случае с жанрами, художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов

В-четвертых, художественный стиль уделяет большое внимание эффектам синонимии, антонимии, коннотациям, языковым играм. Наконец, в художественном тексте могут использоваться совершенно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до предельного усложнения

Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль.

Публицистический стиль речи: аналитический жанр

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.

Пример: телевизионное шоу с приглашенными артистами — «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.

Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Пример: рецензия на книгу (примеры рецензий есть на сайте «Литературная газета» lgz.ru) , рецензия на спектакль, кинофильм, телепередачу, игру.

Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.

Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.

Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.

Аналитическая корреспонденция — это сообщение, которое дает информацию о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт). Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития. Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).

Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.

Художественно-публицистический жанр журналистики: очерк

Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Например: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора (очерк А. С. Пушкина  «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»). 

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства. 

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности. 

«Очерковость» такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы  очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и «контуры» проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная. 

Жанровые особенности, присущие очерку:

  • художественная образность; 
  • эмоциональная насыщенность; 
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • относительная сжатость изложения материала и конкретность;
  • объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
  • в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
  • встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
  • для подтверждения точки зрения автора используются факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные, формулы расчета, наименования и пр. 

Наиболее «яркими» стилевыми особенностями очерка являются:

  1. Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем. 
  2. Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий. 
  3. Документальность. При написании очерка автор, в первую очередь, опирается на факты. Поэтому очень часто в очерке встречаются различные формулы расчета, статистические данные, специфические термины. 

Основные виды очерка

Выделяют 4 основных вида очерка:

  1. Портретный очерк или биографический. Предметом данного очерка выступает личность, причем не вымышленная, а взятая из реальной действительности. Основная задача автора состоит в том, чтобы раскрыть внутренний мир героя, его ценности и характер. Простого перечисления фактов из биографии будет недостаточно.
  2. Проблемный очерк. Из названия уже становится понятно, что в центре данного очерка находится изучение какой-то проблемной ситуации. Проблемный очерк можно сравнить со статьей. Как и в статье, очеркист исследует проблему, выясняет причины ее возникновения, дальнейшее развитие и пути решения. Отличие же очерка от статьи состоит в том, что в очерке автор как будто ведет диалог с читателем: делится своими мыслями, исследует конфликтные ситуации, пытается добраться до сути проблемы и осмыслить происходящее. Такое наблюдение за развитием конфликта нередко вызывает переживания и различные эмоции, как у читателей очерка, так и у его автора. 
  3. Путевой очерк. Путевой очерк представляет собой описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия. Чаще у журналиста уже есть основная идея, а также замысел для будущего очерка и цель командировки, а полученные в поездке впечатления и факты уже «работают» на эту идею. Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны. Данный вид очерка считается наиболее серьезным и объемным. 
  4. Исторический очерк. В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование. 

Пример текста публицистического стиля

Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов

Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты. Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг»

Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Примеры стилей речи

Где встречается Пример использования
Книжный:
Научный Научные труды, научная статья, доклад, учебник, энциклопедия

Кибернетика — нау­ка об управ­ле­нии, изу­чаю­щая главным образом ма­те­ма­тическими ме­то­да­ми об­щие за­ко­ны по­лу­че­ния, хра­не­ния, пе­ре­да­чи и пре­об­ра­зо­ва­ния ин­фор­ма­ции… (Большая российская энциклопедия).
Расширение азиатских и дальневосточных владений России требовало активизации и изменения ориентиров в административной и законодательной политике. В высших правительственных сферах все чаще стали раздаваться призывы к реорганизации системы управления сибирскими губерниями на «общих основаниях» (научная статья Дамешек И.Л.)

Официально-деловой Международные договоры, законы, нормативно-правовые акты, судебные решения и постановления, уставы, деловая бумага, инструкции, пояснительные записки и др.

Стороны соглашаются, что для ведения хозяйственной деятельности общества необходимы Объекты недвижимости и в Дату Соглашения Покупатель заключил… (пример договора).
В связи с удовлетворением гражданских исков о возмещении имущественного ущерба, суд приговорил признать Иванова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (приговор суда).
Доводим до Вашего сведения, что наша компания получила платёж в размере… (письмо бизнес-партнёру).

Публицистический Газеты, журналы, политическая литература, политическое выступление и др. В этом году совокупная выручка 1900 стартапов – резидентов «Сколково» превысит $800 млн, сказал в интервью изданию «Ведомости&» старший вице-президент по инновациям Фонда… (статья из газеты «Ведомости&»)
Художественный Художественная литература (романы, пьесы, поэзия, повести и др.)

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться.

В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…

– Старуха! – закричал он в ужасе.

(А.С Пушкин «Пиковая дама»)

Разговорный Разговор при общении, личные дневники, реплики/диалоги/монологи героев в художественной литературе

Разговор в магазине/автобусе, разговор двух приятелей:

Мне два нарезных и один круассан.
Передайте, пожалуйста, за проезд.
– Я увидел её и обомлел.
– Да ты что!

Основные особенности стиля

Важной особенностью стиля является сочетание сообщения и воздействия. Оратор использует его при необходимости не только донести информацию, но и воздействовать на слушателей, побудить их к действию

Помимо этого автор, донося до аудитории какие-либо факты, показывает свое непосредственное отношение к ним.

Публицистическому стилю характерна противоречивость и неоднозначность. Он может использоваться для изложения фактов в том русле, который нужен для управления людьми.

Допустим, произошло определенное событие. В каком-то населенном пункте (пусть это будет деревня Мурашино) упали метеоритные осколки. В СМИ данная информация может иметь разную трактовку:

  1. Сегодня произошло уникальное событие! Жители деревни Мурашино, проснувшись рано утром, увидели, что земля усыпана мелкими  камушками. Теперь жителям небольшой деревеньки нет нужды асфальтировать дороги. Было принято решение организовать туристические  туры в Мурашино. Все желающие могут насладиться необычным природным явлением!
  2. Сегодня в деревне Мурашино прошли каменные осадки, нанесшие урон урожаю и немного повредившие дома местных жителей. На данный момент работы по восстановлению целостности домов закончены, народ вернулся в привычной жизни.

Словарный состав публицистического стиля имеет экспрессивный характер, основанный на эмоциях с социально значимой оценкой. Это означает, что в данном направлении присутствуют слова как с положительной, так и с отрицательной оценкой. Кроме того, оратором используются всевозможные аналоги и метафоры, легко воспринимаемые на слух.

Еще одной особенностью стиля является документальная точность изложенного, логичность построенных цепочек и их связность, а также общедоступность. Автор при составлении текста должен рассчитывать на разновидность аудитории.

Часто в публицистическом тексте используется грамотное сочетание разговорной лексики с книжной.

Своевременность и оперативность – еще одни характерные черты стиля. Для журналистских статей они гарантируют успех и общественный отклик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector