Развивающие игры для детей от 1 года. развитие моторики и не только. часть 1
Содержание:
- Любимые игрушки Алексея в период от 1 года до 1 года 1 месяца
- Делай как я
- Умения (1 год 1 месяц)
- На любой вкус
- Развитие малыша — цвета, звуки и различные поверхности
- Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?
- Малышу 16-17 месяцев — развивающие игры и игрушки
- Невербальное общение — передача информации без помощи речи
- Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев
- Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
- Где были? У бабушки!
- Что ели? Кашку!
- Что пили? Бражку.
- Кашка сладенька,
- Брашка молоденька.
- Попили, поели,
- Кши-кши, полетели! (машем руками)
- На головку сели! (прикладываем руки к голове)
- Сели, посидели,
- И опять улетели! (опять машем руками)
- Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
- Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
- Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
- Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
- На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
- Кто его открыть бы смог?
- Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
- Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
- И открыли! (разводим ручки)
- Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
- Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
- Вились, вились, (показываем как летят)
- В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
- Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
- Кубик к кубику кладем.
- Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
- Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
- Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
- Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
- А теперь их на бочок
- И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)
- Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца для развития
- Смотрины новорожденного — приметы и суеверия
- С чем играть детям от 6 месяцев до года?
- Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев
- Игрушки для годовалого ребёнка
- Держим ребенка правильно
- Развивающие игрушки для ребенка 3–6 месяцев
- Что должен уметь ребёнок в 3 года
- Другие авторские развивающие методики
- В качестве вывода
Любимые игрушки Алексея в период от 1 года до 1 года 1 месяца
1. Сенсорная коробка.
Сенсорная коробка – емкость с наполнителем, основная цель которой состоит в развитии сенсорной системы малыша.
В интернете можно найти замечательные блоги, где рассказывается о сенсорных коробках и о том, как их сделать своими руками:
- http://jili-blog.ru/sensornaya-korobka-dlya-detej-ot-6-mesyacev-do-2-let.html
- https://www.baby.ru/blogs/post/430010344-187289210/
- https://www.babyblog.ru/community/post/GoodBaby/196783
На фото — первая сенсорная коробка Алексея.
Состав коробочки: кубики Лего Дупло, детали Мозаики, камешки, ракушки.
Камешки и ракушки были приобретены в магазине демократичных цен Fix Price. Стоимость трех пакетиков — 150 рублей.
Здорово, если в вашей сенсорной коробке будут предметы мягкие, твердые, шершавые, гладкие, колючие, тянущиеся, гремящие, пищащие.
2. Мамины сокровища.
Раскладываем на полочку все мамины кремики и даем ребенку корзины для перекладывания сокровищ. Алексею очень нравилась эта игра (раскручивать тюбики он пока не умел).
3. Веселые матрешки.
Детки раннего возраста обожают матрешки. Алексей с удовольствием разбирает матрешку. Пытается ее собрать. Со сборкой пока, конечно же, проблема, но что-то уже получается.
- https://my-shop.ru/shop/toys/2393299.html?b45=1_1
- http://www.dochkisinochki.ru/icatalog/products/1128626/
- https://www.labirint.ru/games/141504/
- https://www.sima-land.ru/1662049/matreshka-krasnaya-shapochka/
Матрешки можно не просто собирать и разбирать, но и показывать с их помощью сказки. Сейчас в продаже очень много матрешек, сделанных по мотивам русских народных сказок.
4. Пирамидка.
Замечательная игрушка для деток раннего возраста.
- http://www.dochkisinochki.ru/icatalog/products/187002/
- https://www.sima-land.ru/789402/piramidka-9-elementov/?sort=rank
- https://www.labirint.ru/games/330475/
- https://my-shop.ru/shop/toys/2916617.html?b45=2_2
5. Стучалка.
Алексей обычно берет молоточек и начинает колотить им со всей силы. Сначала он не попадает в цель, но, не смотря на это, не останавливается. Как только он забивает все шарики, мы радостно хлопаем в ладоши. Стучалка — отличная забава для мальчиков.
Несколько ссылок на стучалки:
- http://www.dochkisinochki.ru/icatalog/products/2637575/
- https://my-shop.ru/shop/toys/2381692.html?b45=1_3
- https://www.ozon.ru/context/detail/id/8800356/
И напоследок. Дорогие родители, запаситесь терпением. Малыш становится полновластным хозяином дома. Он больше не лежит мило в кроватке. Он «везде», «всюду», все открывает, достает, и, конечно же, все пробует на вкус.
И помните, что связка «глаза-рот-рука» — одна из самых важных для познания окружающего мира. Другого способа развития просто не существует.
Ольга Рыболовлева
Делай как я
Лицо мамы — самый интересный объект для наблюдения, по крайней мере в течение первых двух месяцев жизни ребенка. Возьмите малыша на руки, дайте ему изучить вашу мимику. Известно, что дети стремятся передать то выражение лица, которое видят у родителей. Интересно понаблюдать: вы вытягиваете губы трубочкой — и малыш старается повторить это движение. Улыбайтесь малышу, стройте рожицы, хмурьте брови, показывайте язык.
Совет: маленькую детскую ручку приложите к вашему носу, подбородку или глазам и четко произнесите название части лица. Дотроньтесь своей рукой до щечек малыша, а затем до своих щек.
Умения (1 год 1 месяц)
Ходит.
Может сам залезть на детский стул.
Может сам слезть со стула.
Открывает стиральную машинку.
Открывает дверцу духового шкафа.
Если я начинаю пылесосить, Алексей нажимает на кнопку и выключает пылесос.
Включает и выключает свет в каждой комнате (особенно любит это делать, если кто-нибудь в туалете или в ванной).
Вытаскивает штепсель из розетки.
Машет рукой: «Пока-пока».
Хлопает в ладоши.
Нанизывает кольца на пирамидку.
Радостно встречает всех приходящих гостей.
Если что-то стащил у старших сестер, то прячет «добычу» за спину и убегает.
Пинает мяч ногой.
Если хочет кушать, то чмокает губами.
Целует маму — прикладывает губы и произносит: «Пп».
На любой вкус
Предложите ребенку потрогать предметы, отличающиеся на ощупь: мягкие, гладкие, пушистые, жесткие. Проводите по животику малыша, по его ручкам и ножкам кусочками тканей разной фактуры (шелк, бархат, байка, хлопок, искусственный мех)
Обратите внимание, какое прикосновение больше нравится младенцу. В 9–10 месяцев можно разрешить ему потрогать и предметы на улице: камни, листочки, песок
Следите, чтобы кроха не потащил их в рот. Положите в его кроватку чистые безопасные цельные игрушки, которые он мог бы попробовать на вкус. Это необходимо: в таком возрасте большую часть информации об окружающем мире ребенок получает от пробы на зубок.
Совет: купите или сшейте сами игрушки с разными наполнителями (внутрь можно поместить шарики или горох, вату или тряпочки, пуговицы или фасоль). Пусть малыш ощупывает их.
Развитие малыша — цвета, звуки и различные поверхности
Дети очень любят яркие цвета и разнообразные формы и узоры. Можно прикрепить к стенкам кровати интересные картинки. Сделать самостоятельно или купить готовые. Каждые несколько дней нужно менять их положение. Это очень простая игра, а хорошо стимулирует развитие ребенка. Повесив рисунки в разных частях дома, игра будет более расширенной.
Малыши постоянно нуждаются в стимуляции зрительной системы. Можно надеть на его ножку цветной носок или специальный браслет на липучке с мягкой игрушкой. Когда младенец заметит игрушку, будет в восторге. Первоначально остановит на ней взгляд лишь на секунду
Со временем он научится концентрировать свое внимание дольше.
Можно имитировать разговор игрушки. Каждая будет обладать своим голосом и особенностями
Это отлично развивает слух малыша.
В теплую погоду расположиться с ребенком на одеяле на траве. Можно положить ребенка на животик так, чтобы в пределах досягаемости руки была трава. Он попытается захватить ручками травинки. Благодаря этой игре ребенок узнает еще один вид поверхности.
Ребенок познает мир через прикосновение. Чтобы научить различать поверхности, родителям нужно следить, чтобы игрушки имели различную структуру, разного размера, фактуры, материала, издающие звуки и т.п. Чем разнообразнее, тем лучше.
Сначала показать ребенку игрушку, а потом дать ее в руки. Когда уронит дать ему еще раз. Необходимо менять игрушки. давай ему мягкие, жесткие, волосатые, гладкие и холодные. Можно будет увидеть, как быстро кроха сам научится сжимать ручки и хватать предоставленные игрушки.
Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?
1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.
2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.
3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.
Малышу 16-17 месяцев — развивающие игры и игрушки
Это время для приучения ребенка кушать самостоятельно ложкой и даже вилкой. Конечно, приборы должны быть из пищевой пластмассы для детского питания.
Рекомендуется начать приучать малыша к горшку. Высаживать до и после сна, после еды, перед прогулкой и после на горшок. Также хорошим способом будет одевать промокающие штанишки, чтобы ребенок прочувствовал дискомфорт от мокрых и грязных штанишек.
Повторюсь, что все детки развиваются по-разному и у вас может быть совсем другой опыт в деле приучения к горшку.
Из развивающих игр в это время малыш активно познает песок в песочнице на детской площадке. Ему нравится копать лопаткой, возить грабельками по песочку и в то же время мять его в ручках. Ребенок с радостью насыпает песок в ведерки и формочки и пытается даже печь куличики. Дома можно попробовать игры с кинетическим песком.
Дома малыша хорошо оставлять купаться в ванной. При купании он с радостью играет лейками. Ему нравится переливать воду из одного стаканчика в другой. Становится не так опасно оставлять его одно в ванной с игрушками. Но все равно за малышами в этом возрасте нужен глаз да глаз. Иначе они могут напиться воды из ванной или разбрызгать всю воду на пол. А потом вытирай.
Невербальное общение — передача информации без помощи речи
Каждый из нас во взрослой жизни хотя бы раз задает себе вопрос: как относится ко мне объект моего обожания, партнер по бизнесу или коллега по работе? В большинстве случаев, мы находим ответ на него внутри самих себя. Иногда он нас радует. Однако бывает и так, что он разочаровывает, поэтому не хотим верить в свои выводы, терзаясь сомнениями. Ну а когда все-таки все точки над «и» расставляются, сетуем, что не прислушались к своей интуиции раньше.
На самом деле мы делаем вывод неосознанно, анализируя поведение своего партнера: его жесты, мимику, позы и так далее. То есть мы понимаем его эмоциональное состояние на «языке тела» — невербальное общение.
Точно так же и малыш на уровне подсознания ощущает, как относятся к нему окружающие.
Поэтому передавайте крохе различными способами, что вы его любите. Тогда он почувствует себя в безопасности.
Невербальные игры
- Во время проведения гигиенических процедур, переодевания либо выполнения двигательных упражнений тихо произносите (можно напевать) простые слова: прижимаю и целую, я тебя люблю. При этом нежно целуйте носик, пальчики, ладошки, подтверждая свои слова действием.
- Мама — самый близкий человек для ребенка, поскольку его существование зависит от вас. Ведь именно вам он посылает сигнал SOS в виде плача или кряхтения, когда появляется «опасность»: голод, жажда, боль и так далее. Поэтому, увидев ваше лицо, кроха оживляется и радуется. Так не лишайте его такого удовольствия.
Один из вариантов игры
Близко наклонитесь к малышу, и пропойте ему песенку либо нежно произнесите:
«Привет, привет, я так тебя люблю
Привет, привет, потрогать тебя могу
Привет, привет, потрогать маленький носик
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик».
Причем, стишок можно повторять, а произнося последнюю строчку, называть другие части лица: губы, веки, глаза.
Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев
Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
***
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
***
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
***
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
***
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
***
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)
Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца для развития
Есть общие правила по выбору игрушек для младенцев:
- безопасный материал без запаха, который легко моется и чистится;
- чем меньше вес, тем лучше;
- отсутствие острых краев, углов;
- отсутствие съемных деталей;
- размер игрушки, не позволяющий грудничку ее проглотить.
Развивающие игрушки для малыша в 3 месяца сейчас в изобилии в магазинах, главное, правильно подойти к выбору и использовать их максимально эффективно.
Погремушки и подвески
При выборе ориентируйтесь на легкие изделия с простой формой, размером, удобным для того, чтобы младенец мог держать погремушку в своей руке. Сложные многообразные погремушки и подвески в таком возрасте ему еще не столь интересны и для изучения в руках пока не подходят.
Подвесные игрушки должны быть расположены на расстоянии 25-30 см от глаз младенца, чтобы они не нависали над ним, и ему не пришлось косить глаза.
Браслеты в виде погремушек
Для малышей трех месяцев нужны браслеты-погремушки, развивающие координацию на звук. Кроме того, эти игрушки для ребенка еще и своеобразный тренажер мышц – шевеля руками, игрушка издает интересный звук, малышу это нравится и он, понимая откуда он исходит, начинает еще больше шевелиться. Какие бы ни были браслеты, они должны быть легкими и безопасными.
Мобили
Растяжки с мобилями для младенца в 3 месяца как нельзя кстати. Они выполняют сразу две функции: развлекающей игры и развивающего занятия. Малыш будет тянуться к игрушкам, пытаясь их схватить, будет следить за их движением, слушать приятные мелодии.
Полноценно играть грудничок пока не умеет, и его зрение недостаточно развито, поэтому при выборе мобиля обращайте внимание, чтобы игрушки на нем были достаточно крупные и яркие
Неваляшки
Неваляшка, как еще один способ развивать трехмесячного ребенка. Забавная игрушка делает малыша более внимательным, наблюдательным и улучшает эмоциональные навыки. Так как грудничок сам не умеет раскачивать неваляшку, можно привязать один конец ленточки к ней, а второй к ручке ребенка – ручка будет шевелиться, игрушка станет качаться.
Для младенцев есть специальные неваляшки, издающие звуки или играющие мелодии, чтобы привлекать больше внимания.
Мягкие игрушки
Единственные мягкие игрушки, которые будут полезны грудничкам, это музыкальные и разговаривающие. В дальнейшем они будут помогать ребенку осмысливать свои действия, поскольку чтобы зазвучала музыка, нужно на игрушку нажать.
В остальном мягкие игрушки не рекомендуются, так как чистить их нелегко, а пыль они собирают быстро.
Зеркальце
Активно интересоваться собственным отражением и изучать свою внешность младенец начнет месяцам к шести, но в 3 маленькое зеркальце уже должно у него быть
Оно блестит, привлекает внимание и картинка на нем шевелится
Сегодня есть интересные комплексные игрушки, созданные сразу из нескольких материалов и с разным наполнением, к которым крепится безопасное легкое зеркальце. Оно сделано не из стекла, а часто из мягкого шуршащего материала.
Развивающий мячик или кубик
Для занятий с ребенком 3 месяцев на развитие моторики можно приобрести маленькие кубики и мячики из разных легких материалов. Игрушки вкладываются малышу в руку, стимулируя хватательный навык и знакомя с разными геометрическими формами.
Говорить о более сложных кубиках и мячиках до 5 месяцев рано.
Коврики
В магазинах несложно найти так называемые игровые площадки – специальные коврики. Лежа на них на спине и на животе дети изучают яркие рисунки вокруг, крутят головой, тянутся, касаются руками. В комплект одного такого коврика могут входить разные игрушки, колокольчики, погремушки.
Картинки с чередованием черных и белых цветов
Крепятся такие картинки на расстоянии 25 см от глаз младенца, а также развешиваются по всем комнатам, куда вы будете носить грудничка. На картинках часто нет смысловых изображений, они представляют собой черно-белую шахматную доску, черно-белые полоски или по одной полоске одного цвета на картинке. Есть черно-белые картинки с животными, лицами и геометрическими фигурами. Сделать что-то подобное можно даже самостоятельно.
Поскольку зрение младенцев еще плохое, лучше всего они видят контрастные вещи и четкие линии. Картинки помогают тренировать отдел мозга, который отвечает за визуальные образы. Чем внимательнее малыш будет рассматривать картинки, тем быстрее и лучше будет развиваться его зрение.
Смотрины новорожденного — приметы и суеверия
Сегодня мало кто вспоминает о приметах, суеверные люди — большая редкость. Из старых времен к нам «дошли» только некоторые (и те — не в качестве руководства к действию):
- Показывать кроху разрешено только после 40-го дня с момента появления на свет. И только после крещения. Тогда, как считали предки, малыш будет готов ко встрече с миром — защищен от сглаза, болезней и порчи.
- Нельзя фотографировать спящего младенца. Пояснения по поводу запрета весьма туманны.
- Запрещено целовать младенца в пяточки и щеки. Иначе он запоздает с первыми шагами и словами.
- Лучший подарок младенцу — ложечка из золота либо серебра (чтобы малыш стал богатым).
Если молодая мама постоянно переносит смотрины или пытается вас в чем-либо ограничить (нельзя с детьми, нельзя надолго, нельзя с насморком и пр.), не обижайтесь! Отнеситесь с пониманием.
Если уж совсем не терпится увидеть кроху — договоритесь пересечься на прогулке. У вас будет время и с мамой пообщаться, и на малыша посмотреть.
А что вы думаете по поводу первого посещения новорожденного? Нам очень важно знать ваше мнение!
С чем играть детям от 6 месяцев до года?
В полугодовалом возрасте многие детки пытаются садиться из положения на четвереньках, активно переворачиваются во все стороны и способны увлекаться одной игрушкой подолгу. Сейчас можно давать младенцу более сложные игрушки. Хорошее время познакомить малыша с деревянными изделиями – они долговечны, приятны на ощупь и даже пахнут деревом, а вероятность ударить такой игрушкой самого себя гораздо меньше, чем в трехмесячном возрасте.
Игрушки, которые можно давать детям от 6 месяцев до года:
- пирамидка – пусть ребенок разбирает ее, пытается нанизывать кольца на стержень в любом порядке, рассматривает разноцветные колечки, держит в руках, стучит ими, разбрасывает;
- кубики с картинками или буквами – их можно трогать, ставить друг на друга, рассматривать разноцветные картинки, буквы на гранях;
- мячики – разных размеров, цветов, с пупырышками или без, малыш может их катать, бросать, перекладывать из руки в руку;
- строительный набор – комплект деревянных, пластмассовых или поролоновых кубиков, конусов, цилиндров, брусков, арок;
- двигающиеся игрушки – заводные или на батарейках;
- юла – обычная металлическая или с прозрачным куполом, внутри которого, например, карусель с лошадками;
- развивающие книжки – покупные или ручной работы, с множеством деталей, которые можно пощупать, покрутить, открыть;
- логические лабиринты из дерева или пластика;
- бизиборд – доска со всевозможными кнопочками, крючками, выключателями, колокольчиками;
- игрушки для купания – пластиковые, резиновые, заводные или работающие от батареек;
- ходунки-каталка – это панель с развивающими элементами, которую ближе к году малыш может толкать перед собой и делать первые шаги;
- конструктор с крупными деталями – пусть малыш учится разъединять их;
- ведерко или коробка – ребенок учится складывать в емкость мелкие предметы.
Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев
Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.
Первый месяц
Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях. Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают
Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука. Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса
Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука. Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его
Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его
Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову
Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.
Второй месяц
Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама
Внимание уже концентрируется дольше
Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.
Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.
Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.
Третий месяц
Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.
Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.
Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой
Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания
Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.
Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.
Игрушки для годовалого ребёнка
Первый годик – важная веха в жизни малыша. Главное достижение 12-месячного карапуза – умение ходить самостоятельно, без родительской поддержки или дополнительной опоры. Для совершенствования равновесия стоит приобрести лошадку-каталку, толокар.
Теперь мелкая моторика и ловкость стали ещё совершеннее. Годовалые ребятишки начинают специально бросать игрушки на пол, чтобы мама поднимала и снова давала их в руки. Этот фактор нужно учитывать при выборе игровых приспособлений для малышей.
Детям в годик обязательно понравятся металлофон и барабан. Они не только развивают слуховое восприятие, но и учат ребёнка учитывать силу воздействия при извлечении звуков.
Годовалые ребятишки любят возиться с пластмассовыми телефонами, комплектами игрушечной посуды. С этими игрушками кроха совершает те же действия, что и родители. Наверняка вы наблюдали, как малыши «звонят» по пластиковому мобильнику или «пьют» из пластиковой чашки.
Набор для песочницы – обязательная игрушка для годовалого человечка. Ребёнок, возясь с песком, развивает мелкую моторику и речь, учится держать совочек, что ему в дальнейшем пригодится при обучении пользованию столовыми приборами. Также идёт развитие творческих способностей.
Кроме того, ребёнку дают в распоряжении мягкие карандаши и мелки. Предметы, оставляющие след, вызывают восторг у маленьких исследователей. А регулярное «рисование» помогает скорее овладевать речью и навыками письма.
Держим ребенка правильно
Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость — научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника
Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или «гулять» вместе с мамой..
Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или «гулять» вместе с мамой…
До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза.
Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи.
Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой — на уровне бедер
С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой — на уровне бедер.
Развивающие игрушки для ребенка 3–6 месяцев
Погремушки. Для новорожденного они пока не интересны, так как он спит круглые сутки глубоким сном
День ото дня кроха все больше обращает внимание на окружающие предметы, интересуется миром. На 5-й неделе жизни уже можно предложить крохе первую погремушку
Вложите погремушку в ручонку малыша и слегка зажмите ее, показав тем самым, как держать игрушку. Позже он сам будет брать ее из маминых рук и встряхивать, издавая звук. Связь зрения и слуха сейчас только начинает устанавливаться – предметом, помогающим наладить такую связь, вполне может стать погремушка. Пусть ее пока тяжело захватить крохотными пальчиками, но ребенок будет рассматривать ее, узнавать новые цвета, пытаться потрогать ручкой, тем самым разрабатывая координацию движений, мелкую моторику и активно познавая окружающий мир. Купите несколько погремушек разных цветов и конструкций: погремушки в виде булавы, на кольце, мягкую погремушку; можно купить самому маленькому погремушку-браслетик с колокольчиками или погремушки-носочки со звоночками. Давайте детям те игрушки, у которых нет мелких отпадающих частей, ведь малыш может засунуть их себе в нос или в ухо.
Кукла-неваляшка. Малыш будет с любопытством толкать неваляшку и наблюдать, как она встает. Чуть попозже она сможет в играх играть роль сказочной героини.
Мяч. Уже к началу 4-го месяца малыш может наблюдать, как прыгает мяч, как катится, потрогать его на ощупь и даже толкать ручонкой. Для игры с такими детками можно приобрести надувной мяч, а также мягкие тканевые мячики с звучащей, шуршащей или пищащей «начинкой». Подойдут также резиновые массажные мячики с «шипами» – они познакомят ребеночка с новыми тактильными ощущениями.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки нужны для развития ребенку в 4 месяца?
Что должен уметь ребёнок в 3 года
В этом возрасте бо́льшая часть малышей умеет выполнять следующие действия:
- слушать длинные сказки;
- запоминать песни и стихи;
- спрашивать обо всём;
- глядя на картинку, пересказывать сказку;
- составлять простые и сложные предложения;
- лазить, прыгать и бегать;
- заниматься чем-либо более 5 минут;
- называть своё имя, возраст и фамилию;
- говорить о себе в первом лице;
- называть части тела и показывать на них;
- знать цифры, формы и цвета;
- общаться с другими детьми;
- благодарить, прощаться и здороваться;
- одновременно делать несколько действий;
- правильно сортировать предметы по назначению, цветам и формам;
- собирать игрушки, состоящие из нескольких деталей;
- кататься на качелях, велосипеде с 3 колёсами и санках;
- играть в подвижные и ролевые игры;
- аккуратно кушать;
- рисовать;
- пользоваться носовым платком;
- одеваться, застёгивать пуговицы, одевать обувь и завязывать шнурки, раздеваться;
- складывать и убирать свои вещи.
Другие авторские развивающие методики
Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.
В число самых популярных входят следующие обучающие методики:
«После трёх уже поздно»
Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
Динамическая гимнастика. М
Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.
Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.
Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.
В качестве вывода
В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.
Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.
Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.
Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:
внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу
Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие
Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.
Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!