Обязанности воспитателя детского сада
Содержание:
- Должностные обязанности младшего воспитателя детского сада
- Какие претензии часто предъявляют воспитателю родители?
- Образец должностной инструкции воспитателя детского сада
- Инструкция по охране труда для младшего воспитателя
- Стоит ли учиться на воспитателя плюсы и минусы профессии
- Общий список обязанностей воспитателя
- Как получить образование воспитателя детского сада?
- Образец должностной инструкции помощника воспитателя
- Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?
- Должностные обязанности помощника воспитателя детского сада
- Работа воспитателя в ясельной группе
- Традиции воспитания дошкольников в разных странах
- Какие предметы нужно сдавать на воспитателя
- Учебно-воспитательная работа
- Обязанности старшего воспитателя детского сада
- Как понять, что вам подходит профессия воспитателя?
- Где получить необходимые знания и умения?
Должностные обязанности младшего воспитателя детского сада
Младший воспитатель – должность, которую ввели только в 90-х годах прошлого века. От роли помощника воспитателя, то есть няни, работу младшего воспитателя отличает уровень образования и особенности выполняемой работы. Он должен иметь педагогическое образование, тогда как помощником (няней) может быть человек даже с образованием в 9 классов школы.
В обязанности младшего воспитателя входит:
Участие в организации и планировании учебно-развивающей и воспитательной деятельности в группе.
Создание благоприятной обстановки для жизнедеятельности воспитанников.
Соблюдение режима дня в группе вне зависимости от возраста детей.
Проведение под руководством воспитателя вместе с медицинской сестрой мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, способствование их полноценному физическому и психологическому развитию.
Развитие навыков самообслуживания у малышей, поддержание безопасности нахождения в детском саду, помощь по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Распределение обязанностей по дежурству по группе между воспитанниками.
Участие в профилактической работе по предупреждения отклонений в поведении
Младший воспитатель должен быть примером важности здорового образа жизни и отсутствия вредных привычек.
Ответственность за состояние оборудования и помещений группы, выполнение требования санитарно-гигиенических норм.
Обеспечение воспитанников питанием со строгим соблюдением режима дня, соблюдение нормы выдачи пищи.
Уход и присмотр за воспитанниками, помощь в сборах на прогулки, в бассейн, на занятия по физкультуре, при одевании и раздевании, укладывании в постель, обеспечение регулярной смены белья, мытье посуды, чистка инвентаря, уборка помещений.
Выполнение требований охраны труда и пожарной безопасности.
Какие претензии часто предъявляют воспитателю родители?
Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.
Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.
Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…
Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.
Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.
Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.
Образец должностной инструкции воспитателя детского сада
1. Общий раздел
- Лицо, претендующее на работу воспитателя детского сада, должно удовлетворять следующим правилам по квалификации:
- средне-специальное или высшее образование по профилю «Образование и педагогика»;
- документы, удостоверяющие успешно пройденный медицинский осмотр;
- соответствующий опыт работы от 1 года.
- Воспитатель детского сада подчиняется заведующему учреждением.
- Воспитатель детского сада принимается на работу и увольняется с неё соответствующим указанием руководителя учреждения.
- Во время отсутствия воспитателя её функции выполняет другая работница детского сада, назначенная его заведующим.
- Воспитатель детского сада должна владеть комплексом умений в следующих областях:
- законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют сферу её деятельности;
- приемы оказания немедленной медицинской помощи;
- основные приемы педагогического и психологического общения с учащимися, с учетом возрастной специфики;
- стандарты общения с детьми;
- возрастные особенности учащихся;
- приемы мониторинга деятельности учащихся;
- теоретические основы дошкольного педагогического воспитания;
- методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
- основные современные техники обучения детей;
- методы общения с детьми и их родителями;
- этические нормы, применяемые в учреждениях детского образования;
- нормы ведения соответствующей документации;
- структура, основной кадровый состав, правила детского сада;
- правила обращения с соответствующим техническим оборудованием и программным обеспечением в области создания презентаций, проведения мультимедийных занятий и других мероприятий;
- нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
- Воспитатель детского сада руководствуется:
- действующим законодательством, отраслевыми нормами и правилами;
- соответствующей документацией учреждения;
- положениями этой инструкции.
2. Обязанности
- Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
- Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
- Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
- Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
- Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
- Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
- Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
- Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
- Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
- Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
- Помощь детям в пределах своей компетенции.
- Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
- Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
- Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
- Прохождение плановых медицинских осмотров.
- Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.
3. Ответственность
Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:
- Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
- Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
- Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
- Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.
4. Права
Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:
- Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
- Участие в собраниях коллектива учреждения.
- Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
- Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
- Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
- Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.
Инструкция по охране труда для младшего воспитателя
Кроме должностной инструкции, младший воспитатель получает еще и инструкцию по охране труда. Она предназначена для того, чтобы обеспечить как личную безопасность исполнителя (младшего воспитателя), так и для гарантий соблюдения ним правил, предусмотренных для выполнения тех или иных операций.
В этой инструкции описываются все правила, которых должен придерживаться в своей деятельности младший воспитатель. В них включены нормы использования моющих и чистящих средств, правила их хранения и использования в разных ситуациях, а также применение спецодежды и вспомогательных средств.
В документе подробно описываются все действия, которым необходимо следовать во время работы. Это обеспечивает безопасность самому сотруднику ДОУ, другим членам педагогического коллектива, вспомогательному персоналу и, конечно же, воспитанникам.
Соблюдение правил должностной инструкции и документа по охране труда – важное условие полноценного воспитательного и образовательного процесса в детском образовательном учреждении
Стоит ли учиться на воспитателя плюсы и минусы профессии
До 80% представителей сотрудников детского сада поступают на работу, чтобы получить место для своего ребёнка. Привлекает эта работа ежегодным отпуском сроком в 56 дней и социальными гарантиями.
Несмотря на требования к деятельности воспитателя и на то, что он должен уметь многое, всё больше появляется желающих работать с малышами.
По отзывам родителей, настоящие воспитатели, в первую очередь, любят детей и делают всё для их развития.
Но не все, в силу своего характера и темперамента, могут привыкнуть к особенностям педагогической деятельности, поэтому нужно взвешенно принимать решение, будет ли выпускник школы учиться на воспитателя.
https://youtube.com/watch?v=xITVZ-rCbaU
Общий список обязанностей воспитателя
Работа воспитателя сложна и очень ответственна. От того, насколько этот человек будет образован, грамотен и лоялен к детям, зависит не только физическое здоровье, но и психологическое благополучие малышей. Поскольку в сад ребенок может попасть в самом младшем возрасте, например, в ясельную группу, от воспитателей в значительной степени зависит, каким человеком он вырастет. Связано это с тем, что сотрудники детских садов работают с малышами до семилетнего возраста, а именно в этот период закладываются основные знания, умения и характер ребенка, его наклонности, манера поведения, стремления к учебе и дальнейшему развитию.
Именно поэтому к воспитателю предъявляются очень серьезные требования. Он должен быть воспитанным, грамотным, чистоплотным, не иметь вредных привычек, обладать хорошо поставленным приятным голосом, уметь быстро и правильно реагировать на стремительно изменяющуюся ситуацию в группе. Ему предстоит работать с детьми, каждый из которых имеет собственный характер, манеру общения, наклонности и дарования. С каждым из малышей педагогическому работнику придется найти общий язык, «достучаться» до замкнутого малыша, охладить пыл реактивного ребенка, суметь наладить доброжелательные отношения внутри группы, а также связи между разновозрастными группами детей.
Кроме непосредственных контактов с малышами, воспитателю предстоит сотрудничать с педагогическим коллективом и работать в тесных отношениях с родителями воспитанников. От него потребуется корректность, умение четко донести свою мысль, грамотная речь, а также соблюдение субординации.
В зависимости от уровня квалификации и занимаемой должности воспитатель должен заниматься как образовательными и воспитательными занятиями, так и развивать у детей навыки общения, творческие наклонности и таланты, следить за состоянием их здоровья, чистотой и порядком в помещении группы, обеспечивать условия для полноценного дневного (и ночного в круглосуточных садах) сна и отдыха. При необходимости воспитатель может накормить маленького ребенка, научить его делать это самостоятельно, если он не обучен дома родителями, а также помочь малышу справиться со сложными блюдами.
К педагогическому составу детского сада предъявляются и высокие требования по проведению образовательной работы, четкому соблюдению сетки занятий и получению высоких результатов. Дети в каждой группе должны соответствовать уровню развития по своему возрасту и без проблем выполнять те нормативы, которые считаются нормой для данного возрастного периода.
Кроме воспитания и образования педагогические работники занимаются организацией и проведением досуга малышей. Это касается не только ежедневных обязательных прогулок, но и праздников, дней рождений воспитанников, торжественных событий. В детском саду малыши учатся петь, танцевать, рисовать, лепить, заниматься иными видами прикладного творчества.
Все свои наработки и преимущества, полученные от их внедрения, достижения детской группы и отдельных воспитанников обязательно фиксируются, документальные свидетельства собираются и сохраняются. Они понадобятся воспитателю для прохождения аттестации на подтверждение занимаемой должности или для получения более высокого квалификационного уровня.
Как получить образование воспитателя детского сада?
Получить профессию «воспитатель детей дошкольного возраста» в России можно в педагогическом колледже, институте или университете. Обучение после 9 и 11 класса будет немного отличаться. После 9-го класса вы можете рассчитывать только на поступление в колледж, для этого нужно предъявить приемной комиссии свой аттестат и сдать несколько профильных предметов: русский язык, математику, биологию, обществознание. Для выпускников 11-х классов возможности несколько шире: перед ними открыты двери высших учебных заведений. Учиться на воспитателя можно как на бюджетной основе, так и на платном отделении. Предметы, которые необходимо сдать, те же, что и после 9 класса, однако могут меняться в зависимости от профиля учебного заведения. Многие молодые люди предпочитают окончить колледж, а затем уже с этой базой поступают на дальнейшую учебу в институт. При этом им потребуется предъявить диплом колледжа и сдать вступительные тесты.
Как «переквалифицироваться» и стать воспитателем, если вы уже приобрели другую базовую профессию? В этом случае вам помогут курсы дошкольных воспитателей, а также новый на сегодняшний день обучающий формат — курсы воспитателей в дистанционном режиме. Онлайн-курсы по переподготовке специалистов могут предложить вам несколько направлений в этой специализации:
- дошкольный педагог, дошкольный педагог-психолог;
- воспитатель логопедической группы;
- педагог-воспитатель группы продленного дня;
- воспитатель детей с особыми потребностями и др.
Образец должностной инструкции помощника воспитателя
1. Общие положения
- Сотрудник, принятый на должность помощника воспитателя, включается в разряд работников младшего обслуживающего персонала.
- Помощника воспитателя принимает на работу и увольняет с нее заведующий детским садом.
- Работник находится в подчинении заведующего детским садом, заведующего хозяйством учреждения и воспитателя группы.
- На эту позицию должны быть приняты совершеннолетние лица, имеющие среднее или среднее специальное образование.
- Работник, принятый на данную работу, должен владеть такими знаниями:
- положений трудового законодательства;
- требований и норм охраны труда и пожарной безопасности в учреждении;
- правил охраны жизни и здоровья детей;
- санитарных норм и правил;
- правил внутреннего трудового распорядка.
- Работник при осуществлении своей деятельности ориентируется на:
- Устав учреждения;
- санитарно-гигиенические нормы и правила;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- распоряжения руководства;
- данный документ.
- График работы помощника воспитателя формируется и утверждается заведующим детским садом, длительность трудового времени составляет 40 часов в неделю.
- Помощник воспитателя проходит медицинский осмотр каждый квартал года.
- Главная функция работника — соблюдение санитарных требований и норм по уборке группы и других помещений, обслуживание детей, помощь воспитателю.
2. Должностные обязанности
Сотрудник на своем рабочем месте выполняет такие функции:
- Осуществляет влажную уборку группы, раздевалки, спальни и других помещений дважды в день.
- Проветривает группу и спальню в соответствии с установленным графиком, соблюдает режим дезинфекции помещений при карантине.
- Помогает воспитателю переодевать детей на тихий час, прогулку, физкультуру и праздничные мероприятия.
- Под руководством воспитателя проводит работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков, по воспитанию детей, уборке игровой зоны, кровати.
- Вместе с воспитателями готовит материал для занятий с детьми, делает после них уборку, помогает отводить детей на кружки, занятия и другие мероприятия.
- Контролирует чистоту детского постельного белья, полотенец, в соответствии с графиком осуществляет их замену.
- Следит за сохранностью объектов имущества группы и детского сада.
- Своевременно делает заявки, если выявлены неисправности мебели или сантехнического оборудования.
- Используя спецодежду, получает питание для детей, приносит его только в закрытой посуде.
- Не оставляет пищу, бытовую химию в доступных ребенку местах.
- Проводит мытье окон в группе и спальне дважды в год.
- Проводит санобработку ковров согласно графику.
- При отсутствии кухонного работника может привлекаться к помощи на кухне.
- При отсутствии воспитателя может привлекаться к выполнению его обязанностей.
- Находится с детьми в тихий час во время отсутствия воспитателя (при производственной необходимости, при проведении совещаний).
- Занимается уборкой детских постелей.
- Принимает участие в благоустройстве и озеленении участка для прогулок.
- В летний период осуществляет уборку веранды, песочницы, участка.
- Помогает в подготовке утренников и различных мероприятий.
- Следит за внешним видом детей и своим собственным.
3. Права
Помощник воспитателя имеет следующие права:
- На гарантии, закрепленные трудовым законодательством РФ.
- Вносить предложения по совершенствованию деятельности учреждения, воспитательной работы.
- Требовать совершенствования условий работы.
- На обеспечение инвентарем и специальной одеждой.
- Принимать участие в работе органов самоуправления.
- Знакомиться с проектами решений начальства, относящихся к своей непосредственной деятельности.
4. Ответственность
Данный работник несет ответственность за:
- жизнь и здоровье воспитанников детсада, нарушение их прав и свобод — в пределах законодательства РФ;
- недобросовестное выполнение или невыполнение своих должностных функций, установленных данным документом, — в рамках актуального трудового законодательства РФ;
- любое правонарушение на рабочем месте — в рамках, установленных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- нанесение материального ущерба — в рамках актуального трудового и гражданского законодательства РФ.
Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?
Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?
Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:
-
- Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
- Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
- Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
- Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
- Основы психологической детской реабилитологии;
- Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
- Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
- Законы этики педагога;
- Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
- Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
- Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
- Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
- Основы социологии, экологии, экономики;
- Трудовой Кодекс РФ;
- Правила пожбезопасности и охраны труда;
- Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
- Основы работы с текстовым редактором и т.п.
Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.
Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.
Должностные обязанности помощника воспитателя детского сада
Помощника воспитателя раньше называли няней в детском саду. Это слово лучше всего описывает круг обязанностей, которые должен выполнять такой работник. Это низкоквалифицированный и тяжелый труд с невысокой оплатой труда, но исключительно важный и благородный. От этого сотрудника во многом зависит благополучие воспитанников, поэтому он должен сознавать, какие его ожидают функции.
В обязанности помощника воспитателя по должности входят следующие действия:
- Доставка еды с пищеблока по установленному внутри ДОУ графику.
- Сервировать столы, раскладывать еду.
- Собирать и мыть посуду после каждого приема пищи воспитанниками.
- Регулярно выполнять влажную уборку помещений.
- Прививать детям навыки самообслуживания, учить их одеваться, умываться, принимать пищу, ходить в туалет, мыть руки.
- Помощь воспитателю в одевании детей для прогулки.
- Прививать детям навыки правильного бытового поведения и гигиены.
- Находиться с детьми во время тихого часа, если воспитателю приходится отлучиться по рабочим делам.
- Заправлять постели после сна в ясельной и младшей группах, там, где воспитанники не могут делать этого самостоятельно в силу возраста.
- Следить за сохранностью имущества группы, вовремя подавать заявки на ремонт и приобретение нового оборудования.
Главное же, что требуется от помощника воспитателя – это безмерная любовь к детям, желание с ними работать, понимать их, поддерживать и помогать развиваться.
Работа воспитателя в ясельной группе
Возраст детей — 2-3 года.
В список обязанностей воспитателя в ясельной группе детского сада, помимо общих (их мы разбирали в подробной статье о профессии) может входить помощь в докармливании малышей, обучение простейшим физическим упражнениям и организация мероприятий по укреплению здоровья (совместно с медсестрой или врачом).
Одна из самых важных и вместе с тем трудных задач на этом этапе — помощь в адаптации и социализации. Все дети, которые попадают в ясельную группу — новички в детском саду, поэтому период адаптации проходит каждый из них. Сложность в том, что дети раннего возраста обычно очень сильно привязаны к маме и вместе с тем не нуждаются в общении со сверстниками. Они тяжело привыкают к новым социальным условиям, их пугает непривычная обстановка, незнакомые дети и взрослые. Некоторые малыши с трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: они капризничают, плачут, кричат, игнорируют попытки воспитателя увлечь их игрой, потешками и пр.
Средний срок адаптации ребенка в ясельной группе — 7-10 дней. Но всё индивидуально: у некоторых детей он длится до 1,5 месяца, и есть даже малыши, которые не привыкают к детскому саду совсем — об этом мы рассказывали в статье об адаптации и социализации.
Чтобы этот период прошел гладко и не привел к негативным последствиям (неврозы, снижение иммунитета из-за стрессов и пр.):
- Попросите родителей или опекунов позаботиться о том, чтобы ребенок хорошо высыпался. Недостаток сна усиливает стресс и может стать причиной истерики, плаксивости.
- По возможности попросите ввести дома такой же распорядок, как в детском саду, за 1-1,5 месяца до прихода ребенка в ясельную группу.
- Позвольте маме малыша в первое время ненадолго оставаться в группе.
- Если у ребенка есть любимая игрушка, разрешите брать ее с собой — «кусочек дома» будет его успокаивать. Но эту меру можно использовать только во время адаптации — домашние игрушки часто становятся поводом для ссор и конфликтов между детьми, а иногда даже объектом шантажа («я дам тебе свою игрушку, если ты…»).
- Любое ваше общение с ребенком должно сопровождаться улыбкой, проявлением заботы. Все прикосновения должны быть нежными, интонации — ласковыми.
- Во время утреннего приема всегда будьте приветливы, общайтесь не только с родителями, но и с ребенком, даже если он не реагирует на ваши слова и жмется к маме. Можно включить веселую детскую песенку — это поднимает настроение, снижает стресс.
Работа в ясельной группе требует от воспитателя огромного терпения, способности добиться доверия малыша и расположить его к себе
Важно постоянно быть в контакте с семьей ребенка — в одиночку вы не добьетесь результата
Педагогика раннего развития. Современные методики развития детей раннего возраста
340 часов (3 мес.)
Квалификация: Педагог раннего развития
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
12500 руб. 6600 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Традиции воспитания дошкольников в разных странах
Если мы говорим о государственной системе дошкольного образования и воспитания, то у нас в стране она была сформирована еще во времена Советского Союза. В ней, безусловно, есть как свои преимущества, так и недостатки
Важно заметить, что советская система формировалась в соответствии со строгими стандартами и в ее создании принимали участие лучшие педагоги и социологи своего времени. Однако в разных странах отношение к воспитанию подрастающего поколения достаточно сильно отличается
Рассмотрим три страны, которые считаются самыми передовыми в этой области и на которые во многом ориентируются образовательные учреждения, готовящие воспитателей и в России.
Особенности воспитания дошкольников в Японии. О воспитании детей в этой стране ходят легенды, основы японского воспитания можно сформулировать следующим образом: «Ребенок — король в своей семье до 5 лет, до 16 лет — послушник и после 16 становится равным своим родителям». Главная цель современных японских воспитательных учреждений — помогать маленькой личности гармонично развиваться как в физическом плане, так и в умственном, уметь выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, родителями и воспитателями. Обычно до трех лет малышей воспитывают мамы, находясь в декретном отпуске. И лишь по достижении этого возраста деток отдают в детские сады. При этом стоит отметить, что вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высокая, несмотря на то, что оба — и мать, и отец — работают.
Воспитатель ведет дневник наблюдений по каждому ребенку, где записывает, чем занимался ребенок и как себя вел. Но, по сути, без родителя каждый малыш проводит в детском саду не более двух часов, в остальное время кто-то из родителей находится в группе. Педагог и родитель тесно взаимодействуют и сотрудничают. Поэтому можно сказать, что объектом воспитания в японской дошкольной системе становятся не только дети, но и их мамы и папы.
Воспитание в детских садах в Израиле. Декретный отпуск в этой стране очень короткий — всего 3,5 месяца. До трех лет детские учреждения платные и, как правило, частные. Воспитательный процесс в таких яслях организован по-разному. Чаще всего в группе работает одна воспитательница и несколько помощниц. Либо организуют домашние сады, когда няня собирает маленькие группы у себя дома. Хозяйка таких домашних яслей может и не иметь педагогического образования, по сути, выполняя роль бэби-ситтера. Более продвинутые группы для детей приглашают различных педагогов, они проводят для малышей занятия по музыке или естествознанию, рисованию и танцам. После трех лет ребенка можно отдать в бесплатный государственный детский сад. Воспитатели в таких садах отвечают не только за воспитательный процесс, но и решают медицинские вопросы.
Есть в Израиле и отдельные воспитательные учреждения для выходцев из России, стиль воспитания здесь — нечто среднее между «вседозволенностью», практикующейся в Израиле, и «советской» строгой дисциплиной. Посещать детский сад «с нуля» ребенку не обязательно, за исключением группы для 5-6-летних деток, которых готовят к школе.
Детские сады и воспитание в Финляндии. Финские детские учреждения отличаются очень серьезной подготовкой детей к школьной и взрослой жизни. Здесь деткам преподают психологию, этикет и физическую культуру. Дошкольное образование в Финляндии делится на муниципальное за небольшую плату и на частное, где оплата достигает 400-500 евро в месяц. Система дошкольного образования разработана по единым и обязательным стандартам для всех учреждений без исключения. Конечно, в частном детском саду ребенку будут уделять больше внимания: с ним отдельно каждый день будет беседовать психолог, будут обучать рисованию и письму и так далее. Но базовая программа одна для всех. День расписан по часам, ежедневно у малышей может быть до 5-6 уроков. По сравнению с российскими детскими садами здесь чаще устраиваются различные утренники и торжественные мероприятия. Воспитатели составляют график дней рождения воспитанников и для каждого составляют праздничную программу, в том числе готовят детские спектакли с участием всех деток. В Финляндии очень любят и почитают театральное искусство, детей приучают разбираться в основах театрального мастерства сызмальства. Требования к финским воспитателям очень высокие, они ежегодно проходят специальную аттестацию, на которой доказывают свою профессиональную состоятельность.
Какие предметы нужно сдавать на воспитателя
В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов – за 2 года 10 месяцев.
Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4–5 лет.
Учебно-воспитательная работа
План учебно-воспитательной работы составляется методистами детского сада. При разработке учитываются требования ФГОС ДО и особенности специфики учреждения.
Воспитатель должен четко следовать плану и проводить процесс обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. В обязанности педагога в учебно-просветительской работе входит:
- Наблюдение за детьми и контроль всех занятий (музыкальные занятия, ИЗО, физическая культура и др.).
- Анализ учебной программы. Выявление пунктов, которые воспринимаются детьми лучше, а какие хуже. Выдвижение своих предложения по корректированию учебно-воспитательного плана.
- При работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, следовать указаниям узких специалистов (психологов, логопедов и др.).
- Вовремя информировать родителей о состоянии и поведении ребенка. Отвечать на вопросы, касающиеся учебного процесса.
Обязанности старшего воспитателя детского сада
Старший воспитатель в обязательном порядке должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы в области дошкольного образования не менее пяти лет.
К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.
Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя. Содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.
В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации. Также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.
Старший воспитатель находится в непосредственном подчинении у заведующего детским садом.
Как понять, что вам подходит профессия воспитателя?
Чтобы сориентироваться, насколько профессия воспитателя вам подходит, рекомендуем обратить внимание на личностные качества, приведенные ниже. Если утвердительных плюсиков, поставленных вами напротив нижеследующих пунктов, оказалось больше, чем минусов, смело выбирайте эту специальность
Если нет — подумайте над тем, чтобы поискать себя в другой профессии. Итак, для идеального воспитателя характерны доброжелательность, ответственность, терпеливость, рассудительность, любовь к детям, стрессоустойчивость, оптимизм, желание находить творческие решения, грамотная речь, хорошее владение голосом, стремление к лидерству, организаторские способности, психологическая уравновешенность, способность быстро принимать решения, высокая эрудиция. И помните: радость, легкость и удовлетворение, которые вы получаете от профессии, пойдут на пользу вашим маленьким подопечным едва ли не больше, чем качественное, но «сухое» и «бездушное» воспитание и обучение.
Где получить необходимые знания и умения?
В АНО «НИИДПО» можно выучиться по профессии воспитателя или овладеть дополнительными компетенциями, которые соответствуют ФГОС. Вы узнаете об обязанностях воспитателя в ДОУ и сможете работать в муниципальном или частном детском саду.
Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС
620 часов (5 мес.)
Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов
17400 руб. 10100 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Программа подойдет вам, если вы хотите получить дополнительную квалификацию воспитателя к уже имеющемуся диплому по другой специальности.
Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО
340 часов (3 мес.)
Дисциплины: Специальные
Подходит для действующих специалистов
12500 руб. 6600 руб.
Отправить заявку
Подробнее о курсе
Программа рассчитана на тех, кто работал воспитателем, но хочет узнать о новом ФГОС или возвращается к профессии после перерыва.
Обучение по обеим программам дистанционное*. Такое обучение удобно: не нужно выезжать на занятия и учебные сессии, изучать материалы можно в соответствии с собственным графиком, оно дешевле и экономит время.
По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца и сертификат компетенций.