Почему у новорожденных возникает дальнозоркость и как ее лечить?

Содержание:

Аппаратная терапия для предупреждения прогрессирования болезни

Для лечения врожденной близорукости у ребенка задействуется целый комплекс медицинского оборудования. Терапевтические процедуры должны быть регулярными, потому что во время роста ребенка формирующийся зрительный аппарат подвергается чрезмерным нагрузкам, а аппаратное лечение поможет оздоровить органы зрения.

Эффективные физиопроцедуры при близорукости:

  • инфракрасная лазерная терапия — физиологический массаж аккомодационной мышцы снимает спазм, улучшает остроту зрения, предупреждает прогрессирование близорукости;
  • вакуумный массаж — улучшение кровообращения органов зрения, тренировка цилиарной мышцы;
  • лазерная терапия — применяется для улучшения аккомодации, пространственного зрения, стимулирует работу нервных клеток сетчатки.

Для каждого ребенка с врожденной близорукостью составляется индивидуальная программа лечения аппаратами. Кроме посещения физиотерапевтических сеансов, необходимо регулярно заниматься профилактикой близорукости.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы:

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Виды косоглазия и их характеристика

Чтобы получить полноценную клиническую картину заболевания, необходимо разобраться в типах косоглазия, так как каждый имеет свою особенность и причины возникновения. Косоглазие бывает мнимым, скрытым и истинным. Первое наблюдается у только что родившихся детей, проходит в первые полгода жизни. Обычно не прибегают к его коррекции, так как такая форма является абсолютной нормой. В свою очередь, скрытое косоглазие объясняется тем, что его, говоря обычным языком, просто не видно и сложно диагностировать. Для выявления данного типа ребенку закрывают один глаз. Если второй глаз начинает косить, то косоглазие скрытое. В этом случае офтальмолог прописывает очки, аппаратное лечение, рекомендует выполнять гимнастические упражнения для глаз. Истинное косоглазие, как понятно из названия, сигнализирует о наличие у ребенка реальной патологии зрительных органов. Она бывает содружественной или паралитической. Первая диагностируется у детей, является нормой до полугода, причины появления могут быть различные. Но чаще всего офтальмологи говорят о наследственном факторе или присутствии сопутствующих заболеваний (близорукость или дальнозоркость). При таком типе поражению подвергаются оба глаза, они отклоняются от нормы на одинаковом расстоянии.

Паралитическое косоглазие возникает по причине паралича мышц, который, в свою очередь, может быть спровоцирован травмами или заболеваниями нервной системы. При такой форме патологии косит один глаз.

В зависимости от того, куда направлены глаза, офтальмологи выделяют:

  • сходящееся косоглазие (глаза направлены к переносице);
  • расходящееся косоглазие (глаза смотрят в разные друг от друга стороны, на виски);
  • вертикальное, при котором глаза смотрят либо вниз, либо вверх;
  • При двустороннем косоглазии косят оба глаза, а при одностороннем — один. Существуют смешанные типы заболевания, которые могут сочетать признаки нескольких форм.

По стабильности проявления патология бывает постоянной или периодической. Последняя легче поддается коррекции, поскольку сходит на нет в тот момент, когда устранена причина временного косоглазия. Чаще всего такой тип встречается при сильном спазме аккомодации глаза.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Симптомы птоза верхнего века у новорожденных

Прежде всего, у новорожденных возникают затруднения с морганием: не в состоянии моргнуть малыш запрокидывает голову назад. Такая поза называется «позой звездочета». Визуально этот дефект также заметен, поэтому обнаружить проблему не составит труда.

На что еще полезно родителям обращать внимание:

  • Верхнее века одного или обоих глаз в той или иной степени прикрывает зрачок.
  • Брови ребенка неестественно подняты.
  • Малыш постоянно выглядит сонным, часто запрокидывает и приподнимает голову.
  • У ребенка не получается моргать, глаз полностью не закрывается.

При птозе верхнее веко теряет или снижает подвижность. Это вызывает физический и психологический дискомфорт у ребенка. Особенно, когда он подрастает и начинается общаться со сверстниками. Но и это не главная проблема. Основная опасность птоза верхнего века в том, что он препятствует нормальному развитию зрительного анализатора, что способно стать причиной резкого снижения остроты зрения. Поэтому крайне необходимо вовремя диагностировать заболевание и принять меры.

Почему ухудшается

Самая частая причина развития детской близорукости — большой размер глазного яблока. Это обычно передается по наследству, поэтому дети плохо видящих родителей  тоже часто начинают носить очки. Но есть и другие причины, влияющие на возможное появление близорукости:

Прогулки. Если ребенок слишком мало времени проводит на свежем воздухе, зрение может ухудшаться. Если гулять много, мышцы глаза тренируются при переводе взгляда на дальние и близкие предметы. К тому же солнечный свет сдерживает рост глазных яблок за счет выработки дофамина. Он вырабатывается в сетчатке только под воздействием солнечных лучей, а при его недостатке глаз будет расти до окончания взросления. Это может привести к сильному «минусу» во взрослом возрасте. 

Образование. По некоторым исследованиям, чем сложнее учебная программа, тем больше вероятности развития близорукости. Но это скорее связано с отсутствием прогулок и свежего воздуха из-за высокой учебной нагрузки, чем с перенапряжением глаз. 

Питание

Для нормального развития глаза, как и всего детского организма, важно хорошо питаться. В детском рационе должны быть цитрусовые, растительные масла и морепродукты, особенно рыба. 

Физическая активность

Ее недостаток приводит к нарушению кровообращения и нехватке кислорода. В этих условиях развитие глазного аппарата у ребенка может нарушаться. 

Классификация заболевания

Амблиопия бывает врожденного характера (первичная) или приобретенная (вторичная). В зависимости от причин развития патологических процессов выделяют следующие виды нарушений:

  1. Рефракционная форма возникает при расстройствах функционирования аккомодационного аппарата, нечеткой фокусировки предметов одним  глазом — тогда эта амблиопия называется анизометропической, или обоими глазами, при отсутствии оптической коррекции. К аномалиям рефракции относятся такие патологии, как близорукость или дальнозоркость, дефекты рефракции при деформации формы хрусталика, роговой оболочки или глазного яблока.
  2. Дисбинокулярная – возникает на фоне косоглазия (зрительной корой головного мозга воспринимается информация только от одного глаза для подавления двоения предметов).
  3. Истерическая (психогенная слепота) – резкое снижение зрения происходит на фоне психического расстройства.
  4. Обскурационная амблиопия возникает у детей при помутнении оптических сред глаза. В дальнейшем устранение помутнения не приносит положительного результата – острота зрения резко снижена, несмотря на отсутствие структурных дефектов в заднем сегменте глаза. Причина обскурационной, самой сложной для лечения формы — врожденная катаракта,  помутнение стекловидного тела,  роговицы.
  5. Неврогенная форма возникает в результате воспаления зрительного нерва. Стойкое снижение остроты зрения сохраняется даже после полного излечения воспалительных процессов.
  6. Макулопатическая – зрение ухудшается в результате заболеваний макулы, расположенной в центральной области сетчатки.
  7. истагмическая – снижение остроты зрительной функции возникает при неконтролируемых колебательных движениях глазного яблока.
  8. Комбинированная амблиопия возникает при наличии нескольких различных функциональных нарушений зрительного анализатора.

Проблемы со зрением у недоношенных детей

Средняя продолжительность нормальной беременности составляет примерно 40 недель (280 дней). По данным ВОЗ, недоношенным считается ребенок, родившийся при сроке менее 37 недель.

По сравнению с доношенными детьми, недоношенные дети подвержены большему риску развития патологий органов зрения. И чем меньше срок, тем серьезнее осложнение.

Характерны следующие проблемы со зрением, связанные с преждевременными родами:

Ретинопатия недоношенных (РН)

Это заболевание, при котором в толще и на поверхности сетчатки развиваются фиброзные изменения и кровеносные сосуды. РН часто сопровождается рубцеванием сетчатки, плохим зрением и отслоением сетчатки. В тяжелых случаях ретинопатия недоношенных может привести к слепоте.

Все недоношенные дети подвержены риску возникновения РН. Экстремально низкая масса тела при рождении является дополнительным фактором риска, особенно в случаях, когда немедленно после рождения малыша помещают в кувез с высокой концентрацией кислорода.

Если ваш ребенок родился преждевременно, попросите у акушера направление к детскому офтальмологу для проведения обследования глаз, чтобы исключить РН.

Нистагм

Это непроизвольные колебательные движения глаз.

В большинстве случаев нистагм проявляется в виде непроизвольных движений глаз в различных направлениях, с разной частотой и амплитудой «колебания». Колебания глаз имеют маятниковый характер, наблюдаются горизонтальные, диагональные и вращательные движения.

Нистагм бывает врожденный или может развиться через несколько недель или месяцев. Среди факторов риска — гипоплазия зрительного нерва, альбинизм и врожденная катаракта. По амплитуде колебаний глаз можно определить, насколько сильно повреждена зрительная система малыша.

Если у ребенка наблюдаются признаки нистагма, немедленно проконсультируйтесь с окулистом .

Помните, что курение во время беременности значительно увеличивает вероятность преждевременных родов.

Страница опубликована в ноябрь 2020

Страница обновлена ​​в апрель 2021

Формы врожденных детских катаракт

Для всех детских катаракт характерны общие особенности: ядро хрусталика неплотное, задняя капсула тонкая, цинновы связки, поддерживающие хрусталик, прочные. В остальном они очень отличаются по виду, проявлениям и сохранности зрительных функций.

Для определения тактики лечения и прогноза для зрения офтальмологами используется классификация Хватовой А.В., разделяющая врожденные катаракты у детей на следующие формы:

Наиболее значимые клинические формы детской катаракты

Полная – характеризуется равномерным помутнением хрусталика, который имеет нормальные размеры и форму. Разновидностью ее является «молочная» катаракта, при которой содержимое хрусталиковой сумки разжижено. Острота зрения резко снижена и при отсутствии своевременного лечения неизбежно развивается «амблиопия от депривации» высокой степени. Этим термином обозначают состояние глаза, при котором анатомически он сохранен, но зрительные функции угнетены без шансов на восстановление. Депривация –медицинский латинский термин, обозначающий лишение чего-либо.

Младенец, лишенный возможности из-за непрозрачного хрусталика видеть окружающие предметы, постепенно утрачивает возможность научиться смотреть.   

Все действия офтальмологов направлены на то, чтобы воспрепятствовать развитию амблиопии.

Зонулярная – помутнения располагаются между корой хрусталика и эмбриональным ядром. При этом виде катаракты есть светлые, оптически прозрачные промежутки в веществе биологической линзы и острота зрения может составлять от сотых долей до 3-5 строчек по таблице проверки зрения.

Ядерная – помутнение располагается в центре хрусталика и имеет вид диска. Острота зрения вариабельна и зависит от плотности и величины диска. Критическим считают диаметр диска 2.5 мм и более.

Полярные – распространяются на центральную часть передней и задней капсулы, захватывая часть вещества органа. Зрение, как правило, снижено незначительно. Исключение – катаракта под передней капсулой размером 2.5 мм и более.

Врожденные катаракты у детей могут самопроизвольно рассасываться, но не до конца – формируются пленчатые и полурассосавшиеся формы, острота зрения при этом очень низкая – 0.01-0.04.

Что может произойти до рождения малыша?

В период внутриутробного развития в зрительном аппарате ребенка могут произойти процессы, которые станут причиной врожденной, или антенатальной, патологии глаза. Под этим понятием скрываются различные нарушения в строении и функции глаз, а также их придаточного  (вспомогательного) аппарата, обусловленные неправильным их формированием.

Как правило, к появлению таких дефектов приводят изменения в генах малыша. Они могут быть унаследованы им от родителей, но чаще возникают в результате воздействия на организм будущей мамы тератогенных (то есть способных вызывать мутации) факторов, к числу которых относятся:

  • некоторые инфекции (например, краснуха, токсоплазмоз и цитомегаловирус);
  • алкоголь;
  • курение;
  • определенные лекарственные средства.

В зависимости от того, на какой стадии внутриутробного развития произошла мутация, формируется аномалия строения одной или нескольких составляющих зрительного аппарата.

Наиболее часто развивается такая патология, как птоз (опущение) верхнего века. Она приводит к снижению остроты зрения и незначительному сужению его полей, так как не позволяет полноценно функционировать сетчатой оболочке.

Нарушением зрения сопровождается и врожденное изменение размеров глазного яблока (микрофтальм), которое часто возникает на фоне синдромной генетической патологии, но может появиться и в изолированном виде, если контакт с мутагеном произошел на второй – шестой неделе внутриутробного развития малыша.

Примерно на третьей – четвертой неделе развития формируется главная глазная линза – хрусталик, врожденные патологии которой всегда сопровождаются снижением остроты зрения и могут приводить к косоглазию. Распространены такие дефекты, как:

  • недоразвитие или полное отсутствие хрусталика (афакия);
  • изменение его формы – лентиконус;
  • уменьшение в размерах – микрофакия.

Они могут сочетаться со смещением хрусталика, то есть его эктопией, способной провоцировать повышение внутриглазного давления и развитие вторичной глаукомы. Глаукома, в свою очередь, может приводить к гибели клеток сетчатки и зрительного нерва. Зрительный нерв – это важнейшая часть аппарата глаза, ответственная за передачу импульсов в головной мозг. Он формируется с третьей по десятую неделю развития плода. Мутации могут привести к недоразвитию и полному отсутствию нервных волокон, а также образованию в их области колобом. Выраженные изменения зрительного нерва сопровождаются полной слепотой.

К стойкой слепоте могут приводить и выявляющиеся примерно у каждого двадцатого ребенка, страдающего глазной патологией, аномалии развития сосудистой оболочки. Часто они проявляются отсутствием одного или нескольких ее фрагментов, то есть наличием колобом.  

Врожденные колобомы глаза появляются на одной из ранних стадий внутриутробного развития плода вследствие нарушения  процесса закрытия так называемой эмбриональной щели. Нередко они затрагивают несколько структур зрительного аппарата (сетчатку, радужку и собственно сосудистую оболочку), и сильно нарушают их функции. От 3 до 11% детской слепоты в мире приходится на долю этой патологии. Нередки случаи, когда колобомы сочетаются с нарушением деятельности нервной и костно-мышечной системы ребенка.

Перечисленные аномалии развития могут сопровождаться различными дефектами строения сетчатки – тонкого слоя клеток, способных воспринимать и передавать в головной мозг световые импульсы. Эти дефекты часто вызывают потерю зрения в детском возрасте.

Классификация дальнозоркости

Степени тяжести гиперметропии у детей:

  1. Слабая стадия дальнозоркости характеризуется показателями до 2 дптр включительно – у детей отсутствуют симптомы за счет компенсации аккомодационных способностей зрительного органа. Первая стадия болезни обнаруживается при профилактических осмотрах, хорошо поддается коррекции с помощью специальных упражнений для глаз.
  2. Средняя степень патологии (от 2.25 до 5 дптр) – ребенок плохо видит вблизи, но может  хорошо различать дальние объекты.
  3. Высокая степень нарушений (5.25   дптр и выше) – зрение значительно снижается, как вблизи, так и вдали.

Особенности гиперметропии

При детской дальнозоркости расстройство зрительного анализатора характеризуется фокусировкой изображения не на зрительной части сетчатки, а за ее пределами. Симптомы проявляются невозможностью различать объекты, находящиеся вблизи, но которые ребенок отлично различает на далеком расстоянии. Так, малыши с данным дефектом не могут сосредоточиться на игрушке, которая находится рядом возле них.

Четкость зрения, видимость предметов вдали и вблизи обеспечивает аккомодационный аппарат. Фокусировка изображения на сетчатке происходит благодаря изменению кривизны хрусталика, за которую отвечает ресничная мышца (цилиарная). Чтобы хорошо видеть объекты на близком расстоянии цилиарная мышца напрягается, а хрусталик становится более выпуклым и преломление света происходит сильнее. Для дальнего зрения хрусталик становится плоским благодаря расслаблению цилиарной мышцы. Таким образом, для хорошего рассмотрения предметов на разном расстоянии кривизна хрусталика постоянно изменяется. Показатель преломления хрусталика измеряют в диоптриях.

У детей с рождения глаз  характеризуется гиперметропией, которая  постепенно уменьшается с ростом глаза  и исчезает полностью к 7 годам. Данное состояние у младенцев считается нормой и характеризуется не полностью сформировавшимся зрительным анализатором.

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Развитие зрения у детей

В этой статье

Глаза ребенка и зрительная система начинают развиваться практически с самого рождения. Уже в первые секунды после появления на свет у младенца есть некоторые безусловные рефлексы органов зрения в виде реакции зрачков на свет, есть попытки слежения глазами за движущимися объектами. По мере роста и взросления ребенка формируются и другие зрительные функции. 

Самая первая такая функция — светочувствительная. Она появляется сразу после рождения. Светочувствительность становится основой формирования всех остальных функций зрения. При попадании световых лучей на сетчатку глаза новорожденного зрительный образ не возникает, но уже наблюдаются защитные реакции зрачков. Световая чувствительность постепенно повышается, а зрительные функции совершенствуются.  

Примерно на 2-3-ем месяце появляется центральное зрение. Оно развивается и со временем ребенок от способности находить предмет глазами доходит до способности распознавать его и отличать от других предметов. Центральное зрение у детей до года развивается и совершенствуется очень быстро. В 4-6 месяцев они реагируют на лица, на 7-ом месяце распознают формы предметов, геометрические фигуры. Также постепенно повышается острота зрения. Параллельно с ее развитием наблюдается становление цветовосприятия. Дети начинают распознавать цвета в 2-6 месяцев. Окончательно формируется цветовосприятие к 4-5 годам. Позднее всех этих зрительных функций развивается бинокулярное зрение.

Когда проводится первый осмотр

У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:

  • проводит наружный осмотр зрительной системы;
  • устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
  • проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
  • определяет состояние глазного дна.

Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.

Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.

Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.

Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.

Диагностика птоза у ребенка

Несмотря на яркое внешнее проявление птоз верхнего века нуждается в профессиональной диагностике. Это необходимо для установления причины его возникновения, которая поможет определить, как лечить птоз верхнего века.

Диагностика птоза выполняется достаточно быстро. Для этого специалист измеряет высоту век, проверяет их симметричность, определяет полноту движения

Также офтальмолог обращает внимание на остроту зрения и состояние глазного дна

Как правило, назначают следующие диагностические процедуры:

  • УЗИ глазного яблока;
  • компьютерную периметрию, электроэнцефалографию;
  • ОКТ.

В редких случаях для постановки точного диагноза необходима МРТ. Также врач-офтальмолог в обязательном порядке назначает консультацию невролога.

Кроме того, специалист узнает информацию о семье младенца, принимая во внимание наследственность. Если птоз носит приобретенный характер, то врач может спросить о наличии иных заболеваний, которые могут стать причиной птоза

Бинокулярное (объёмное, стереоскопическое) зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения – глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей:

  • При рождении ребёнок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него сужается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2-5 недель после рождения сильное освещение уже побуждает ребёнка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение второго месяца жизни ребёнок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трёх измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На четвёртом месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребёнок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трёхмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Клиническая картина гиперметропии

При слабой степени дальнозоркости симптомы со стороны нарушения зрительной функции отсутствуют

Поэтому в данном периоде важно наблюдение родителей за изменившимся поведением ребенка. Признаки гиперметропии на ранних стадиях болезни, проявляются:

  1. учащенным морганием;
  2. капризностью и раздражительностью;
  3. постоянно возникающими головными болями, головокружением;
  4. невозможностью сконцентрироваться на игрушках и любых других предметах, расположенных близко или находящихся в руках;
  5. повышенная усталость глаз без видимых причин;
  6. нарушение сна;
  7. воспаление глазного яблока, гиперемия, сухость;
  8. повышенное слезотечение.

Средняя стадия болезни чаще диагностируется у детей при профилактических осмотрах офтальмолога в школьном возрасте. Выше описанная картина может проявляться более яркими симптомами. Основными проявлениями средней степени дальнозоркости являются плохая видимость предметов на близком расстоянии, их расплывчатость. Ребенок испытывает затрудения при чтении, письме. Таким пациентам ошибочно ставят диагнозы дисграфия, дислексия, задержка развития.
При высокой степени гиперметропии ребенок жалуется на плохую видимость ближних предметов и дальних объектов. 
При гиперметропии часто развивается сходящееся косоглазие, имеются нарушения бинокулярного зрения.

Косоглазие у новорожденных

Видеть окружающий мир в полном объеме таким, какой он есть, человеку помогает бинокулярная особенность зрения. Она заключается в восприятии предметов двумя глазами. Изображение, сформированное каждым глазом, складывается в одну картинку.
Благодаря бинокулярному, или стереоскопическому, зрению, человек распознает форму, очертание и величину предметов, а также расстояние между ними. Нарушение бинокулярного зрения приводит к множеству офтальмологических проблем. Самым часто встречающимся расстройством бинокулярного зрения является косоглазие, или страбизм.

Бинокулярное зрение начинает формироваться практически сразу после рождения и развивается до 12-14 лет. У только что появившихся на свет малышей расстройство стереоскопического зрения происходит из-за неспособности ребенка фокусироваться на объекте двумя глазами. Связано это с физиологическими особенностями формирования органов зрения.

Через 2-3 месяца младенцы начинают различать лица близких, которые все время находятся рядом с ними. Появившееся в этот период косоглазие, как правило, проходит к шести месяцам. На этом этапе малыш активно наблюдает за происходящим вокруг, следит за окружающими его предметами. Ребенок пытается рассмотреть объекты двумя глазами, косоглазие постепенно проходит, появляется бинокулярное зрение, глаза начинают полноценно функционировать. 

В возрасте 4-5 месяцев, чтобы исправить косоглазие, рекомендуют использовать мобили с яркими крупными игрушками. Детки следят за их перемещением, стараясь дольше фокусировать на них взгляд обоих глаз.

Если после полугода косоглазие не прошло и даже, наоборот, усилилось, необходимо обратиться к специалисту.

Как избежать

По словам Виктории Акопян, зрительная гимнастика не имеет доказанной эффективности. Также бесполезно есть чернику или морковку в больших количествах. Единственный доказанный способ профилактики детской близорукости — ежедневные прогулки. 

Если не получается гулять по два–три часа каждый день, то можно:

– купить лампу светотерапии и поставить около рабочего места ребенка

Важно выбирать с хорошей фильтрацией ультрафиолетового света и не меньше 2500 люкс. Чем больше яркость, тем короче будут ежедневные сеансы.  

– выходить два–три раза в день на балкон на 15–20 минут или стоять у открытого окна. Можно придумать игру и считать красные машины или наблюдать за воробьями, главное почаще переводить взгляд на далекие предметы.

– увеличить доступ свежего воздуха в квартире даже зимой. 

– устраивать спортивные пятиминутки и разминку каждые 30–40 минут.

Этапы развития и формирования зрения по месяцам

Маленькие дети не различают предметы, зрение у новорожденных размытое и нечеткое.

Первый месяц жизни

Зрительные способности грудного ребенка с 1-го месяца жизни отличаются от зрения в первые дни жизни. Младенец уже способен выделять из окружающего мира лица родителей пусть даже на размытом фоне. К концу 1-го месяца малыш учиться следить глазами за движущейся игрушкой или прочими предметами, но не более чем в 30-ти сантиметрах от его лица.

Второй и третий месяц

Со 2-го месяца у грудничка происходит развитие центрального зрения. Он уже умеет четко фиксировать взгляд на предметах в 80-ти сантиметрах от него и ближе. В этом периоде у малыша формируется двухмерное восприятие предметов (различает высоту и ширину), но при этом он не различает их по объему для него все вещи плоские.

При достижении 3-х месяцев младенец уже умеет различать оттенки цветов (желтый и красный), также различает контрастные рисунки. К тому же ребенок в 3 месяца уже способен долго задерживать взгляд на рисунке. У него происходит формирование бинокулярного зрения, благодаря чему, ребенок узнает родителей.

Шестой месяц

К 6-ти месяцам малыш различает много цветов, уже дольше фокусирует взгляд, следит за движениями и видит себя в зеркальном отражении, но при этом не понимает, что это он.

Формирование зрения к одному году

В год ребенок способен четко видеть на расстоянии 6 метров, у него повышается уровень остроты зрения, хорошо ориентируется на местности, благодаря этому малыш может делать первые уверенные шаги.

Отекают веки — какие нужны обследования?

При всей схожести симптомов болезней, при которых отекают нижние или верхние веки, есть все же существенные различия, по которым можно предварительно предположить наличие того или иного заболевания. Врачи учитывают во время визуального осмотра ребенка, насколько часто отекают веки, затрагивает ли процесс оба глаза или только один, находится ли малыш на грудном вскармливании или на искусственном питании, также изучается анамнез, в том числе и родителей.

Отекают нижние или верхние веки — диагностика:

  • визуальный осмотр;
  • аллергопробы;
  • соскоб с век для микробиологического исследования;
  • анализы крови, мочи;
  • консультация офтальмолога, аллерголога.

Что делать, если у младенца опухло верхнее веко? В чем причина такого состояния? Среди неочевидных причин, по которым могут отекать веки у новорожденного, — заболевания желудка и кишечника, сахарный диабет, ослабленный иммунитет. Поэтому родители должны как можно быстрее реагировать на любые изменения в состоянии здоровья ребенка и обращаться за помощью к профильным специалистам. Помните, что нельзя длительно игнорировать болезненное состояние, если у ребенка  отекли глаза, пытаясь вылечить, например, компрессами, аллергический отек. Без специфического лечения аллергии существует высокая угроза жизни ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector