Самые интересные моменты личной жизни и биографии александра демьяненко

Смерть и память об актёре

Плохое самочувствие актёр скрывал от всех, не хотел обращаться к врачам, не требовал особого внимания к себе и даже наоборот, избегал его.

Александр Сергеевич всё хуже себя чувствовал, он уже пил нитроглицерин перед выходом на сцену. Когда загрудинные боли стали нестерпимы, он обратился к врачам, которые заподозрили язву желудка. Проведённое обследование показало, что это был инфаркт, и при том уже второй! Первый артист перенёс «на ногах».

Необходимо было делать операцию на сердце. Актёр отшучивался, говорил, что «умрёт от страха до операции». Госпитализация была назначена на август.

Лето 1999 года выдалось на редкость жарким. Врачи решили перенести хирургическое вмешательство на пару недель, чтобы облегчить послеоперационный период. Александр Сергеевич плохо переносил жару, а ещё все помнили как недавно он страдал после наркоза.

Александр Демьяненко умер за день до спасительной операции. Причина смерти: отёк лёгкого на фоне хронической сердечной недостаточности. Ему было 62 года. Дата смерти 22 августа 1999 г.

Панихида проходила на «Ленфильме». Тысячи людей плача, провожали своего «Шурика». Все понимали, что другого такого актёра нет.

Похороны состоялись на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Многие знаменитые люди говорили проникновенные слова. Цветов было целое море.

Многие не знают где похоронен Шурик. Могила актёра расположена на тринадцатом участке. Памятник актёру лаконичный, аристократичный, без фотографии. Вероятно, так хотел сам Александр Сергеевич. Его жена распорядилась не помещать фото: актёр не любил назойливого внимания ещё при жизни. Людмила Акимовна прожила без любимого мужа 5 лет. Она похоронена рядом, на её памятнике тоже нет фотографии.

Александр Сергеевич Демьяненко (30.05.1937-22.08.1999),

Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР.

Действительно народный артист…

В 2020 году в Кургане именем Александра Демьяненко названа новая улица микрорайона Левашово.

Скульптурная группа, изображающая Шурика и Лиду установлена на улице Красной — центральной улице Краснодара.

Другая пара скульптур Лиды и Шурика размещена рядом с Рязанским государственным университетом.

Наталья Варлей, 70 лет

Съемки у Леонида Гайдая стали звездным часом для 19-летней выпускницы Госучилища циркового и эстрадного искусства Натальи Варлей. Однако «спортсменка,комсомолка и просто красавица» решила круто повернуть карьеру и уже следующей своей ролью выбрала ведьму-панночку в первом советском ужастике«Вий». После у актрисы случались и комедии («12 стульев»), и драмы («Золото»), но вот настолько ярких ролей, как у Гайдая и в «Вие», у Варлей больше не было.

У Варлей двое сыновей. Старшего Василия актриса родила от второго мужа, актера Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова. В 1985 году родился второй сын артистки — Александр, который работает режиссером и руководит собственной киностудией. Его отцом, по слухам, стал женатый узбекский актер Ульмас Алиходжаев, с которым Варлей снималась в 1984 году в фильме«Огненные дороги». Актриса не говорит на эту тему, а сыну дала свою фамилию.

Три года назад героиню Варлей в ремейке «Кавказской пленницы» сыграла Настя Задорожная. Новая версия комедии Гайдая провалилась в прокате: при бюджете в $3,5 миллиона картина собрала 180 тысяч долларов! Зрительский рейтинг ремейка на сайте«Кинопоиск» — 1 балл из 10.

Краткая биография

Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 г. в Свердловске (Екатеринбург). За свою творческую биографию снялся более чем в 100 художественных картинах, занимался озвучиванием советских и иностранных мультиков и фильмов. В 1991 г. получил звание Народного артиста РСФСР.

Получение образования

В семье Демьяненко считалось, что будущее мальчика предопределено с рождения. Отец занимал должность режиссёра свердловского оперного театра. Ещё одним подарком судьбы была выездная приёмная комиссия московского МХАТА, приехавшая в Свердловск год его выпуска из школы.

Чтать также: Как снять тяжелое похмелье в домашних условиях

Однако на этом везение будущего Шурика закончилось, талантливый парень не сдаёт вступительный экзамен из-за того, что сильно переволновался. Чтобы не терять времени, предпринимает попытку поступления в юридический, она заканчивается успешно. Саша становится студентом. Но после 6-месячного обучения понимает, что юриспруденция не является его призванием, и бросает учёбу.

В следующем году приезжает в столицу, где успешно сдаёт экзамен в Щукинское и ГИТИС. Предпочтение отдаёт последнему, попадая в группу профессора И. Раевского. В 1959 г. оканчивает обучение, зачисляется в штат Московского академического театра имени Маяковского.

Переезд в Ленинград

Спустя 3 года молодой перспективный актёр, уже «засветившийся» в картинах «Мир восходящему», «Карьера Димы Горина» и ряде других фильмов, получает интересное предложение от Ленфильма. Оно заключалось в сотрудничестве с этой киностудией и предоставлением квартиры. Молодой человек принимает предложение и перебирается в северную столицу.

Рождение Шурика

Рост популярности Демьяненко был впечатляющим ещё до работ с Гайдаем. Его фотографии можно было встретить на открытках в киосках «Союзпечати». Именитому кинорежиссёру был нужен застенчивый, робкий парень – студент, которого он и увидел в лице Александра.

Персонаж Шурика в их первой совместной комедии затмил героев того времени: Вицина, Моргунова и Никулина. Оглушительный успех «Операции Ы…» стал причиной того, что спустя 2 года после премьеры выходит продолжение комедии «Кавказская пленница», а в следующем году зритель видит уже повзрослевшего героя, который изобретает машину времени.

Герой одной роли?

Ошеломляющий успех комедий о приключениях Шурика позволили актёру почувствовать на себе всенародную популярность. Его узнавали прохожие, на двери машины нацарапали имя «Шурик»

Усиленное внимание окрыляло артиста. Казалось, вот она популярность, теперь предложения от режиссёров должны посыпаться одни за другим

Но этого не произошло.

Именно с этого момента начинается угасание киношной биографии Александра Демьяненко. Хотя он продолжал сниматься, часто получая главные роли, зритель ждал от него не этого. В начале фильма, когда народный любимец появлялся на экране, ожидалось, что это снова будет уморительная комедия, но в большинстве случаев это были серьёзные, драматические картины. Со временем он стал всё реже появляться на экранах, всё больше внимания уделял дубляжу. Однако он не перестал сниматься полностью. Всего в его фильмографии насчитывается около 100 работ.

Таблица 1. Избранная фильмография А. С. Демьяненко

Название фильма Персонаж Год выхода на экран
Карьера Димы Горина Горин 1961
Мир восходящему Ивлев 1961
Операция «Ы»… Шурик 1965
Кавказская пленница… Шурик 1967
Угрюм-река Илья 1969
Миссия в Кабуле Смыков 1970
Иван Васильевич меняет профессию Александр 1973
Всё решает мгновение Мартынов 1978
Лиха беда начало Семёнов 1985
Семь сорок Виктор Павлович 1992

Два брака

Знакомство с первой женой, Мариной Скляровой произошло ещё на родине, в Свердловске. По рассказам друзей и коллег их отношения казались безупречными. Единственное, чего не хватало в их браке – это дети. После пятнадцатой годовщины свадьбы Александр молча пришёл домой, сложил личные вещи в небольшой чемоданчик и ушел к другой женщине, с которой прожил до самой смерти.

Его выбор пал на Людмилу Неволину, работавшую режиссёром дубляжа на Ленфильме. Женщина воспитывала дочь, оставшуюся после первого брака, с ней у Александра сложились тёплые отношения. Общих детей у пары так и не появилось.

Застенчивый и интеллигентный, Александр Демьяненко в жизни являлся практически точной копией главного героя своей жизни. Большим шумным компаниям предпочитал спокойствие и уединение. Ему нравилось читать книги, слушать композиции из классической музыки. 30 мая он мог бы отметить свой очередной юбилей, к сожалению, не смог перенести очередной приступ болезни.

«Победа! Принят в ГИТИС…»

Александр Демьяненко с мамой в возрасте 5 лет/ Фото с сайта 24smi.org

Александр Демьяненко родился в 1937 году в Свердловске. Его отец, Сергей Демьяненко, был выпускником ГИТИСа, артистом свердловской оперы. Как и полагается интеллигентной семье, мальчика определили в школу № 37 с усиленным изучением иностранных языков (немецкого), а также записали в музыкальную школу в класс фортепиано. У подростка Саши Демьяненко был красивый низкий баритон, но как бы отец ни пытался приучить сына к «высокому» оперному искусству, тот заявлял, что это его «не вдохновляет». В кино в дальнейшем он спел, фактически, только один раз – ту самую забавную песенку «Я вам денежки принес за квартиру за январь…» в «Операции «Ы»».

Александр Демьяненко с сестрами/ Фото с сайта 24smi.org

Несколько лет Александр Демьяненко занимался в кружке художественной самодеятельности при свердловском Дворце культуры. Друзья детства актера вспоминали, что он очень увлекался футболом, был замечательным вратарем, несмотря на не слишком хорошее зрение. После школы, в 1954 году, Демьяненко поступил на юридический факультет Свердловского университета. В тот же год в Свердловск приезжала приемная комиссия МХАТа — искали таланты. Александр Демьяненко, подбадриваемый родными и друзьями, записался на конкурс, однако срезался на последнем туре – как он говорил потом, злую шутку с ним сыграла обыкновенная стеснительность и робость. Тем не менее, именно тогда он понял, чего хочет достичь в жизни и кем быть. На следующий год он целенаправленно поехал в Москву, чтобы вновь попытать счастья в актерских вузах. Совсем скоро родителям он отправил такую телеграмму:

Александр Демьяненко выбрал именно тот институт, который некогда закончил его отец, всегда бывший для него примером для подражания.

Александр Демьяненко в студенческие годы/ Фото с сайта fishki.net

Яркие способности актера практически сразу проявили себя. Он запросто в одном спектакле играл героев разного амплуа, так что преподаватели ставили его в пример. Однако в то же время студент Сашка Демьяненко доставлял своим преподавателям много хлопот, так как мог посреди лекции вдруг покинуть аудиторию или посреди сессии уехать в Свердловск, чтобы навестить родителей. В юношеские годы он встретил свою первую жену, Марину Склярову, и свидания с ней тоже были одной из причин его самовольных отлучек. Преподаватели терпели выходки студента — уж больно он был талантливым.

Тяжелое бремя славы

После выхода картины на большой экран Демьяненко стал не просто популярным актером, его узнавали на улице абсолютно все. Очереди в кассы на «Шурика» были длиннее, чем в Мавзолей. Люди бросались на актера и протягивали любые бумажки для автографа. Никто не звал его по имени или фамилии, для всех он был «Шуриком», парнем, которого можно позвать в пивную или похлопать по спине. Для Александра это было настоящим адом, он шарахался от толпы и старался меньше бывать на публике. Считал, что все эти люди лезут в его душу, кричал, что не хочет так жить, и мучился. Но от роли в «Кавказской пленнице» не отказался.

Личная жизнь, семья и дети актёра

Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.

В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.

Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.

Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.

Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…

Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.

Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.

Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.

С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.

Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.

Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.

Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.

Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.

Личная жизнь

В драмкружке при Дворце пионеров, куда записался влюбленный в театр юный Саша, мальчик познакомился с девочкой Мариной Скляровой (1938-2017). Девушка поехала в Ленинград вслед за возлюбленным. Поступила на театроведческое отделение ЛГИТМиК.

Потом работала на Ленинградском телевидении, написала и издала несколько сборников стихов и сказок. Друзья семьи рассказывали, что Александр и Марина жили душа в душу, ходили, взявшись за руки, и никогда не ссорились.

Марина Даниловна слыла великой добытчицей дефицита, что в годы «развитого социализма» считалось великим талантом. Актер в этом плане был похож на Шурика, то есть абсолютно не приспособленным к практической жизни. Благодаря Марине на их столе водились икра, натуральный кофе, швейцарский сыр и другие деликатесы.

Мария Склярова — первая жена Александра

Детей у супружеской четы не было. Первая жена Александра Демьяненко в молодости сделала несколько абортов, о чем позже жалела. С Людмилой Акимовной Неволиной (1940-2005) Александр Демьяненко познакомился на студии дубляжа. Женщина была полной противоположностью энергичной и немного властной Марине.

Спокойная, рассудительная, замкнутая, как мама артиста, Людмила притянула актера к себе. Влюбившись, Демьяненко не стал лицемерить и жить двойной жизнью. Артист собрал вещи и ушел от опешившей жены, с которой прожил вместе 16 лет.

Для Неволиной это был второй брак. От первого женщина имела дочь Анжелику (1962 г.р.). Александр стал для падчерицы вторым отцом и пробудил в девушке актерский талант. Теперь Анжелика Сергеевна Неволина – Заслуженная артистка РФ. С Людмилой актер прожил до самой смерти – 25 лет.

Александр со второй женой Людмилой

Соболезнования

«С ним случился инфаркт, после которого его не спасли — то ли не смогли, то ли не успели. От такой болезни никто не застрахован: люди умирают от нее и в 25, и в 30 лет. Другое дело, что сердце начинает болеть, когда оно переполнено страданиями. И актеры в этом смысле находятся в особой группе риска». Александр Павловский, режиссер

«Ухода одного из самых ярких и популярных актеров советского кино почему-то почти не заметили ни пресса, ни телевидение — я не помню посвященных ему программ и некрологов. Зато на «Ленфильм», где проходила траурная церемония, выстроилась огромная очередь — люди пришли, чтобы попрощаться с любимым артистом». Михаил Светин, артист

«К Саше у меня сразу же возникла чисто человеческая симпатия, очень уж нетипичным актером он был — никогда не лез в разборки, не вступал в дрязги, которые, чего греха таить, часто возникают на площадке. Актеры, как правило, люди эмоциональные и вспыльчивые, а он был выдержанным, очень спокойным и доброжелательным». Наталья Крачковская, артистка

Фильмы

После успешного кинодебюта, Демьяненко продолжил получать роли в кино. В 1959 г. он преобразился в Генку в фильме «Все начинается с дороги», где также снимались Нонна Мордюкова и Тамара Семина. Затем он сыграл главных персонажей в комедиях «Карьера Димы Горина», «Взрослые дети» и «Каин 18».

При этом, Александр нередко получал серьезные роли. К примеру, в драме «Мир входящему» (1961), он блестяще сыграл юного лейтенанта Ивлева, которому предстояло выполнить ответственное задание. Интересен факт, что на XXII МКФ в Венеции эта картина удостоилась спецприза жюри, за лучшую режиссерскую работу, и «Кубка Пазинетти».

В последующие годы биографии Демьяненко продолжал играть ключевых персонажей в мелодрамах, комедиях, приключенческих и военных лентах. Настоящее признание пришло к нему в 1965 г., когда он впервые появился в образе Шурика в культовом фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Стоит отметить, что Леонид Гайдай отказал более 40 претендентам на эту роль, и только в Александре увидел того, кто ему нужен. Режиссер настаивал, чтобы Шурик был блондином, в связи с чем гримеры начали беспощадно освещать черные волосы Демьяненко.

Пытаясь достичь наилучшего эффекта, стилисты выжгли волосы артиста до такой степени, что его кожа покрылась волдырями. «Операция «Ы» имела фантастический успех, вследствие чего стала лидером проката в 1965 г. – 69,6 млн зрителей.

Гайдай получал тысячи писем от телезрителей, которые требовали продолжения истории. В итоге, через пару лет состоялась премьера «Кавказской пленницы», которая получила не меньшую популярность. За Александром Демьяненко окончательно закрепился образ «Шурика», отличавшегося рассеяностью, добротой и природным обаянием.

Однако такая всенародная любовь, далеко не всегда вызывала у Демьяненко положительные эмоции. Он стал заложником одного образа, что крайне сильно обижало его. Будучи по своей натуре весьма замкнутым и рассудительным человеком актер раздражался, когда все хотели к нему приблизиться и поговорить с ним.

Нередко Александру Сергеевичу не давали серьезных ролей только потому, что зритель воспринимал его как незадачливого «Шурика». В 1973 г. Леонид Гайдай представил свой очередной киношедевр – «Иван Васильевич меняет профессию», в котором Демьяненко снова сыграл «очкарика».

Позднее Демьяненко неоднократно жаловался, что все вспоминают только одну эту роль, сыграть которую ему не стоило никаких усилий. При этом серьезных работ в кинолентах «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река» никто не вспоминал.

С каждым днем всесоюзная слава и ажиотаж, который складывался вокруг его персоны, сильно досаждали Александру Демьяненко. Ему не давали прохода на улице, хлопали по плечу и обращались к нему как к легкомысленному юноше.

Александр Демьяненко в фильме «Операция Ы»

Хотя мужчина продолжал появляться в фильмах, он играл преимущественно второстепенных героев и все из-за «Шурика». Одно время ему пришлось посещать встречи со зрителями, поскольку они приносили хоть какую-то прибыль. В данный период биографии он активно занимался дубляжом отечественных и зарубежных картин.

За свою карьеру Демьяненко озвучил около 70 фильмов и мультфильмов, достигнув в этой области киноискусства большого мастерства. И все же, в 80-90-х годах ему удалось сыграть несколько главных ролей в «серьезном» кино: «Пропавшие среди живых», «Баллада о старом оружии», «Потерпевший» и др.

В 1995 г. Александр Сергеевич появился в комедийном сериале «Клубничка», который считается одним из первых ситкомов в России. Последним фильмом в его творческой биографии стала короткометражная лента «Содержанка», в которой он сыграл композитора.

Шурик из фильмов Гайдая

Актер несколько лет не появлялся в Москве, поэтому когда начались первые пробы на главную роль в новый фильм Леонида Гайдая, о нем поначалу даже не вспомнили. Но Гайдай никак не мог подобрать подходящий типаж, хотя перебрал огромное количество актеров, среди которых были Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян.

Александр Демьяненко в «Операции „Ы“»

Режиссер хотел сделать главного героя похожим на себя, и когда он увидел Демьяненко в фильме «Карьера Димы Горина», лично поехал к нему в Ленинград. Прочитав сценарий будущей комедии с рабочим названием «Несерьезные истории», Демьяненко дал свое согласие на съемки, еще не понимая, как эта роль изменит всю его жизнь.

Для роли Шурика Демьяненко перекрасили в блондина

Гайдай был счастлив, что наконец-то нашел походящего актера, и незамедлительно приступил к съемкам. Чтобы добиться еще большего сходства, он перекрасил Александра в блондина и даже отдал ему свои очки в огромной роговой оправе. По сценарию героя сначала звали Владик, но чтобы не было никаких ненужных ассоциаций (Владлен – Владимир Ленин), его переименовали в Шурика. Со временем изменилось и название картины, и в 1965 году на экраны вышла комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».

Леонид Гайдай и Александр Демьяненко

Успех был феноменальный – лента стала лидером проката, за год ее посмотрели 70 миллионов человек. На исполнителей главных ролей свалилась небывалая популярность, а фильм был разобран на цитаты и крылатые фразы, ставшие народным фольклором. К Демьяненко обращались исключительно как к Шурику, все хотели с ним выпить и панибратски потрепать по плечу. У замкнутого и малообщительного актера проявление народной любви вызывало глубочайший стресс. Он старался без острой необходимости не выходить из дома, прятал лицо за огромными солнцезащитными очками и избегал публичных мероприятий.

Кадр из фильма «Взрослые дети» (1966)

Воодушевленный небывалым успехом, Гайдай тут же приступил к съемкам продолжения. В 1967 году на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – очередной киношедевр, пополнивший золотую коллекцию Госфильмофонда. В историю советского кинематографа картина вошла как самая кассовая – ее посмотрели 76 миллионов зрителей. Как и в случае с «Операцией «Ы», фильм с Натальей Варлей был разобран на цитаты, а его персонажи стали всенародными любимцами.

Александр Демьяненко и Наталья Варлей

Но для Демьяненко этот фантастический успех неожиданно стал крахом дальнейшей карьеры. Актера перестали приглашать в другие проекты – режиссеры попросту боялись, что зрители будут по-прежнему ассоциировать его с Шуриком. Александру Сергеевичу предлагали только эпизоды, а он мечтал о серьезной роли, которая заставит зрителей посмотреть на него другими глазами. И в 1969 году такая возможность представилась – Демьяненко сыграл приказчика Илью Сохатых в киноэпопее «Угрюм-река». Он был очень доволен своей работой, но больше таких глубоких драматических ролей в его творческой биографии не случилось. Александр Демьяненко в роли Ильи Сохатых («Угрюм-река») В 1973 году Гайдай задумал снять комедию по мотивам булгаковской пьесы «Иван Васильевич». В процессе работы над сценарием родилась идея снова использовать образ Шурика, сделав из смешного и нелепого студента изобретателя Александра Сергеевича Тимофеева. Демьяненко без особого восторга принял это предложение, но выбирать уже не приходилось – все ж лучше, чем сидеть без работы. Гайдай видел, что происходит с актером, и в какой-то степени чувствовал свою вину в сложившейся ситуации. Он решил, что «Иван Васильевич» поставит финальную точку в затянувшейся эпопее с Шуриком и станет ее логическим завершением.

На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Картина уже традиционно стала лидером проката – за год ее посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Это было последнее триумфальное появление Демьяненко на большом экране – с тех пор он мелькал только на второстепенных ролях и в эпизодах, хотя снимался довольно много.

Жизнь после Шурика

В 1983 году актер появился в приключенческой комедии «Зеленый фургон», где сыграл трогательного интеллигента Шестакова, принявшего идеалы революции и вступившего в народную милицию. Компанию актеру составили Борислав Брондуков и Дмитрий Харатьян, для которого Володя Патрикеев стал первой главной ролью. Изначально режиссером картины должен был стать Владимир Высоцкий, но преждевременная смерть барда не дала реализоваться этим планам.

Александр Демьяненко в фильме «Зеленый фургон»

Роль Шестакова на какое-то время смогла вывести Александра из депрессии, но «клеймо» Шурика по-прежнему висело над ним тяжким бременем. И раньше-то не особо общительный Демьяненко стал асоциалом и затворником, а свои душевные терзания пытался заглушить алкоголем.

От полного отчаяния его спасла работа на телевидении – актер был непревзойденным мастером дубляжа, что дало ему возможность удержаться на плаву в лихие 90-е годы. После падения «железного занавеса» в страну хлынул огромный поток зарубежной кинопродукции. Голосом Александра Сергеевича заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шериф, Роберт Дюваль, Джон Войт, Стив Бушеми и другие знаменитые актеры.

Голос Александра Демьяненко в фильмах и мультфильмах Демьяненко озвучивал и отечественные ленты – долгие годы зрители восхищались бархатным тембром Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса и других прибалтийских актеров, даже не догадываясь, что за них говорит Демьяненко.

В конце 80-х он, жалевший, что в свое время оставил театр ради кинематографа, вновь вернулся на театральные подмостки – режиссер Юрий Аксенов поставил в Театре комедии спектакль «Уик-энд с убийством» и пригласил актера на роль сыщика Джуда Вессона. Александр Сергеевич был также задействован в постановках «Биография» (Регистратор), «Алхимики» (Лавуит), «Все о Еве» (Ллойд Робертс) и «Ромул Великий» (германский вождь Одоактра).

В конце 80-х Демьяненко вернулся в театр

В 1995 году в театр пришла новый худрук Татьяна Казакова, решившая «омолодить» труппу театра, и безжалостно указала на дверь Александру Демьяненко, Игорю Дмитриеву, Петру Вельяминову и другим актерам пенсионного возраста.

Для Демьяненко это был очередной удар – он год не мог прийти в себя, пока Юрий Томашевский не пригласил его в свой «Театр комедиантов». Там он стал партнером Зинаиды Шарко в спектакле «Владимирская площадь», а незадолго до смерти был приглашен на роль царя Креона в «Антигоне» Ануя.

Образование

Естественно, Саша с раннего детства мечтал стать таким, как папа. В год окончания средней школы (мальчик учился в СШ № 37 с углубленным изучением немецкого языка) в Свердловск приехала комиссия из МХАТа – отбирать юные таланты.

Александр, не раздумывая, подался на конкурс. Юноша очень волновался, а потому с треском провалился.С горя парень подал документы на юрфак в Свердловский университет, без проблем сдал экзамены. Через год понял, что это не его.

Изучать своды законов было нестерпимо скучно. После первого курса юноша забрал документы и отправился в Москву. Александр подал документы сразу в два вуза – Щукинское училище и ГИТИС. И поступил в оба. Он выбрал ГИТИС, в котором когда-то обучался его отец.

Александр Демьяненко в юности

В студенческие годы проявился эксцентричный и одновременно замкнутый нрав Демьяненко. Парень мог в разгар учебного года, никому ничего не объяснив, уехать в Свердловск. Наставнику, профессору Иосифу Раевскому, пришлось приложить немалые усилия, чтобы нерадивого, но бесспорно талантливого студента не отчислили из вуза.

На заметку: Диплом молодому актеру вручили в 1959 г., и юноша влился в труппу московского драмтеатра им. Маяковского.

Начало карьеры

Кинематограф больше притягивал актера, считавшего, что новое искусство дает больше возможностей, чем театр. Опыт работы на съемочной площадке у Александра был: в студенческие годы молодой человек снялся в роли Мити в заключительной части трилогии о Павке Корчагине «Ветер».

Именно Демьяненко создал в советском кинематографе образ «идейного интеллигента». Работать в театре актеру нравилось. Но в Москве ему негде было жить. Когда молодого актера позвали на «Ленфильм», суля жилплощадь, он тут же согласился.

В Ленинград Демьяненко переехал в 1962 г., но успел сняться у Алова и Наумова (режиссеров эпопеи о Корчагине) в фильме «Мир входящему». Там наш герой сыграл лейтенанта Ивлева, в последний день войны доставляющего в госпиталь беременную немку. Фильм имел успех и за рубежом, завоевав призы на фестивалях в Венеции и Брюсселе.

Потом последовали работы в таких картинах:

  • «Карьера Димы Горина» (роль кассира сделала актера узнаваемым);
  • «Взрослые дети», где вместе с Лилией Алешниковой сыграл молодую супружескую пару;
  • «Порожний рейс» (журналист Сироткин, расследующий финансовые махинации);
  • «Государственный преступник» (следователь Поликанов);
  • «Угрюм-река» (приказчик Сохатых).

Александр в «Угрюм-реке»

Биография

Александр Сергеевич Демьяненко, без всякого сомнения, звезда первой величины советского кинематографа. После появления на экране уморительной эпопеи с Шуриком актёр купался в славе и не мог спокойно появиться на улице.

Александр Демьяненко | Московский комсомолец

Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.

Каким он был человеком? Как складывалась его карьера помимо нашумевших приключений Шурика?

Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.

Александр Демьяненко с мамой Галиной | Woman’s Day

Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.

Александр Демьяненко в детстве | Woman’s Day

Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углублённое изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время определиться с профессией, в северный город прибыли представители приёмной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко, конечно же, не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но парень так переволновался, что с треском провалил экзамен.

Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.

Александр Демьяненко | Сплетник

Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.

Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector