Ребенок стесняется: что делать родителям?

Создайте их

Попробуйте выделить то, что делается, а не то, что делается или что у вас есть

Принятие во внимание и принятие того, что вы не всегда можете получить кредит за свои действия, является частью обучения скромности. Например, сказать «Ужин готов и дети очень помогли» лучше, чем восхвалять всю славу словами «Я приготовил ужин»

Таким образом, вы учите детей ставить других перед собой. Вы также можете развить смирение, участвуя во многих полезных мероприятиях, таких как уборка парка, волонтерство в больницах, сбор мусора в общественных местах. Ваш ребенок может узнать, что служение другим — не слабость, а почетная черта.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Самая низкая самооценка — в 9-10 лет

Что такое самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь. По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругаются на ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.

И вот к 9-10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности — в старшем подростковом возрасте.

Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:

  • особенности характера;
  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи, а также личные достижения.

Тест на самооценку

Наблюдаете ли вы у своего ребенка:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Если вы ответили «да» более 5 раз, то имеет смысл подумать о помощи ребенку.

Фостер признательность к жизни

Мотивируйте своего ребенка признавать усилия других людей

Например, обратите внимание на посещение спортивных состязаний, музыкальных или семейных мероприятий других людей. Он может научиться придавать большее значение личным отношениям, чем достижениям или событиям

Вы можете направить своего ребенка, чтобы выразить признательность простыми способами, такими как объятие или спасибо. Поговорите с ним о ценности поддержки и одобрения других. Например, если его двоюродный брат получил хорошие оценки в классе, попросите вашего ребенка написать поздравительное письмо

Он может понять важность празднования достижений других. Демонстрируя ценность празднования успехов других, ваш ребенок может научиться смирению

Модель поведения

Дети могут учиться лучше, когда родители учат на личном примере. Кроме того, он должен быть последовательно смоделирован как образ жизни, а не как пример включения и выключения. Дети склонны все замечать. Они могут принять к сведению, когда вы теряете самообладание в пробке, плохо относитесь к кому-либо или используете свое положение власти, чтобы добиться результатов в свою пользу. Они также наблюдают времена, когда вы держите дверь открытой для пожилой женщины, относитесь с уважением к другим, любезно разговариваете с людьми. Поэтому, как родители, вы можете быть внимательны к своему поведению. Смирение начинается дома с родителями.

Почему ребенок боится воспитателя в садике?

Если практически каждое утро малыш отказывается идти в детский сад, плачет и рассказывает о том, что он боится воспитателя, необходимо постараться выяснить причины данной фобии. Возможно, кроха слишком рано попал в такое учреждение и оказался не готов к новому коллективу. Бывают и более сложные случаи, когда малыш с опаской относится именно к педагогам. Попытаться разобраться со сложившейся ситуацией и выяснить причины возникающего страха можно следующими способами:

  • забирая малыша из садика, расспросите, как прошел его день, чем он занимался;

  • постарайтесь выяснить, реагирует ли малыш подобным способом на всех педагогов или на кого-то одного из них;

  • поговорите с другими родителями и узнайте, как ведут себя их дети;

  • обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателями;

  • попросите малыша нарисовать детский сад и проанализируйте получившийся рисунок (яркая и радостная картинка говорит о хороших эмоциях и впечатлениях, а темные и мрачные тона свидетельствуют о негативном восприятии окружающего. Такие тревожные сигналы требуют особого внимания взрослых);

  • поиграйте дома в детский сад. Пусть роль педагога достанется малышу, а мама/папа выступят в качестве воспитанника дошкольного учебного заведения. Присмотритесь, как себя ведет и что говорит сын или дочь: они неосознанно скопируют взрослого, вызвавшего у них яркие эмоции.

Что делать, если ребенок боится воспитателя?

Выяснить причину возникновения фобии – сделать половину дела для разрешения проблемной ситуации. Перед родителями становится новая задача: что делать дальше?

Если педагог не виноват

В случае если страх – это форма адаптации или предлог, чтобы не ходить в сад и быть поближе к маме, стоит уделить внимание формированию положительного имиджа воспитателя в глазах малыша. Постарайтесь вместе с сыном или дочерью найти в руководителе группы что-то хорошее, отметить его заботу, доброту, улыбчивость и дать ребенку понять, что его очень любят. Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику

Такие доверительные разговоры постепенно снимут тревожность и панику.

Если ребенок боится воспитателя в детском саду, не оставляйте его наедине с негативными эмоциями. Постоянно разговаривайте со своим чадом, расспрашивайте обо всем, что его тревожит, интересуйтесь мыслями и переживаниями. Дети – эмоциональные и открытые маленькие человечки, которым необходима помощь и поддержка.

Также обратите внимание на собственное поведение. Если мама или папа ругаются с воспитателем, кричат или грубят ему, плохо говорят о нем за глаза, то ждать хорошего отношения к педагогу абсолютно наивно: даже самые маленькие дети очень четко считывают, как родители ведут себя с человеком, и копируют эту манеру либо начинают бояться. Если есть вина педагога

Если есть вина педагога

Если конфликт возник из-за манеры поведения воспитателя (громко разговаривает, кричит, пугает физической расправой, наказывает несоразмерно поступку, надолго ставит в угол или даже шлепает), то ситуацию нужно решать уже не с малышом. Попробуйте поговорить с наставником группы. Если другие дети ведут себя аналогично, отказываются ходить в детский сад и при этом воспитатель не желает менять свое отношение к воспитанникам – стоит обратиться к заведующей. 

Помните, что физическое и психоэмоциональное состояние крохи – важнее всего. Не получается решить проблему? Попробуйте сделать небольшой перерыв или переведите малыша в другую группу. 

Как помочь?

Для того чтобы воспитать полноценную и раскрепощенную личность, необходимо выполнять несколько простых правил, которые помогут стеснительному крохе преодолеть застенчивость и стать общительным. Итак, если ребенок стесняется, что делать?

  • Первое, над чем стоит поработать — чувство собственной значимости и уверенности в себе. Создайте вокруг ребенка атмосферу любви, заботы и поддержки. Не критикуйте свое чадо, а лишь поправляйте его, объясняйте ошибки: «Ты старался, ты молодец. Если хочешь, я научу тебя как сделать еще лучше». Недопустимо применение к малышу таких слов, как «глупый», «никчемный», «страшный» и т. д.
  • Приучайте кроху нести ответственность за свои поступки, не делайте его зависимым от себя. Ставьте перед ним выполнимые задачи и при необходимости помогайте их решать. Дело, доведенное до конца, не только придаст малышу уверенности в собственных силах, но и сблизит с членами семьи.
  • Обязательно хвалите робкого ребенка, пусть даже за маленькие успехи. То, что кажется вам незначительным и обыденным, для маленького человечка может иметь огромный смысл. Но хвалить тоже нужно в меру, а то ребенок может вырасти эгоистом.
  • Если ребенок боится других детей и избегает общения со сверстниками, помогите крохе адаптироваться в обществе, обрести навыки социального поведения. Для этого, в первую очередь, нужно научить малыша ритуалам приветствия, знакомства, прощания. Самый простой и действенный способ — устроить домашний спектакль, в котором мама играет роль незнакомого человека (например, продавца в магазине, сверстника на детской площадке), а застенчивый ребенок самого себя. Заранее прорепетируйте сюжет, научите кроху нескольким «шаблонным» выражениям и фразам, с помощью которых он без труда сможет завязать разговор.
  • Социализировать ребенка помогут различные творческие и спортивные детские секции, а также встречи с друзьями семьи, у которых также есть дети подходящего возраста.
  • Внимательно относитесь к одежде, прическе, игрушкам вашего малыша. Он не должен быть предметом насмешек и переживать из-за этого.
  • Разрешите своему чаду вести себя так, как ему захочется, не ограничивайте его свободу, не одергивайте. Понаблюдайте за тем, как он ведет себя с детьми, знакомыми и незнакомыми людьми, а затем мягко и аккуратно попытайтесь скорректировать его поведение.
  • В запущенных случаях, когда ребенок очень стеснительный, и это действительно мешает учебе, необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу. Грамотный специалист поможет родителям найти путь к общению с застенчивым крохой.

Почему ребенок стеснительный?

Маленькие дети до 3 лет часто робкие. Связано это явление не со свойством характера, а с защитной реакцией ребенка на неизвестный окружающий мир. Если у дошкольника наблюдаются подобные черты характера по любому поводу и на всех, то это должно насторожить взрослых.

Иногда застенчивость становится причиной расстройства психоэмоционального фона детского организма.

Причины ищут в следующих явлениях:

  1. Физические недостатки в черте лица, ДЦП, хромота, плохое зрение, опухоли и другие отклонения. Окружающий детский мир способен быть жестоким. Детям не нравятся ребята с отклонениями. Болезненное состояние для юной души – большая трагедия. В случае помощи родителей малыш преодолеет подобное поведение.
  2. «Врожденная» стеснительность. Каждый человек обладает индивидуальным типом темперамента. Переубедить ребенка трудно даже невозможно. Робость становится частью его самого, она не приобретенная, а врожденная.
  3. Заниженная самооценка. Это качество развивается на почве небрежно оброненной фразы со стороны родителей. Плохие слова способны посеять в сознании малыша зерно неполноценности.
  4. Влияние поведения учителей и воспитателей на характер малыша.
  5. Молчаливость, гиперактивность, личная неприязнь педагога к нему становятся причиной развития нежелательных комплексов. Протестуя против отношения к себе со стороны подобного окружения, у малыша проявляется отчуждение от коллектива.
  6. Пережитый стресс. Стеснительность может формироваться на фоне стресса. Ребенок защищается подобным поведением на этот раздражитель. Избавиться от негатива можно с помощью разговора и постепенного его вывода из сложившихся обстоятельств.
  7. Наследственный фактор. Когда папа с мамой живут в закрытом пространстве и мало общаются с посторонними людьми, тогда возрастает вероятность того, что и их ребенок также вырастет замкнутым.

Застенчивость

Застенчивость — один из частых симптомов младшего подросткового возраста. Но ее предвестники можно увидеть гораздо раньше: в возрасте 5-6 лет родители отмечают, что ребенок замыкается в себе. Он стесняется, когда в дом приходят гости, не участвует в детских спектаклях и, как правило, с трудом ходит в детский сад или многолюдные места. Некоторые дети даже заболевают перед приходом гостей или из-за необходимости идти в гости!

А когда ребенок достигает школьного возраста, эта проблема становится особо острой. Ведь сюда добавляются все те особенности развития, в том числе и физиологического, о которых мы уже говорили.

Что же такое застенчивость? Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков. В переводе на русский язык это определение из словаря означает, что человек боится, постоянно находится в ожидании удара, потрясения от окружающего мира.

Конечно, застенчивость — это определенный стресс для организма и психики. Как же нам помочь ребенку?

  1. На помощь придет позитивное мышление. Приучайте ребенка находить плюсы в общении, в людях. Пусть он самостоятельно выделяет эти плюсы, а еще лучше — записывает.
  2. Не пугайте его сами. Часто именно от взрослых идет настрой, что весь мир опасен и кругом враги. Думайте над тем, что вы говорите, как вы отзываетесь об учителях, детях и родственниках.
  3. Учите ребенка дышать! Странный совет? Ведь все умеют дышать? Нет, это как раз один из сильных способов управления психикой. Вдох, выдох — лучше отойти в сторону, если нет возможности делать эти вдохи тихо, про себя. При этом отслеживать это время по часам. Цикл: 45 секунд дыхания — по плану и 45 секунд — в обычном режиме. Мозг отвлекается на выполнение этого задания и забывает о своей панике по поводу стресса от общения.
  4. Учите стихи. Тоже смешно? Нет! Учите с ребенком длинные стихи — вместе. А потом вставайте с ним вдвоем или вместе с другими членами семьи перед зеркалом и начинайте декламировать. Это начало тренировки для публичных выступлений. Это шаг к избавлению от излишней застенчивости. Ребенок должен оценить, как выступил он и как — вы, поставить оценку по 10-балльной шкале вам и себе тоже.
  5. Приглашайте людей в дом. На своей территории проще справляться со страхами и застенчивостью.
  6. Устраивайте спектакли, концерты — пока для своих родственников, на праздники.
  7. Введите традицию ежегодных фотосессий. На красивых снимках всем нравится смотреть на себя.
  8. Покупайте ребенку яркую одежду. Помогая ему быть «серой» мышкой, вы делаете только хуже.

Путь к исцелению и спокойствию вы сможете пройти только вместе!

Источник

В чём причина?

«Все проблемы из детства» – скажут нам психологи.
В период «юношеского максимализма» (когда мы думаем, что станем великими, изменим мир, во время просмотра фильма с каким-нибудь красивым актёром или актрисой грезим, что они будут нашими возлюбленными) для нас важно иметь 5000 друзей «Вконтакте». Ведь с такими цифрами мы будем казаться людям очень общительными, т.е

соответствовать идеалу современного человека.
Этот период может закончиться и в 20 лет (у меня было так), и в 30, а может и продолжаться всю жизнь. Но почему плохо, если он затягивается? А то, что мы не сможем разглядеть, что в действительности нам нужно в жизни.
Я тоже грезила о звезде-красавце и мечтала жить в Питере. Но встретив мужа, я почему-то полюбила свою малую Родину — республику Коми, решила начать учить коми язык, и Питер для меня стал просто интересным городом для посещения, но никак не для проживания. Я поняла для себя известную всем фразу «Хорошо там, где нас нет», потому что пока мы не живём на море, оно нас привлекает. Но жители приморских городов могут его не видеть неделями, потому что надоедает. Я полюбила место, где я родилась, и сама удивляюсь этому. Почему? Потому что мне здесь хорошо, здесь мой любимый, лучшая подруга и мой дом. Здесь я нашла себя и теперь для меня вся показуха о счастливой жизни не требуется.

Но что я всё про себя? Люди могут не выбраться из периода «юношеского максимализма» и всё грезить о несбыточном, когда их счастье рядом. Думать, что надо быть общительным, но приходить с работы убитым и находить спокойствие только в одиночестве. Просто этот человек такой, неразговорчивый, постоянно в себе, но общество вынуждает таких людей быть не собой, а «псевдоидеалом»!

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно

«Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу

И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь.

Типичные ошибки родителей

В поведении родителей бывают некоторые моменты, которые способны только усугубить детский страх ответов у доски:

  1. Взрослые, далёкие от понимания детской психологии, добиваются от ребёнка обещания, что с завтрашнего дня он будет поднимать руку и сам вызываться отвечать урок у доски. Родители считают, что таким радикальным методом школьник переборет свой комплекс. На самом же деле это только усилит боязнь и неуверенность в себе, и к психологическому дискомфорту могут добавиться психологические проявления: мигрень, боли в желудке и пр.
  2. Приём запугивания. Взрослый угрожает ребёнку, что если он не будет поднимать руку, то последует серьёзный разговор с учителем. Это также не будет иметь никакого действия: просто сын или дочь станет воспринимать родителей как врагов. Лучше предложить побеседовать всем вместе — с учителем, чтобы найти решение проблемы.
  3. Упрёки в сторону ребёнка: «кто же из тебя вырастет, когда ты даже руку боишься поднять». Такие высказывания ещё больше снизят детскую самооценку, убедят малыша в собственной неполноценности и усугубят стеснительность. Он будет жить в постоянном стрессе. Похожие последствия имеют и сравнения с другими, более бойкими детьми: «почему ты не можешь сделать так, как твои одноклассники, это же так просто» (школьник станет этих детей просто тихо ненавидеть).
  4. Взрослые пытаются кардинально переделать своего излишне застенчивого сына или дочь: отдают в театральную студию, заставляют декламировать стихи, петь песни перед гостями дома (согласно поговорке «клин клином вышибают»). Таким образом, мама и папа делают всё, чтобы их ребёнок оказался в ситуации, которую он боится и всячески избегает. Опять-таки возникает чувство своей неполноценности и вины (неоправдание родительских надежд).
  5. Бездействие. Взрослые начинают делать вид, что проблемы просто не существует. Излишнюю застенчивость своего чада они воспринимают просто как черту характера. Ведь, по сути, скромный ребёнок удобен для родителей: он ни с кем не подерётся в классе, не нахамит учителю, не дерзит дома и пр. Однако «удобный» не значит «счастливый»: когда сын или дочь вырастет, то боязнь публичных выступлений будет мешать их учёбе в техникуме или институте, да и, вообще, полноценной успешной жизни.

Некоторые ошибки в родительском поведении (упрёки, запугивание, сравнение с другими детьми) могут только усугубить ситуацию

Как повысить самооценку: 9 правил

Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?

  1. Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
  2. Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
  3. Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
  4. Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
  5. Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в коем случае не унижайте его достоинство.
  6. Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти собственный стиль в одежде и научите правильно сочетать вещи.
  7. Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное — их определите.
  8. Научите ребенка отказывать: тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать, что приведет к повышению самооценки.

Когда нужно беспокоиться

Поведение ребенка зависит от множества факторов и также как у взрослого человека, оно может меняться в зависимости от возникших условий. Родителям не нужно путать естественную реакцию малыша на непривычные обстоятельства, ситуации и патологические признаки стеснительности. Учитывать следует характер, темперамент ребенка, который не нужно сравнивать со своим, он может кардинально отличаться. Часто именно эти параллели приводят к излишнему моральному давлению на сына или дочь, а уже как следствие – формирование комплексов и развитие других качеств, характерных для неуверенных в себе личностей.

Признаки стеснительности, на которые следует обратить внимание

На практике заметить, что стеснительность приобрела патологический характер, можно по определенным признакам. Они могут иметь следующие проявления:

Внешние признаки. По мимике, взгляду и жестам можно понять психологический дискомфорт ребенка, у некоторых появляются нервные тики. Поведение меняется даже при незначительной смене обстановки, при разговоре с малознакомыми людьми. Может бледнеть кожа, зрачки особенно подвижны или постоянно опущены глаза.
Ребенок не стремится к общению со сверстниками, не идет с ними на контакт, не участвует в играх, совместных занятиях. У дошкольников или подростков мало, или вообще нет друзей, они предпочитают проводить время в одиночестве.
Безынициативность. Дети с выраженной стеснительностью не предлагают идеи для игр, безучастны в них, их особо не прельщают массовые мероприятия. Свои идеи и мысли они редко озвучивают, реализовывают. Пассивность может наблюдаться в собственных начинаниях, а также в коллективных делах.
Отсутствие собственного мнения. Ребенку проще принять чужую точку зрения, чем настаивать на своей

На это следует обратить внимание родителям, если такая ситуация происходит постоянно и со всеми людьми.
Скрытность. Обнаружить такую черту можно уже у дошкольника, когда он не делится новостями из сада, ничего не рассказывает после прогулки или какого-либо мероприятия

Такое поведение не всегда связано с особой стеснительностью, но если подобное происходит, то возможно во взаимоотношениях не хватает доверия, что также нужно исправлять.
Нарушения речи, например, заикание.

Если вышеперечисленные признаки имеют четкие проявления, то родители должны обратить внимание на поведение ребенка. Если действительно есть проблемы, стеснительность и сопутствующие характерные черты очевидны, то нужно принимать меры

8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Что не нужно делать

Пытаясь помочь ребенку преодолеть стеснительность, стать коммуникабельным и раскрепощенным, некоторые взрослые неосознанно усугубляют ситуацию. К распространенным ошибкам можно отнести:

Постоянное сравнение ребенка. Родители могут часто проводить аналогии с собой, с другими детьми, тем самым понижая самооценку взрослеющего человека.
Не навешивать ярлыки. Если регулярно называть ребенка застенчивым, несамостоятельным и определять другие черты его характера, то даже в случае их отсутствия со временем они могут развиться. Кроме этого, такие «ярлыки» могут быть достаточно обидными.
Не принуждать. Приходить на мероприятия, которые чадо категорически не хочет посещать, заставлять общаться с людьми и проводить другие принудительные действия, способны привести к другим психологическим расстройствам

Рекомендуется не заставлять, а аккуратно корректировать поведение сына или дочери.
Не акцентировать внимание на недостатки. Указывать на физические или поведенческие недостатки, связанные с психологическими или эмоциональными нарушениями, для ребенка может стать дополнительной травмой

Относительно выраженной стеснительности, это означает, что не следует постоянно напоминать сыну или дочери, что он не умеет спокойно общаться с другими людьми, у него есть другие сопутствующие проблемы.
Не выяснять отношения при детях, не комментировать с отрицательной стороны поведение малыша, дошкольника или подростка. Исключать фразы, которые могут заставить ребенка думать, что семейные споры, разногласия возникают из-за него.

Как преодолеть застенчивость у детей? «Совет детского психолога» в Утре на 7

При особенно выраженных поведенческих нарушениях, когда ребенок становится замкнутым, плохо идет на контакт даже с близкими, отмечаются затяжные депрессивные состояния, истерики, проблемы с речью, то уже необходима консультация специалиста

Важно не упустить момент, чтобы предупредить развитие более серьезных патологий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector