Режим дня ребенка в 1 год и 6 месяцев

Рацион питания

Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда — супы и каши — ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.

Если ребенок не умеет этого — необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.

Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого — мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.

В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами — главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.

Примерное меню

Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед — около 40, ужин — 30, и 10 процентов легкий полдник.

На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.

На обед — суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.

На второе и ужин — тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.

На полдник — любой кисломолочный продукт — ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.

Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты — порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты — дыню, черешню, арбуз, ягоды — малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.

«Ежики» с рисом и овощами

  • 200 гр. куриного фарша;
  • 0.5 стакана промытого риса;
  • два — три соцветия цветной капусты;
  • небольшая морковь.

Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.

Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.

Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.

Питание ребенка в 3 года

Основные изменения в питании касаются расширения меню, в нём появляются жареные блюда, которые дают детям около двух раз в 7 дней. Теперь малышам можно есть котлеты, ветчину и даже копчёное мясо, разумеется, изредка и в небольшом количестве. Свинины малышам не дают, поскольку она имеет мало ценных веществ для детского организма – предпочтительнее предлагать детям птицу и говядину в тушёном виде.

Вместо материнского молока, дети на грудном вскармливании, употребляют коровье, если у них не наблюдается аллергии на молочный белок.

Рацион детей пополняется и другими интересными блюдами:

  • фаршированные баклажаны;
  • тушёный болгарский перец с различными начинками – мясом или творогом;
  • котлеты из печени;
  • голубцы;
  • каши и картофель с грибной, овощной и мясной подливкой;
  • детки могут попробовать консервированные томаты, огурцы, но полноценно употреблять соленья и маринады им ещё рано;
  • нежелательно кормить малышей горохом и фасолью, поскольку бобовые культуры провоцируют у них сильное газообразование.

Как и раньше, деткам, выросшим, как на грудном, так и на искусственном вскармливании, не рекомендуется много соли, сахара и специй.

Не все малыши могут выдержать без пищи 3, 5-4 часа, но это не значит, что голодному ребёнку можно дать конфеты или бутерброд. Допускается выпить стакан сока, подслащённого чая или сока, есть смысл предложить ему съесть немного фруктового салата.

Врачи советуют чётко распределять продукты, которые ребёнок может съесть утром, в обед и вечером:

  1. На завтрак оптимальным блюдом является каша, сваренная на молоке, в неё можно добавить немного масла, кусочки фруктов. Соки, как правило, утром не дают, это должны быть горячие напитки – какао, чай, травяной отвар.
  2. Мясные блюда, в основном, подаются на обед с гарниром из овощей, также можно дать ребёнку рыбные котлетки или запечённую, отварную куриную грудку.
  3. Для полдника подходит творожная запеканка, фруктовый салат, компот.
  4. На ужин – каша из риса, гречка с тушёными овощами, кефир.

Помимо продуктов, приготовленных с помощью термической обработки, детям нужны свежие фрукты, зелень и овощи. Заправлять салаты теперь можно не только растительным маслом, но и майонезом, но лучше использовать сметану.

Распорядок дня и праздники

Не нужно делать послаблений в выходные, праздничные, и каникулярные дни. Конечно, в эти дни детям предоставляется больше свободного времени для удовольствий и прогулок с друзьями, в эти дни следует придумать занимательные экскурсии и проводить больше времени совместно, но режим сна, приема пищи, и выполнение физических упражнений должны быть в одно и то же время.

Если в семье для детей существует правильно подобранный регламент, то это поможет ему и в школьной деятельности.

Хорошо отдохнувший, бодрый ученик может с первого урока включиться в умственную работу. Если же ребенок с 5-6 лет не приучен вовремя ложиться и вовремя вставать, то с первого урока он будет вялым, сонным, скучным.

Приучаем ребенка к самостоятельному засыпанию без укачивания

Некоторые малыши хорошо засыпают сами с бутылочкой молока

Ознакомимся с несколькими рабочими советами о том, как уложить грудничка спать без укачивания.

Использовать дополнительные приспособления: слинг (большой шар, куда кладется малыш, руки остаются свободными), колыбельный манеж и другие. Издаваемые звуки в специальных кроватках усыпляют, успокаивают, делают сон крепче. Слинг дает 2 преимущества: ребенок учится засыпать отдельно и постепенно отвыкает он укачивания. Обычно после года дети стараются из него выбраться, так что полезно использовать до 12 месяцев. Фитбол (большой мяч для упражнений) полезен, если суметь подобрать правильный ритм. Плавные движения заставляют погружаться в сон почти мгновенно.

Класть на руки, не укачивая. Сердечный ритм матери, дыхание и теплота, хорошо знакомы каждому младенцу. Приятная обстановка делает свое дело, сон приходит быстро.

Метод засыпания на груди или со своей бутылочкой. До 2-х лет этот способ можно назвать оптимальным. Многие малыши засыпают при кормлении или сразу после процесса. Привычка погружаться в сон сыграет на пользу, если приучить ребенка получать пищу непосредственно перед сном. Мама может расслабиться, заниматься другими делами, а малыш получит из молока полезные для организма ферменты, нужные для маленького организма. Не стоит набирать в бутылочку воду. Использовать детское питание, чтобы рацион был наполнен полезными продуктами. Обычная жидкость создает иллюзию сытости, быстро наполняя желудок. Через некоторое время малыш может проснуться от голода – вода быстро перерабатывается организмом.

Проводить перед сном одни и те же действия. Родители должны запомнить, в каком порядке проходят все мероприятия, проводимые перед сном. Ежедневное повторение одних действий, после которых ребенок должен ложиться спать, заставит его привыкнуть к режиму дня и уснуть без укачивания. График должен быть точным, привычные действия не стоит сильно затягивать или забывать проводить. Каждое последующее мероприятие (ужин, купание, сказка и сон) должно длиться установленное количество минут и проводиться в одно время. Привыкание к режиму дня состоится примерно через 3-4 недели. Потом малышу будет сложно уснуть, например, без сказки на ночь, к которой он привык. Но если проводить все регулярно и правильно, проблем с засыпанием не возникнет. Начатое дело не стоит бросать на полпути. Привыкнув, малышу бывает сложно перестроиться. В разные поры года можно немного смещать время сна, это не проблема.

Плавно отучить ложиться спать с укачиванием можно постепенно заменяя это действие. Сначала укачивать как обычно, строго по времени. После обычно родители перекладывают чадо в отдельную кроватку, включают какую-то песню, рассказывают сказку. Полусонный ребенок постепенно засыпает крепко, дальше можно оставить его одного. Чтобы уменьшить необходимость укачивания, время процедуры нужно постепенно уменьшать. Можно заменить действие другим: пускай дольше звучит усыпляющая музыка, над головой крутятся игрушки со специальными звуками. Полезный совет здесь: не стоит встречаться с ребенком взглядом, когда его без укачивания уложили в кроватку. Зачастую начинается плач, переходящий в истерику. Если возникли слезы, нужно сразу брать на руки, но не качать. Отказаться от укачивания выходит примерно за пару недель. Процедура укладывания сокращается, из нее убираются все дополнительные действия. В сложных случаях отказ от укачивания по такому методу происходит через месяц.

Помогают отучить от укачиваний монотонные звуки. Вибрация бытовой техники, шум пылесоса или стиральной машины, вводят в своеобразный транс и погружают в сон. Использовать можно классическую музыку, желательно с преобладанием духовых инструментов. Мелодию стоит подобрать, использовать только подходящую композицию и ставить каждый раз, когда необходим сон.

Сделать кокон из одеяла. В животике малышу было тесно, но уютно и тепло. Детей поначалу пугает открытое пространство. Чтобы отучить с первых дней от укачивания, можно использовать своеобразный прием. Подготовить из одеяла кокон небольшого размера. Он должен быть теплым, мягким, передвинуть его должно быть сложно.

Примерный режим дня ребенка

Одним детям комфортен режим с двумя снами в течение дня, другие малыши спят три раза в день до 8-9 месяцев.

Стоит обратить внимание на длительность дневных снов — утренний и обеденный сон должен быть по продолжительности не менее 1-1,5 часов, чтобы организм ребенка получил полноценный отдых. Третий сон может остаться коротким, его лучше начинать в промежутке 15.00-16.00

Следите, чтобы он не заканчивался слишком поздно, иначе сдвинется время вечернего укладывания. Утренний и обеденный сон рекомендуется делать дома, третий сон можно провести на улице в коляске.

Шестимесячный ребенок уже физиологически готов к раннему укладыванию. Оптимальное время ухода в ночь будет в промежутке 18.00-20.00. У вас появится четкий ритуал перед сном, который поможет ребенку расслабиться и сделает процесс укладывания легче. Ритуал необходимо повторять ежедневно. На его проведение достаточно 20-30 минут.

Увеличивается период  бодрствования ребенка

Теперь при формировании распорядка дня следует ориентироваться в первую очередь на рекомендуемое время бодрствования — в полгода оно увеличивается до 2,5 часов при устоявшемся режиме с тремя дневными снами. Признаки усталости у ребенка уже сложнее заметить, поэтому можно пропустить момент, когда кроха готов ко сну.

Общее количество сна

Сейчас ребенку необходимо спать 13-14 часов в сутки. Ночной сон составляет 11-12 часов с пробуждениями на 2-3 кормления при грудном вскармливании. Количество  ночных пробуждений у детей на искусственном вскармливании будет меньше. Общая продолжительность дневных снов в этом возрасте составляет около 2,5-4 часов.

Наблюдайте за состоянием ребенка и ориентируйтесь на основные рекомендации таблицы, чтобы понять, сколько часов сна ему необходимо и правильно выстроить распорядок дня, который подойдет вашему полугодовалому грудничку.

Что влияет на сон ребенка:

1. К 6 месяцам ваш малыш уже научился переворачиваться со спины на живот и обратно. Теперь он  постепенно осваивает новые умения — учится подтягиваться у опоры, вставать на четвереньки, самостоятельно сидеть и активно готовится к ползанию. Малыш может продолжать отрабатывать новые навыки как в течение дня, так и в кроватке во время сна. В такие моменты он чаще просыпается и беспокойно спит. Это является частью естественного развития ребенка.

Чтобы он быстрее привык к новым возможностям своего тела, тренируйте новые навыки во время бодрствования.  Покажите, каким способом можно лечь обратно из положения сидя. И если раньше ребенок не против был проводить много времени в коляске, теперь ему необходимо время и место для активной игры во время бодрствования.Через 7-14 дней сон ребенка наладится.

2. Пропуск дневного сна и слишком позднее укладывание в этом возрасте могут привести к переутомлению ребенка, протестам перед укладыванием и частым ночным пробуждениям. Чтобы этого не произошло, старайтесь соблюдать четкий распорядок дня.

3. В шесть месяцев у ребенка могут появиться первые признаки сепарационной тревоги. Став более самостоятельным, он осознает, что он не одно целое с ней. И у  малыша появляется страх и беспокойство, что мама уйдет и не вернется. Если вы столкнулись с тем, что ребенок не отпускает вас во время укладывания, продлите ритуал, включив в него ношение на руках, массаж, объятия и поцелуи. Предложите ребенку игрушку для сна, которая будет иметь ваш запах и «охранять» его сон. Также стоит проводить больше времени с ребенком один на один, не отвлекаясь на другие дела.  

4. Прорезывание зубов — еще один фактор, который влияет сон детей этого возраста. В острый период всячески помогайте малышу, используйте игрушки-прорезыватели и обезболивающий гель по рекомендации вашего педиатра. Как только пройдет острый период, возвращайтесь к прежним условиям сна и режиму дня.

Купание и общая гигиена

Отправляйте ребенка купаться три раза в неделю. Однако, если ваш малыш очень любит плескаться в воде, особенно вместе с игрушками, то почему бы не проводить время в ванной каждый день.
Температура воды, подходящей для купания малыша должна быть в районе 34 градусов

Не забываем про важность процедур закаливания.
Обязательно учить кроху мыть ручки до и после еды, а также умываться. Ещё и после пробуждения.
Важно, чтоб малыш уже умел самостоятельно садиться на горшок

Но не нужно расстраиваться, если ваш карапуз всё ещё не научился этого делать. Вариантом нормы считается даже период до двух с половиной лет. Но, если вы хотите отдать карапуза в садик в полуторагодовалом возрасте, то лучше, если малыш научится сам ходить в туалет до того, как отправиться в дошкольное учреждение.
Не забывайте о гигиене ротовой полости, которая должна соблюдаться каждый день. А также про необходимость чистки ушей и носика. Для этих процедур достаточно уделять время два или три раза в неделю.

Рекомендуем к прочтению:

  • Что должен уметь ребенок в полтора года;
  • Какие игрушки нужны ребенку в полтора года.

Вот вы и ознакомились, с тем, каким может быть дневной распорядок ребенка в год и три месяца. При составлении режима не забывайте учитывать все возрастные и индивидуальные особенности малыша. Вы должны осознавать, что все эти процессы крайне необходимы для правильного становления ребенка, как личности, так и для правильного его развития.

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

Если не получается ввести комфортный режим дня

Правильный режим дня — это, во многом, формирование полезных привычек и поведения ребенка. На изменение модели поведения ориентирована поведенческая психология.

Научим ребенка соблюдать режим дня

СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ

Новая поведенческая методика технология модификации поведения 7Spsy — это запатентованный, подтвержденный научно метод, показывающий хорошие результаты. Курс 7Spsy поможет вашему ребёнку наладить режим дня и стать организованным. Программа курса — от 2 до 6 недель. Заменив негативные установки на позитивные, вы сможете выстроить установками наиболее подходящий вам и ребенку режим дня, комфортный для каждого. Так, программа поможет разобраться, как приучить ребенка ложиться спать вовремя без слез и истерик

 Это крайне важно для воспитания гармоничной личности, развития дисциплины и ответственности, формирования полезных привычек

  1. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа» (3-е издание), 2012 г., Т.С. Комарова, М.А. Васильева

  2. «Здоровый сон — счастливый ребенок», 2018 г., М. Вайсблут

  3. «10 правил здорового детского сна», Е. О. Комаровский (

  4. «Нарушение сна у детей», Научный центр здоровья детей РАМН, Абашидзе Е. А. (

  5. «Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской федерации», 2015 г., Союз педиатров России

  6. «Правила успеваемости и режим дня школьника», 2013 г., В. Крутецкая

  7. «Исследование: распорядок дня влияет на развитие ребенка», Университет Олбани (

  8. «Воспитание детей раннего возраста», 1977 г., Н. М. Аксарина

Физическая зарядка и гигиена

Заниматься с ребёнком гимнастикой лучше в первой половине дня, спустя час после завтрака. Упражнения ему необходимы для нормального развития. Делать их лучше под весёлую, ритмичную музыку, а преподносить можно в виде интересных подвижных игр. Главное, чтобы малыш получал удовольствие от этого процесса.

Для детей предусмотрено несколько видов упражнений в три года:

  • артикуляционные, способствующие улучшению речевых навыков;
  • гимнастика для ручек и ножек для развития моторики (сгибания, разгибания, приседы, вращения);
  • дыхательные упражнения, улучшающие вентиляцию лёгких.

Детям с проблемами произношения некоторых звуков и букв рекомендуется заниматься специальной, логопедической гимнастикой, а также, больше петь, растягивая слова.

В связи с повышенной двигательной функцией, гигиенические процедуры должны быть регулярными. Они мало отличаются от тех, что проводились в 2 года, но теперь родителям всё чаще приходится осматривать тело ребёнка на наличие ссадин и ушибов. Для обработки потребуются обычные в этом случае средства – перекись, йод, марганцовка.

Стоит обратить внимание на приучение малыша к самообслуживанию. В возрасте трёх лет ребёнок уже должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы;
  • несколько раз в день мыть руки;
  • полоскать рот после еды;
  • садиться на горшок и вытирать попу салфетками или туалетной бумагой;
  • управляться столовыми приборами;
  • складывать свои вещи;
  • разуваться и снимать верхнюю одежду, а также головной убор;
  • наводить чистоту за собой после игр, занятий на столе, после умывания – в ванной.

В деле выработки хороших привычек для детей наиболее важным является наглядный пример, поскольку они во всём подражают своим родителям.

Развитие трехлетнего ребенка

В трехлетнем возрасте ребенок впитывает информацию, пополняет свой словарный запас новыми фразами, пытается читать книги по буквам или по слогам. Он моделирует поведение, копируя старших, стремится походить на взрослого, который является для него авторитетом.

«Вредность» детей в этом возрасте связывают с кризисом взросления. Подросший малыш учится взаимодействовать с близкими. Что произойдет, если ослушаться маму, проигнорировать просьбу бабушки? В такой период уложить ребенка спать или накормить за столом становится непросто. Большую помощь в этом родителям окажет режим дня — малыш сам почувствует голод или усталость в нужное время.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько должен в норме спать ребёнок в 6 месяцев?

Особенности режима трехлетки

Режим трехлетнего ребенка практически такой, как в два года. Единственная разница – у крохи сокращается дневной сон: он просыпается раньше, а спать укладывается немного позже (около 21 часа). Теперь он бодрствует до и после послеобеденного сна по 6-6,5 часов.

С новым распорядком связаны и особенности устанавливаемого мамой регламента. Купание проводится перед сном, что позволяет ребенку больше погулять перед ужином, а после него заняться играми. Трехлетние малыши уже неохотно ложатся спать днем. Однако родителям не следует потакать желаниям крохи и оставлять его бодрствовать. Недосыпания отрицательно сказываются на здоровье и самочувствии, развитии центральной нервной системы.

Особенно это заметно летом, когда дети засыпают с наступлением темноты немного позже, а утром встают с солнцем раньше обычного времени. В таких ситуациях некоторые малыши становятся раздражительными, непослушными, их трудно увлечь игрой. Так проявляет себя дефицит сна

Важно стараться, чтобы дневной сон малыша был полноценным. Если он позже засыпает вечером, или раньше встает утром, следует откорректировать расписание, и стараться укладывать в кровать на 1-1,5 часа раньше

Общение и познание окружающего мира

Трехлетнему ребенку недостаточно общения только с близкими людьми, ему важно найти свое место в коллективе сверстников. Когда малыш не ходит в сад, следует водить его на детскую площадку, где будут освоены первые навыки поведения в обществе

Важно научить карапуза не брать без спросу детские игрушки, соблюдать очередь при катании с горки, на качелях. Эти навыки помогут адаптироваться к правилам социума и обрести первых друзей.

У трехлетки буйная фантазия. Рассказывая взрослым придуманные истории, он не обманывает в том смысле, в котором старшее поколение воспринимает ложь, не различает грань выдуманного и реального мира. По этой причине не стоит показывать крохе мультфильмы со страшными сказочными героями (вампирами, Бабой-ягой и подобными). Нельзя также бранить его за бурные фантазии.

С другой стороны, когда малыш постоянно придумывает истории про «всамделишных друзей» и приключения с их участием, стоит задуматься, счастлив ли он в настоящей жизни? Возможно, ему не хватает общения со сверстниками, внимания семьи

Чуткая, доброжелательная атмосфера дома, внимание к самочувствию ребенка и правильный план дня помогут ему освоить максимальное количество навыков, общаться со сверстниками и не переутомиться при этом

Зачем нам режим?

В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:

  • гиперактивность
  • гипервозбудимость
  • ухудшение памяти
  • снижение работоспособности
  • быстрая утомляемость
  • частые респираторные заболевания

Отчего это происходит? Режим дня для малыша — это не только удобство для родителя или взрослая прихоть, побуждающая приучить ребёнка к строгому распорядку дня. Привычный режим закрепляет формирование биоритмов и условных рефлексов, подготавливая организм к выполнению привычных функций, таких как сон, принятие пищи, мыслительная деятельность, отдых.

Кроме того, соблюдение режима положительно влияет на физическое здоровье, так как режим укрепляет иммунитет. В дошкольных учреждениях распорядок дня соблюдается неукоснительно. Но приводя дошкольника домой, родители не всегда придерживаются режима, в потоке вечерних забот забывая вовремя уложить малыша спать, что приводит к недосыпанию и, следовательно, проблемам с утренним пробуждением.

Правильная организация занятий и отдыха

Пробудившись ото сна, нужно сделать тонизирующую утреннюю гимнастику. Это помогает стать бодрым и активным. Продолжительность и интенсивность упражнений подбирается строго индивидуально в зависимости от физического состояния и здоровья. Школьник 6-8 лет уже должен хорошо знать правила гигиены, без напоминаний умываться, чистить зубы и т.д.

Утром детей обязательно должен ждать горячий полноценный завтрак. Во время еды ничто не должно их отвлекать. Нельзя за столом играть, баловаться с едой, смотреть телевизор, читать книжку. Во-первых, это может привести к расстройству пищеварения, во-вторых, попусту уходит такое ценное утреннее время, и в-третьих, перед серьезными занятиями в школе нужно сосредоточиться.

Составляя режим дня, распределите время так, чтобы его хватило на четырехразовое питание, достаточный сон, прогулки и физические упражнения, выполнение домашних заданий и обязательно на помощь по дому. Некоторые родители полностью освобождают ребенка от работы в доме, мотивируя это большой загруженностью в школе. Но это в корне неверно. С 5-6 лет любой человек должен уметь обслуживать себя: стелить постель, мыть посуду, подметать пол и т.д. Если младший школьник будет убирать свои вещи и игрушки, стелить постель, убирать со стола и выполнять еще какие-то несложные обязанности, это приучит его к дисциплине и воспитает чувство долга и ответственности перед семьей.

Ученикам начальной школы в возрасте 6-7 лет необходим непродолжительный (1-1,5 часа) дневной сон. Он хорошо освежает и восстанавливает силы. Весной, когда многие дети страдают авитаминозом и устали в течение полугода интенсивных занятий, дневной сон компенсирует физические и умственные энергетические затраты.

Если неуклонно придерживаться выполнения распорядка дня, он войдет в привычку, организм сам будет выдавать команды, и споров по поводу, когда кушать, а когда ложиться спать возникать не будет.

Распланированный день позволит ребенку планомерно развиваться, не попадать в стрессовые ситуации, меньше уставать и успевать делать все вовремя, что очень пригодится ему в дальнейшей жизни.

Пример режима дня ребенка 3 лет

  • 7:30 — пробуждение, утренний туалет
  • 8:00 — завтрак
  • 8:30 — занятия, игры, гимнастика
  • 10:00 — второй завтрак
  • 10:30 — прогулка
  • 12:30 — обед
  • 13:00 — дневной сон
  • 15:30 — полдник
  • 16:00 — игры, занятия
  • 16:30 — прогулка
  • 18:30 — ужин
  • 19:00 — игры
  • 20:00 — вечерние процедуры, подготовка ко сну
  • 20:30 — ночной сон

Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Дети-совы и дети-жаворонки

Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.

Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.

Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет? 

Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?

  • Самое главное — режим должен работать для всех: и для ребенка, и для взрослых.
  • Определите для себя точное время отхода ко сну, не слишком позднее, но и не слишком раннее, и начните каждый день немного приближать ночной сон ребенка к этому часу.
  • Для родителей ребенка-совы: перенесите время дневного сна на более ранний срок, чтобы к вечеру малыш был готов уснуть не поздно; подумайте над отменой дневного сна — в этом случае ребенок начнет чувствовать усталость к тому времени, когда в среднем ложатся спать его сверстники; поддерживайте высокую физическую активность ребенка в течение дня, чтобы накопившаяся за день усталость располагала к своевременному укладыванию.
  • Для родителей ребенка-жаворонка: сдвиньте время отхода ко сну на час позже, недостающие часы можно будет компенсировать дневным отдыхом; договоритесь с ребенком, чтобы он не будил вас слишком рано, пусть ему будут доступны тихие игры в любимые игрушки, стакан воды, йогурт на нижней полке холодильника или тарелка с фруктами на столе; с ребенком совсем раннего возраста (1 год) договориться вряд ли удастся, в этом случае родители могут прийти к соглашению между собой — устраивать утренние «смены» с малышом по очереди, давая таким образом друг другу возможность высыпаться через день.
  • Во всех случаях используйте яркое естественное или искусственное освещение во время активных дневных занятий, а за час-два до вечернего отхода ко сну, наоборот, приглушите свет и отмените все шумные и подвижные игры.
  • Следуйте ритуалам укладывания (купание, сказка на ночь, обнимания и т. д.).

Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.

Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.

Берегите своих детей!

Список использованной литературы:

  1. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С.,Дорофеевой Э. М.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2015.
  2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2009.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Москва: Издательство «Римис», 2008.
  4. Кочетова, Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва: Издательство «Просвещение», 2008.
  5. Буракова Екатерина. Что такое метод Монтессори и зачем он детям?

Режим дня ребенка в 3 года таблица по часам

Грамотная расстановка необходимых задач по уходу и развитию малыша – это возможность выполнения всех необходимых, запланированных дел. Кроме того, расписание позволяет бережно относиться к детскому здоровью – при налаженном графике малыш меньше устаёт, лучше усваивает знания, развивается умственно и физически.

С другой стороны, расписание нужно родителям, чтобы успевать вести хозяйство, работать и, конечно, отдыхать. В три года многие дети посещают садик, и они уже привыкли вставать, кушать и спать в одно время. Но другие малыши только готовятся к поступлению, и чтобы адаптация в незнакомой среде, прошла как можно быстрее и безболезненнее, нужен новый распорядок дня трехлетнего ребенка.

По своему физическому состоянию и развитию детки сильно отличаются друг от друга, потому, составляя расписание, следует учесть их индивидуальные возможности.

Особенности возраста необходимо тоже принимать во внимание:

  • дважды день у ребёнка бывают периоды бодрствования, которые занимают по 6-6,5 часов;
  • малышей укладывают в постель днём после обеда;
  • основная водная процедура (купание) проводится перед сном, а это значит, что большую часть дня дошкольники могут играть, гулять, обучаться новым навыкам;
  • питание малышей, по-прежнему, осуществляется четыре раза в день, но между ними возможны лёгкие перекусы и питьё;
  • время прогулок на чистом воздухе можно совмещать с играми и обучением, тем более что на улице дети могут нарабатывать опыт общения с другими людьми.

Детей всё сложнее уложить спать в дневное время, но родители должны понимать, что это необходимо для восстановления их сил, поэтому когда ребёнок упрямится, ни в коем случае нельзя идти у него на поводу.

Строгое соблюдение суточного графика важно ещё и потому, что любые его нарушения приводят к тому, что малыш становится неуправляемым, ведь он находится в том переходном возрасте, что считается критическим для маленькой личности. Так что выполнение всех пунктов, непосредственно, связано с детским воспитанием

Не стоит буквально рассматривать предложенную схему по часам – таблица даёт лишь общее представление о том, как должен выглядеть день ребёнка, поэтому обязательно внесите в её свои собственные поправки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector