Что должен уметь ребенок в год

Развитие ребенка в 7 месяцев

Прошло более полугода с момента появления малыша на свет, и наступает новый важный этап в его жизни: самостоятельное передвижение. Большинство детей к 7 месяцам начинают ползать и границы их мира значительно расширяются. Оказывается, что вокруг столько интересного и непознанного! Напоминаем, что взрослым нужно быть внимательными и обеспечить безопасность всех мест, куда может добраться малыш.

Приблизительно в этот момент у детей начинает развиваться долгосрочная память: они запоминают, какие игрушки издают звуки, а какие молчат; различают знакомых людей и тех, кого видят впервые в жизни. Их речь приобретает большую плавность и иногда может казаться, что ребенок осознанно произносит какое-то слово. Но чаще всего это лишь набор звуков, похожий на заветные “мама” и “папа”.

Комаровский видео: описание мнения по Комаровскому

В возрасте 16 месяцев дети сами ходят, бегают. Это именно тот возраст, когда ребенка стоит научить кушать ложкой. То есть малыш в этом возрасте должен научиться кушать самостоятельно. Ребенок, может отказываться, это делать. Ведь он привык, чтобы его кормили. Малыш должен слышать и понимать фразу: «ты уже большой и должен сам кушать». Ребенок в этом возрасте должен освоить технику управления ложкой.

Главное родители должны помнить, что силой здесь не поможешь. Не стоит заставлять ребенка это делать, если он этого не хочет. Родители помните – организм ребенка, словно строящийся механизм. Как его построишь, так он будет работать. Терпение, умение подстроиться к чаду, его характеру – вот то, что работает безотказно.

Источники

  • Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol35 — N4 — p.341-345; PMID:33794634
  • Voitenkov VB., Komantsev VN., Klimkin AV., Ekusheva EV., Skripchenko NV., Bedova MA. // Adv Gerontol — 2020 — Vol33 — N5 — p.1002-1006; PMID:33550760
  • Liu X., Zhong R., Kusuma L., Li N., Tang W. Determining social power: Do Chinese preschoolers integrate verbal and nonverbal cues? // J Exp Child Psychol — 2021 — Vol204 — NNULL — p.104943; PMID:33360276
  • Ganc M., Kobosko J., Jedrzejczak WW., Kochański B., Skarzynski H. Psychomotor development of 4-year-old deaf children with cochlear implants: Three case studies. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2021 — Vol141 — NNULL — p.110570; PMID:33348125
  • Fordington S., Brown TH. An evaluation of the Hear Glue Ear mobile application for children aged 2-8 years old with otitis media with effusion. // Digit Health — 2020 — Vol6 — NNULL — p.2055207620966163; PMID:33194218
  • Jasińska KK., Shuai L., Lau ANL., Frost S., Landi N., Pugh KR. Functional connectivity in the developing language network in 4-year-old children predicts future reading ability. // Dev Sci — 2021 — Vol24 — N2 — p.e13041; PMID:33032375
  • Tan LT., Nathan AM., Jayanath S., Eg KP., Thavagnanam S., Lum LCS., Gan CS., de Bruyne JA. Health-related quality of life and developmental outcome of children on home mechanical ventilation in a developing country: A cross-sectional study. // Pediatr Pulmonol — 2020 — Vol55 — N12 — p.3477-3486; PMID:33002341
  • Vilela N., Sanches SGG., Carvallo RMM. Development of auditory perception in preschool children. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2020 — Vol129 — NNULL — p.109777; PMID:31756662
  • Wang J., Joanisse MF., Booth JR. Neural representations of phonology in temporal cortex scaffold longitudinal reading gains in 5- to 7-year-old children. // Neuroimage — 2020 — Vol207 — NNULL — p.116359; PMID:31733372
  • Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2019 — Vol33 — N10 — p.918-922; PMID:31623034

Полезные советы

Родителям малышей, которым исполнилось полтора года, отдыхать не приходится. Дети в этом возрасте очень любопытные, им надо все знать. А маме с папой, разумеется, все объяснять. Поэтому главный совет — общайтесь со своим малышом! Ребенка что заинтересовало? – расскажите ему про машину, птичку, собачку, дерево, облако… Не стесняйтесь говорить вслух всегда и везде

На улице вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит: почему бурлит вода, почему вдруг стало светло или темно, почему горят фонари, лает собака, едут машины… 

Обращайте внимание на подкрепление ваших слов чем-то, что можно пощупать. Ребёнок лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, а «колокольчик» – если им позвенит. 

  • Всегда озвучивайте свои действия: «мама варит кашу», «Мама снимает тебе ботинки», «мама переодевает тебя ко сну». Так вы помогаете формировать пассивный словарный запас своего ребенка. 
  • Рассматривайте и обсуждайте предметы, картинки, книжки. В возрасте 1,5 лет дети неплохо идентифицируют предметы и его образы. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например – у мальчика на картинке шапка красная, а у тебя зеленая. Или у на картинке машинка белая, а у тебя синяя. 

Мамы и папы, уделяйте своему малышу как можно больше внимания! И не забывайте о терпении! Ваш ребенок теперь гораздо взрослее, у него начинает активно проявляться характер, малыш умеет анализировать и хорошо запоминает, что с ним происходит. И чем больше времени вы будете проводить в совместных занятиях, тем лучше это скажется на дальнейшем детском развитии. 

И еще про становление детского характера. В полуторагодовалом возрасте малыши начинают активно проявлять негативные эмоции. Как это выглядит: дети кричат, машут руками и бьются ногами. Вам надо прислушаться к эмоциям ребенка. Хорошо, если вы увидите, что стало причиной такого изменения настроения

Очень важный момент — если малыш поймет, что взрослые обращают на него внимание только во время истерики, то очень быстро такое поведение станет нормой. 

  • Гуляйте на свежем воздухе! Он укрепляет иммунитет и нервную систему ребенка. Маленьким детям нужно много двигаться – поэтому не пресекайте попытки крохи активно играть.  Ребенок научился управлять своим телом. Ему это нравится! Пусть бегает, прыгает, приседает, играет в мяч!   
  • Ребенок очень привязан к маме. Поэтому каждый ее уход из дома – стресс для ребенка. Старайтесь привлекать к уходу за ребенком папу как можно чаще. А если есть возможность, то и дедушку с бабушкой. А пока  с ребенком будут возиться, мама сможет уйти по своим делам.

Забота о младенце – нетрадиционный подход

Маленький ребенок, появившийся на свет, переживает самый сложный период – период новорожденности. После сильнейшего эмоционального и физического стресса, полученного во время родов, он попадает в совершенно иные для себя условия.

На данный момент его главная задача – как можно быстрее пройти процесс адаптации и успешно приспособиться к окружающей среде. Ваша задача, как мамочки – помогать своему младенцу в этом деле.

Именно «помогать», обеспечивая все потребности новорожденного. Не стоит думать, что ребенок – это абсолютно беспомощное существо, которое нуждается в ежеминутной опеке. Такое предположение  не совсем верное.

но, в отличие от многих животных, способных  в течение первых нескольких часов после рождения самостоятельно есть, передвигаться, новорожденный ребенок является одним из самых беспомощных живых существ на земле.

Да, защитные механизмы имеются, но вот  большинство потребностей новорожденного удовлетворяются лишь за счет взрослого человека, мамы.

  1. В первый месяц младенец должен «подружиться» с бактериями, поэтому в его крови увеличено число лейкоцитов, которые уничтожают вредоносные микроорганизмы (когда малыш немного подрос эта задача уже переходит на родителей. Ознакомьтесь с нашим курсом Здоровый малыш>>>;
  2. У малыша повышенная частота пульса и дыхания, может колебаться температура тела;
  3. Повышенное количество эритроцитов и повышен гемоглобин, что способствует интенсивному насыщению кислородом;
  4. Ярко выражены все основные безусловные рефлексы;
  5. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы и т.д. О том, как развивается малыш в первый год жизни, читайте в статье Развитие ребенка по месяцам до года>>>

Можно подумать, что новорожденный младенец может самостоятельно расти и развиваться, получая лишь питание и минимальный уход от родителей.  Это не так.  Потребность в безопасности, ласке, внимании, общении – присутствует у ребенка с первых дней жизни.

Будучи лишенным этого ребенок испытывает большой стресс и это отражается на его поведении: он дольше сосет грудь, с трудом засыпает, плачет при попытке спустить его с рук,  очень чутко спит.

Если вы замечаете за своим младенцем такое поведение, значит вам нужно научиться мягкому уходу за ним. Уходу, который снижает уровень стресса у ребенка и превращает его в спокойного, улыбчивого и довольного жизнью малыша. Подробную пошаговую систему обучения такому уходу смотрите в видеокурсе Счастливое материнство>>>

Современные условия окружающей среды тоже не позволяют младенцу расслабиться, создавая новые трудности:

  • он дышит пыльным воздухом;
  • его кожа становится сухой и чувствительной;
  • мы часто его кутаем, постоянно одеваем памперсы и ползунки, что может вызывать усиленное потение, появление раздражения на коже;
  • в проточной воде полно вредных микробов;
  • детские косметические средства могут содержать аллергены.

Поэтому в первый месяц жизни новорожденного необходимым условием для его здоровья и развития является ваша ежедневная родительская забота и уход

Важно делать это умело и осторожно, не вмешиваясь в естественные природные механизмы

Критические периоды в формировании иммунной системы ребенка

Первый период длится до двадцати восьми дней, когда ребенок является новорожденным и только-только начинает познавать этот мир. Его защищают материнские антитела, но они не способны быть надежным щитом от болезней, поэтому новорожденные очень восприимчивы к вирусным инфекциям и даже влиянию собственных условно-патогенных микроорганизмов. При бактериальных инфекциях возможно их распространение по всему организму малыша, повышая риск развития хронических болезней в дальнейшем.

Второй критический период длится с третьего по шестой месяц жизни, когда наблюдается разрушение материнских антител. В это время свою работу начинает собственная иммунная защита младенца. Она еще достаточно слабая и не способна «помнить» с первого раза все патогены. По этой причине детям рекомендуют повторную вакцинацию при проведении профилактических прививок. В этом возрасте дети часто сталкиваются с вирусами, которые вызывают ОРВИ. Также атакуют кишечные инфекции и воспалительные заболевания органов дыхания.

Третий период длится с трех до пяти лет жизни ребенка, четвертый период приходится на шесть-семь лет. Пятый критический период развития иммунной системы период у девочек наблюдается в двенадцать-тринадцать лет, а у мальчиков – в четырнадцать-пятнадцать. И во время всех этих периодов дети подвержены множеству заболеваний, их иммунитет не совершенен.

Но, безусловно, один из самых сложных периодов становления иммунной системы – это период до года, когда ребенок только учится справляться с невзгодами окружающего мира и инфекциями, которые подстерегают его на каждом шагу.

Что умеет малыш в 2 месяца

Несколько недель после родов пролетели быстро и в хлопотах о малыше. Новорожденный растет быстро и меняется буквально на глазах. Его взгляд становится более осознанным и заинтересованным, движения уверенными. Что должен уметь малыш в 2 месяца:

  1. Хорошо держать голову. Если вы кладете малыша на живот, то он уверенно держит головку, приподнимает ее и поворачивает в разные стороны. Уже в таком возрасте малыш любопытен и ему все интересно. Также крошка будет рассматривать и изучать окружающую обстановку, если вы возьмете его на руки.
  2. Реагировать на звуки. Громкие и резкие звуки могут испугать малыша или же заинтересовать, «заставив» повернуть голову в сторону источника, их издающего.
  3. Проявлять эмоции. К 2 месяцам малыш уже научиться распознавать голоса родственников и будет радоваться, услышав их. Положительная эмоция может проявиться в виде осознанной улыбки и энергичного вздрагивания ручками-ножками. Часто малыши улыбаются буквально с первых дней жизни. Однако, такие улыбки носят непроизвольный, рефлекторный характер и чаще всего наблюдаются во сне. К двум же месяцам малыш научиться улыбаться «по-настоящему», демонстрируя первые успехи в развитии эмоциональной сферы. Помимо радости, малыш может показывать первые негативные эмоции. Например, хныкать, требуя внимания, или возмущенно плакать, если у него отнять грудь во время кормления.
  4. Фокусировать взгляд. Вы наверняка знаете, что дети рождаются с очень плохим зрением. К двум месяцам ребенок уже научиться фокусировать зрение на интересном ему предмете. Следить за его движением он пока не сможет, но вот долго разглядывать интересную ему вещь будет с удовольствием. Чтобы развлечь малыша такого возраста, можно повесить над его люлькой детский мобиль или просто подвесную неподвижную игрушку. Также можно украсить стены картинкой с изображением какой-нибудь геометрической фигуры. Не стоит «увлекаться» с количеством цветов, малышу 2 месяцев пока достаточно монохромных изображений.
  5. Произносить первые звуки. В 2 месяца родители малыша уже могут услышать от своего ребенка первые звуки. Они, конечно, произносятся ребенком пока неосознанно и могут удивить его самого.
  6. Играть с ручками и ножками. Игра с собственными руками для малышей такого возраста является одной их самых любимых забав. Дети с интересном изучают их, рассматривают могут пробовать на вкус. Такое зрелище является очень забавным и милым.
  7. Хорошо плавать. У каждого новорожденного малыша присутствует рефлекс плавания. Если малыша окунуть в воду, то он на уровне инстинкта задержит дыхание и поплывет. Конечно, мы не рекомендуем заниматься плаванием с новорожденными детьми без инструктора и в случаях, когда вы не совсем представляете себе этот процесс. Если вы найдете хорошего тренера по плаванию с малышами, то возраст 2 месяцев идеально подходит для начала тренировок. Кстати, малыши такого возраста легко проплывают самостоятельно расстояния до нескольких метров.
  8. Следовать по режиму. К двум месяцам ребенок на подсознательном уровне уже сможете отличить день от ночи, соответствующим образом начнут выстраиваться и его биоритмы. Если вы являетесь родителями, которые стремятся к соблюдению распорядка дня и хотят приучить ребенка к определенному режиму, то начинайте с 2-х месячного возраста. Старайтесь кормить малыша в одно и то же время и соблюдать последовательность всех действий с малышом (кормить после пробуждения, всегда купать перед сном, проводить утреннюю гимнастику и т.д.).

Кстати, у малыша двух месяцев естественный гипертонус мышц уже значительно снижен. Произвольных движений малыша становится все больше, однако, он все еще может «ударять» себя ручками во сне или случайно царапать. Если вы пеленали ребенка после рождения, то к 2-м месяцам малыша нужно чаще оставлять без пеленок. По крайней мере, во время бодрствования. Можно уже не пеленать ножки, лишь слегка фиксировать ручки, чтобы малыш мог спокойно уснуть. Теперь вы знаете, что должен уметь ребенок 2 месяца развитие.

Правила и особенности питания

По мере взросления питание детей становится все более разнообразным

Еще совсем недавно вы вводили в прикорм первые овощные пюре, а сейчас меню малыша все больше напоминает ваше, хотя соблюдать осторожность и рациональность по-прежнему нужно. Режим питания ребенка должен соответствовать следующим правилам:

Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Составляйте меню таким образом, чтобы в нем присутствовали злаки, фрукты и овощи, мясо, птица и рыба, яйца, молочные продукты.
Ребенок должен быть приучен к твердой пище. Не измельчайте все до однородного состояния, давайте супы, небольшие кусочки мяса и фруктов.
Дети начинают проявлять интерес к взрослой пище, начинает казаться, что сейчас им уже можно все

Не забывайте соблюдать осторожность, исключайте жаренные, копченые, сильно приправленные или жирные блюда.
Суточный объем еды должен составлять 1 – 1.2 л. При этом малыши часто начинают отказывать от пятиразового питания

Если это так, оставьте три основных приема пищи и легкие перекусы.
Не забывайте про воду. Суточной нормой считается 50 мл на 10 кг веса. Разнообразить питье можно травяными чаями, несладкими соками.
Если у малыша нет аллергии, можно знакомить его с полезными сладостями: повидло, варенье домашнего производства.
В год и четыре месяца нужно начинать отучение от груди, если малыш до сих пор сосет молоко.

Для большей наглядности предлагаем вам вариант меню на неделю.

Завтрак Обед Ужин
Овсяная каша с яблоком Куриный бульон с вермишелью, морковный салат со сметаной, рис с тефтелями Тыквенные оладьи со сметаной и зеленью
Омлет, хлеб с маслом Рыбный суп, пюре с котлетой, салат из огурцов, помидоров Овощное рагу с мясом
Рисовая каша с курагой, компот Овощной суп – пюре, греча с тушеной курицей Картофельная запеканка с рыбой
Блинчики со сметаной, джемом Суп с фрикадельками, макароны с сыром, салат из огурцов и зелени Рисовая каша с котлетами из индейки
Творожная запеканка с изюмом Тыквенный суп – пюре, рагу Омлет с курицей и помидором
Гречневая каша с молоком, сухарики из белого хлеба Щи со свежей капустой, мясное суфле с рисом, морковный салат Лодочки из кабачков
Творожок, булка с домашним вареньем и маслом Суп со шпинатом, ежики с гречей Отварная курица с овощным салатом

Меню примерное, обязательно дополняется десертами и перекусами. Для этого могут использоваться сухарики, сушки и печенье, кефир, йогурты и фрукты. Если вы заранее продумаете, что будете готовить на неделе, вам будет проще накормить кроху вкусно и разнообразно.

Важно! Каждый прием пищи должен сопровождаться питьем: водой, чаем, компотом, киселем, разбавленным соком.

Ориентиры при выборе режима «под себя»

Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.

Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.

Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.

Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.

Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:

  • Бодр и активен;
  • Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
  • Лучше воспринимает и усваивает информацию;
  • Открыт для освоения новых навыков;
  • Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.

Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.

Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.

Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:

  • График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
  • Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
  • Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
  • Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.

Развитие ребенка по месяцам от 1 до 6 месяцев

На этом этапе происходят серьезные изменения в развитии зрительного и слухового восприятия мира, эмоциональных реакций и двигательных функций грудничка. Ребенок учится узнавать родителей, проявлять радость, начинает выполнять первые направленные движения. Развивается его сенсорное восприятие, начинает тренироваться моторика и координация.

Как развивается ребенок до полугода? Рассмотрим основы типичного развития грудничков по месяцам.

В 2 месяца

  • может долго смотреть (наблюдать) на интересующий неподвижный и движущийся предмет;
  • пытается определить направление звука – поворачивает голову в поиске его источника;
  • проявляет заинтересованность и улыбается при виде других детей;
  • издает спонтанные звуки.

В 3 месяца

малыш оживляется, когда взрослые с ним разговаривают;
способен достаточно долго (до 40 секунд) удерживать внимание на статичном или движущемся предмете, на лице, говорящего с ним родителя;
при случайном контакте с игрушкой над кроваткой, проявляет к ней интерес, старается ухватить ее пальцами и при этом следит за движением руки;
в положении лежа на животе поднимает не только голову, но и предплечья, держит их в таком положении до 2,5 минут;
около минуты может опираться всей стопой с согнутыми ногами о твердую поверхность (при поддержке взрослых);
в вертикальном положении (на руках взрослых) хорошо держит голову.

В 4 месяца

  • узнает маму, папу;
  • пристально смотрит на родителя в ожидании внимания, а когда мама (папа) заговорит с ним, проявляет радость (улыбается, гулит, тянется на руки), проявляет отрицательные эмоции, когда родители от него отходят;
  • определяет направление звуковых раздражителей, когда находит глазами источник звука, задерживает на нем взгляд до 10 секунд;
  • изучает глазами интересующие предметы, игрушки, исследует их на ощупь;
  • в периоды бодрствования часто оживляется, улыбается, смеется, реагируя на обращенную к нему речь, при виде другого ребенка;
  • гулит;
  • выполняет направленные захватывающие движения (держится за бутылочку, грудь матери во время кормления).

В 5 месяцев

  • ребенок узнает и различает людей по лицам – радуется при виде мамы, папы и других близких, настораживается при виде посторонних;
  • не только узнает голоса близких людей, но и чувствует интонацию, реагирует соответственно;
  • может долго лежать на животе с опорой на локти;
  • переворачивается со спины на живот и обратно;
  • не только реагирует на других детей, но и взаимодействует с ними – гулит, берет игрушку из рук другого малыша;
  • целенаправленно берет предметы (игрушки) из рук взрослых и долго удерживает их в руке;
  • при поддержке может устойчиво держаться на ногах несколько минут;
  • долго гулит;
  • медленно ест, хорошо открывает рот, чтобы взять еду с ложки (снимает пищу губами).

Развитие ребенка в полугодовалом возрасте

  • откликается на свое имя, знает имена окружающих;
  • уверенно берет в руку предметы, перекладывает их из руки в руку;
  • перевернувшись со спины на живот, начинает медленно передвигаться, переставляя руки и подтягивая тело (подползая) в направлении интересующего объекта;
  • начинает лепетать (произносить слоги), внимательно слушает речь взрослых и пытается повторить за ними звуки;
  • пьет из чашки, хорошо кушает с ложки.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector