Дисплазия тазобедренных суставов

Содержание:

Профилактика патологии

Если вы не хотите, чтобы дисплазия появилась у вашего грудничка, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности:

  1. Прием витаминов, правильное питание, легкая физическая нагрузка в период беременности.
  2. Постоянное выполнение рекомендаций врача во время беременности. при этом важным элементом обследования является УЗИ, которое может показать проблемы со здоровьем еще на ранней стадии развития плода.
  3. Послеродовое обследование ортопедом, а также проведение УЗИ тазобедренного сустава.
  4. Нужно устранить те причины, которые могут привести к появлению патологии и спровоцировать вывих.
  5. Применение лечебной гимнастики и регулярная физическая нагрузка, которая поможет поставить и зафиксировать кость на месте.
  6. Ношение грудничка в слинге, а также использование широкого пеленания.
  7. Если диагноз «дисплазия» все-таки поставлен, то нельзя ставить малыша на ножки до того момента, пока не разрешит доктор.

Современные методы диагностики и лечения дисплазии тазобедренного сустава пока далеки от совершенства. В амбулаторных учреждениях (поликлиниках) до сих пор распространены случаи гиподиагностики (диагноз не ставится во время при существующей патологии) и гипердиагностики (диагноз ставится здоровым детям).

Предложено много ортопедических конструкций и вариантов хирургического лечения. Но ни один из них нельзя назвать полностью совершенным. Всегда имеется определенный риск рецидивов и осложнений. В разных клиниках практикуются разные подходы к диагностике и лечению патологии. В настоящее время продолжают активно вестись исследования.

Готовим и учим ребенка сидеть

Упражнения как научить ребенка сидеть, знакомы многим. К ним относятся:

Подтягивания

Ребенок укладывается на спинку. Мама протягивает ему свои руки, и малыш ухватывается за ее большие пальцы. В таком положении кроха непременно попробует подтянуться ближе к маме

Тут важно хорошо зафиксировать кисть, держать руки неподвижными и дать ребенку возможность подняться самому, слегка подтягивая его на себя

Поскольку крохотные ручки еще слабые, переусердствовать с подъемами не нужно. Достаточно нескольких подходов, после чего малыш должен отдохнуть.

Отжимания

Растелите на полу одеяло и положите на него малыша животиком вниз. Он попробует подняться в упор на руки, отрывая грудь от пола. Так у вас получатся такие себе мини-отжимания, при которых спинка ребенка постепенно будет становиться крепче.

Укрепление спины и шеи

На том же одеяле, в том же положении тела, разложите на расстоянии двадцати-тридцати сантиметров от малыша яркие игрушки, пестрые книжки, картинки, словом, все, что может заинтересовать кроху.

В попытках достать цель, ему придется задействовать основные группы мышц, что необходимы для сидения, а значит, выполнение такого упражнения в течение 2-4 минут 2-3 раза в день позволит значительно их укрепить и подготовить ребенка к следующему этапу тренировки.

Запоминаем положение

Усадите ребенка к себе на колени, так, чтобы он хорошо упирался на вас. В таком положении можно находиться по 2-3 минуты на начальных этапах тренировок (в возрасте 5 месяцев), и до 20 минут в день, с постепенным увеличением промежутка времени для крох от полугода.

День за днем эта позиция будет становиться малышу все привычнее, и вы сможете помочь ему удерживать ее самостоятельно, понемножку сокращая поддержку своими руками.

Тренируем усидчивость

Это упражнение можно проводить как на руках, так и на жесткой поверхности. Усадите малыша и зафиксируйте одной рукой его ножки, второй рукой обхватите его кисть, так, чтобы он надежно ухватился за большой палец вашей руки. Теперь ребенка можно легонько раскачать – плавно влево, вправо, вперед, назад.

На упражнение должно отводиться не более 2-3 минут. Такие нехитрые действия помогут не только заставить кроху удерживать тело в прямом положении, тем самым напрягая поочередно пресс, косые мышцы живота, мышцы шеи и спины, но и позволят тренировать его вестибулярный аппарат.

Наклоны

Боковые мышцы корпуса и мышцы спины укрепляются с помощью наклонов. Для того, чтобы выполнить упражнение правильно, необходимо развернуть ребенка спинкой к себе и поставить его на ножки. Одной рукой мама фиксирует малыша выше колена, другой поддерживает его под грудкой.

Теперь можно медленно наклонить малыша до момента, когда спина примет горизонтальное положение, после чего его следует вернуть исходную вертикальную позицию. Повторять наклоны можно 8-10 раз.

Удерживаемся в сидячем положении

Последнее упражнение как научить ребенка сидеть подходит деткам полугодовалого возраста.

Для его выполнения потребуется усадить малыша на диван и подстраховать его высокой подушкой, что станет для него основной опорой. Как только ребенок сел прямо, вытянув перед собой ножки, предложите ему подержаться за ваши руки. Сначала попробуйте покачать его, так, чтобы он смог удерживаться сидя.

Теперь можно поставить задачу сложнее: предложите малышу достать любимую игрушку. Для этого возьмите ее в свою свободную руку и поднимите чуть выше той, за которую малыш держится. Основная цель – это добиться того, чтобы он отпустил вас и попробовал достать игрушку, удержавшись при этом в сидячем положении.

На первых парах сделать для него это будет сложно, но чем чаще вы будете проделывать данное упражнение, тем лучше станет координация движений ребенка.

Интеграция асимметричного шейного тонического рефлекса

Важно, чтобы примитивный рефлекс вовремя интегрировался, в противоположном случае высока вероятность следующих проблем в развитии:

  • Проблемы с ползанием (многие мамы рассказывают о том, что ребенок ползал «как раненый солдат», подгребая одной ногой, перемещаясь на животе; возможны также и другие проблемы с данным этапом развития);
  • Проблемы пересечения средней линии тела (что может отражаться на чтении и письме, например, в форме так называемого одностороннего игнорирования, когда ребенок делает огромные отступы слева, начиная писать практически с середины листа, а также не воспринимает информацию с левой половины страницы);
  • Задержка латерализации: не выделяется ведущая рука, но это не случай амбидекстрии, как на первый взгляд может показаться (ребенок-амбидекстр владеет обеими руками хорошо, а ребенок с неустоявшейся латерализацией – одинаково плохо!);
  • Затруднена двуручная деятельность;
  • Ребенок с трудом ловит мячик (нарушена координация «глаз-рука»);
  • Трудности с произвольным движением глаз, зрительным восприятием, прослеживанием строчки на письме;
  • Зеркальное письмо у детей старше 7 лет;
  • Проблемы с сохранением равновесия при движениях головы, неуклюжесть;
  • Трудно переключается зрительный фокус с ближнего на дальний.

В нашем центре можно пройти диагностику примитивных рефлексов у ребенка и посещать занятия по их интеграции.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Зачем малышу посещать ОРТОПЕДА? Дисплазия тазобедренных суставов.

Известно, что первый год жизни малыша — решающий во многих отношениях. Именно в это время определяется правильность формирования многих систем организма, в том числе и костной системы. Одна из самых распространенных ортопедических проблем новорожденного — это дисплазия тазобедренных суставов.

Многие мамы, узнав, что на первом году жизни ребенок должен обязательно наблюдаться у ортопеда, недоумевают: зачем, если у крохи как будто бы все в порядке?

Заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей первых месяцев жизни достаточно много. Чаще всего встречается дисплазия тазобедренных суставов, о которой и пойдет речь. Выделяют несколько степеней выраженности данной патологии, крайней из которых является вывих тазобедренного сустава. Опасность этого состояния заключается в том, что оно является скрытой врожденной патологией, т.е. своевременно распознать его может только специалист. Поэтому нередки случаи, когда диагноз ставится слишком поздно и драгоценное время, которое можно было бы использовать для лечения, упущено. К сожалению, такие ситуации всегда оборачиваются для ребенка серьезными последствиями, прежде всего связанными с грубыми нарушениями двигательного развития и, конечно, походки.

Каковы причины возникновения дисплазии тазобедренных суставов?

Дисплазия тазобедренных суставов возникает в результате неправильного развития составляющих элементов тазобедренного сустава — костно-хрящевой основы, связочно-капсульного или мышечного аппаратов сустава — во внутриутробном периоде. У девочек эта патология встречается в 4-7 раз чаще, чем у мальчиков. Причем в 10 раз чаще врожденный вывих бедра наблюдается у детей, родившихся в ягодичном предлежании.

Причиной дисплазии является задержка развития нормального тазобедренного сустава во время внутриутробной жизни плода, обусловленная наследственностью, «пожилым» возрастом родителей, инфекционными заболеваниями матери во время беременности, эндокринными патологиями, токсикозом (особенно первой половины беременности) ягодичным предлежанием плода. На развитие дисплазии могут оказать влияние также плохая экологическая обстановка, вредные условия труда, несбалансированное питание будущей матери, недостаток витаминов и минеральных веществ, способствующих правильному формированию соединительной ткани и минерализации хрящевой ткани.

Когда у ребенка проверяют наличие симптомов дисплазии и каковы они?

Диагностировать у новорожденного это заболевание врачи-неонатологи начинают еще в родильном доме Кроме того, в 1, 3, 6 месяцев и в 1 год малыша должен осмотреть ортопед.

Заподозрить у малыша вывих можно, обращая внимание на следующие симптомы:

  • при попытке отвести бедро ребенок начинает плакать;
  • появляется симптом «щелчка» или соскальзывания (при отведении ножек в разные стороны происходит вправление вывиха, которое сопровождается щелчком, ощущаемым рукой);
  • асимметрия ягодичной складки (на стороне дисплазии ягодичная складка; глубже и несколько выше);
  • укорочение ножки;
  • часто при дисплазии обнаруживается поворот стопы кнаружи.

Эти симптомы могут проявляться вместе или по отдельности. При их выявлении врач рекомендует провести ультразвуковую диагностику. Также для диагностики дисплазии используют рентгенографию, которая позволяет более точно определить степень заболевания.

Как лечат данную патологию?

При менее выраженной степени заболевания лечение может ограничиваться широким пеленанием. В более тяжелых случаях применяют шины-распорки и другие специальные приспособления — вплоть до гипсования.

Как можно обезопасить новорожденного ребенка от развития дисплазии?

Врач-ортопед должен регулярно следить за физическими показателями развития вашего ребенка. Сроки, предназначенные для посещения этого специалиста, определены не случайно: каждый из них связан с определенными вехами в жизни малыша. При своевременной диагностике и адекватном лечении до 3-месячного возраста функции сустава практически полностью восстанавливаются.

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что ранняя диагностика имеет решающее значение для успешного лечения.

Запись на прием

Внимание! Если вы записываетесь в нерабочие часы клиники, то мы сможем связаться с вами утром следующего дня после 10:00

Лечение нарушений тонуса у ребенка

При исключении серьёзных заболеваний раннее начало лечения приводит к полному выздоровлению. Поэтому не стоит откладывать визит к детскому неврологу. При отсутствии лечения нарушения тонуса приведут к деформациям скелета, суставов, нарушению движений и общего развития.

Лечение должно быть комплексным, назначенным педиатром, ортопедом и неврологом:

  1. кинезотерапия – лечение движением;
  2. аквагимнастика;
  3. медикаментозная терапия.

Кинезотерапия может быть пассивной – различные виды массажа и пассивной гимнастики и активной – корректирующая лечебная гимнастика и плавание. Можно использовать гимнастический мяч – фитбол.

Для снятия гипертонуса проводится щадящий массаж – расслабляющий и успокаивающий. Используются поглаживание и растирание пальцами и всей кистью, точечный массаж. Массаж не должен приводить к плачу ребенка и переохлаждению. Это усилит мышечное напряжение. Существует много методик расслабления мышц – поза эмбриона, потряхивание по Фелпсу, занятия на мяче, массаж по Семеновой (эффективен даже при ДЦП), сближение мест прикрепления мышц, массаж биологически активных точек.

В теплой воде снижается тонус мышц – можно использовать теплые ванночки  — хвойные, валериановые, плавание на кругу, игровые моменты в ванночке. Такие ванночки и занятия в воде хорошо успокаивают ребенка перед дневным и ночным сном.

Упражнения при гипертонусе конечностей, которые родители могут проводить с ребенком ежедневно в домашних условиях различны в зависимости от того, какие мышцы в тонусе, но принцип один. 1. Ребенок лежит на спине, взрослый поглаживает его ручки и/или ножки (с повышенным тонусом) соответственно от плеча к пальчикам, от бедра к пальчикам. 2

Разгибание спазмированных конечностей и пальчиков осторожно, поглаживающими движениями от ладони к кончикам пальцев, от пяточки к пальчикам. Круговые движения кистью или стопой по часовой, против часовой стрелки

3. Потряхивание конечностей, удерживая ребенка осторожно за пальчики. Чередоать со следующим упражнением — 4. Поза эмбриона, ручки и ножки прижаты к животу. 5. Упражнение на мяче, помогающее формировать опору на стопу — ребенок ножками ставится на шершавую поверхность, животиком кладется на мяч (не очень большого размера), взрослый покачивает мяч вперед-назад, влево-вправо. Такие упражнения рекомендуется проводить с ребенком ежедневно, обязательно соблюдая последовательность. Они значительно ускоряют процесс выздоровления.

Врачом при гипертонусе может быть назначено лечение парафиновыми обертываниями (смочить марлю в разогретом парафине, свернуть в 3 слоя, переложить целлофаном и еще тройным слоем марли — убедитесь, что не горячо, обернуть и зафиксировать конечность в максисмально разогнутом состоянии, продолжительность курса не менее 10 дней по 20 минут в день), малышам — электрофорез.

При пониженном тонусе массаж делается более интенсивно, поглаживание более глубокое с надавливанием кистью на массируемые участки мышц, растирание вторыми фалангами пальцев при сжатой в кулак кисть, поколачивание, пощипывание, постукивание (кончиками расслабленных пальцев и боковой поверхностью кисти), возбуждающий стимулирующий точечный массаж биологически активных точек.

Медикаментозное лечение назначает невролог, применяется оно, как правило, при гипертонусе, дистонии, асимметрии (до года только при дистонии и асимметрии). Возможно использование нейропротекторов, антиоксидантов, миорелаксантов. Можно использовать в лечении детей церебролизин, пантокальцин, семакс, солкосерил, мидокалм, баклофен, витамины группы В.

Что нужно именно Вашему малышу подберет профессионал.

Поза треугольник

Положение во время сна — Поза треугольник

Некоторые дети прямо во сне оказываются на четвереньках. При этом зад малыша поднят вверх, спинка тоже, а голова, наоборот, опущена вниз. Эта поза трактуется так: ребенок протестует против чего-то. Может быть, это протест против самого укладывания спать. Чтобы установить причину, присмотритесь к своему чаду в течение дня – во что он играет, как во время этого разговаривает и т.д.

Если вы замечаете, что во сне ваш сын или дочка подтягивают колени к груди, это признак того, что у ребенка имеются серьезные трудности, и они вряд ли решаемы без вашей помощи. Об этом же говорит привычка ребенка прятать под одеяло голову. Такому ребенку требуется забота как никому другому.

Если ребенок по ночам беспокойно спит или принимает необычные причудливые положения – это повод получить консультацию врача. Но главное, с самого раннего детства показывайте малышу свою любовь, дарите тепло и поддержку, учите его быть откровенным с вами.

Полная статья тут: Магия Сна

Мнение доктора Комаровского о сне на четвереньках

Известный педиатр доктор Комаровский в своих рассуждениях и книгах много уделяет времени вопросу детского сна

По поводу положения младенца во сне доктор обращает внимание на комфортные условия сна. Это наиболее важный фактор

Если сон ребенка на четвереньках не доставляет ему хлопот, он спокоен и не переворачивается по несколько раз за ночь, то беспокоиться не стоит.

Важно, чтобы в комнате была правильная температура и нужная влажность. Если в помещении слишком жарко, душно, сухо и накурено, то спать на четвереньках опасно и вредно для здоровья

Если негативных факторов нет, то сон попой кверху становится более крепким, проще отходят газы, развивается тазобедренный аппарат.

Когда начнем сидеть?

Позиция «как можно раньше» в корне неверна. Потому что, во-первых, все детки развиваются очень индивидуально: для кого-то норма – 5 месяцев, а кому-то и в 7 садиться рановато. А во-вторых, если организм малыша еще не готов к тому, чтобы находиться в вертикальном положении, мы, взрослые, своей чрезмерной «заботой» можем обеспечить ему множество проблем в будущем (например, сколиоз, защемление нервных окончаний, сутулость).

Позвоночник ребенка – это основа всей его опорно-двигательной системы. В данном случае акцент стоит сделать на первой части слова: опора должна быть достаточной для сидения. И это — именно позвоночник крохи, а не подушки, которыми «заботливо» обложили карапуза, или спинка детского стульчика!

Так в каком же возрасте малыш должен сесть? Современные педиатры считают, что, в принципе, он нам ничего не должен. Ориентировочный возраст для того, чтобы начать осваивать навык сидения, – 5–6 месяцев. С этого времени, как правило, ребенок начинает получать прикорм, и кормить его с ложечки удобнее в вертикальном положении. Однако здесь играет роль половой признак: девочек высаживать начинают не раньше, чем им исполнится 6–7 месяцев, иначе можно «наградить» их проблемами с формированием органов малого таза (к примеру, загибом матки).

Сегодня в педиатрии приняты такие общие ориентиры по развитию навыков сидения.

  • В 6 месяцев карапуз свободно переворачивается на животик. Если ему немного помочь, протянув пальцы, чтобы он ухватился за них, он пытается садиться.
  • В 7 месяцев он уже какое-то время может сидеть с прямой, ровной спинкой самостоятельно, без посторонней помощи или поддержки, поворачивать корпус из стороны в сторону, садиться, стоя на четвереньках.
  • В 8 месяцев малыш уже может сидеть, дотягивается в таком положении руками до заинтересовавшей его игрушки или другого яркого предмета.
  • В 9 месяцев малыш умеет самостоятельно садиться из положения лежа, а также стоя на четвереньках; переходит из сидячей позы в позу на четвереньках; может вставать по опоре на колени. Подолгу сидит с ровной спиной. Из сидячего положения с помощью опоры пытается встать, может или пытается ползать.

Сон на боку

Положение во время сна — На боку

Сон на боку тоже является предпочтительной позой для ребенка. Ручки в такой позе могут быть просто вытянуты по бокам, находиться под подушкой или под щекой. Так же, как и сон на спине, сон на боку сигнализирует о том, что человек находится в гармонии с собой и миром, который его окружает. Он считает взрослых надежными, у него ничего не болит. Руки и ноги, расположенные симметрично, говорят о доброжелательном настрое ребенка.

Таким образом, если ваш ребенок ночью принимает одну из поз, описанных выше, вы можете ни о чем не тревожиться – он здоров и живет в хорошей атмосфере.

Обувь для первых шагов: за и против

Правильная обувь для первого шага — какой она должна быть? Здесь мнения отечественных и зарубежных специалистов расходятся. Западные педиатры считают, что, когда ребенок ходит в помещении, лучше оставлять его ножки босыми: так лучше тренируется голеностоп. Российские врачи, как только узнают, что ребенок собирается пойти, прописывают обувь с супинаторами и жестким высоким задником. Считается, что такие ботиночки способствуют профилактике плоскостопия. Для принятия взвешенного решения проконсультируйтесь с ортопедом; если показаний к специальной, ортопедической обуви у ребенка нет, то аргументов в пользу голых ножек дома у вас больше. Или носочков с прорезиненной подошвой, если пол холодный. Выбор остается за вами — ваше мнение здесь решающее.

30 мая Массаж при гипертонусе

Posted at 15:49h
in Статьи по педиатрии
by

Мышечный гипертонус – это ограничение спонтанной произвольной двигательной активности ребенка.

Повышенный тонус мышц у грудничка может свидетельствовать как о норме для данного возраста, так и о патологии нервной системы.

У ребенка до 3-х месяцев имеется физиологический тонус мышц сгибателей. Это связано с тем, что в животе у мамы ребенок находится в позе эмбриона: ножки согнуты в коленях и прижаты к животику, а ручки согнуты и прижаты к груди. К 3-м месяцам тонус постепенно начинает снижаться и приходит в состояние нормы.

Определить нормальный гипертонус у ребенка или патологический может только врач (педиатр, невролог) и при необходимости назначить лечение.

Патологический мышечный гипертонус – это не самостоятельное заболевание, а симптом который может свидетельствовать о патологии нервной системы.

При патологическом гипертонусе врач назначает ребенку расслабляющий массаж с элементами лечебной физкультуры, плаванье, физиотерапевтическое лечение и медикаментозное лечение.

Причины патологического мышечного гипертонуса у детей:

– Гипоксия плода (кислородное голодание) при родовых травмах и патологиях внутриутробного развития;

– Воздействие токсических инфекционных факторов на внутриутробном этапе, в период родов или в раннем послеродовом периоде.

Чем опасен патологический гипертонус? Патологический мышечный гипертонус может отрицательно влиять на дальнейшее физическое развитие ребенка. Кроме того, гипертонус может быть симптомом довольно грозных неврологических проблем, таких как детский церебральный паралич, аномалии развития головного мозга, обменных заболеваний.

На что маме следует обратить внимание:

– ребенок лежит, а его тельце изогнуто дугой;

– ребенок до месяца “хорошо” держит голову (это является признаком гипертонуса);

-голова всегда наклонена в одну сторону или повернута в одну сторону;

– у ребенка в возрасте до 3-х месяцев кисти всегда сжаты в кулачки и прижаты к туловищу;

– ребенок делает переворот только в одну сторону;

– когда ребенок в старшем возрасте уже начинает становиться на ножки, опора идёт не на всю стопу, а на носок;

– также должна насторожить любая ассиметрия в движениях.

Массаж при данной патологии проводится только квалифицированным специалистом с медицинским образованием.

Существуют основные принципы массажа и гимнастики у детей:

– нельзя заниматься гимнастикой натощак и сразу после еды;

– проводить занятия нужно в хорошо проветренном помещение;

– массаж хорошо чередовать с гимнастикой.

Примерный комплекс массажа и гимнастики ребенку 3-4 месяцев.

Исходное положение – ребенок лежит на спине

– расслабляющие поглаживания и растирания рук и ног.

– поглаживания живота по часовой стрелке начиная от пупка, увеличивая окружность.

– поглаживания косых мышц живота.

– поглаживания груди.

Исходное положение – ребенок лежит на животе

– расслабляющее нежное поглаживания мышц спины и ягодиц.

Гимнастика

Исходное положение – ребенок лежит на спине

– скрещивание рук на груди с лёгкой вибрацией

– упражнение ” бокс”

– “скользящие шаги” с вибрацией

– сгибание разгибание ног в коленях поочередно создавая лёгкую вибрацию

– повороты на живот

– прогибание позвоночника, при положении ребенка на боку

– приподнимание головы и туловища

– расслабляющие покачивания на мяче в различных направлениях

Движение — жизнь

  • Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
  • Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
  • Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
  • У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти.Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
  • Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.

Профилактика

Для того, чтобы суставы малыша развивались нормально, врачи рекомендуют делать широкое пеленание или вовсе не пеленать ребенка.

Ни в коем случае не следует делать так называемое тугое пеленание, когда ножки малыша выпрямляются и туго стягиваются пеленкой. Врожденный вывих бедра редко встречается в странах, где не принято тугое пеленание детей (Африка, Корея, Вьетнам). Для правильного развития суставов необходим адекватный объем движений в них, а в покое — так называемое физиологическое (или естественное, предусмотренное природой) их положение, когда ножки ребенка согнуты в коленях и разведены.

По материалам журнала «9 месяцев» №2 2002 год

Как правильно носить новорожденного и показать ему мир?

Примерно в возрасте 3–4 месяцев или немного раньше многие мамы замечают, как они говорят, желание малыша быть только лицом от мамы. Давайте разберемся: чего же на самом деле хочет ребенок? Познавать мир, смотреть вокруг себя! Но так как ползать или самостоятельно сидеть кроха пока не в состоянии, приходится изучать окружающий мир на родительских руках. Как быть?

Маме нужно понять, что ребенок желание «быть лицом от мамы» как таковое выразить пока просто не может — он мал еще для принятия таких решений. Мал он так же и для того, чтобы воспринимать и обрабатывать огромный поток зрительной, эмоциональной информации, которую он получит, будучи повернут лицом от взрослого, — особенно если мама несет малыша, и «картинка» все время стремительно меняется. Да, детки при этом затихают, даже успокаиваются, если плакали, но хорошо ли такое видимое «спокойствие» для их психики.

Кроме того, в 3-4 месяца зрение младенца еще не до конца сформировалось. Очевидно, что четкого, понятного изображения малыш не получит, а получит мелькающие с большой скоростью кадры. Это уже не полезное изучение мира, а перегрузка детского мозга, порой даже ведущая к своеобразному «отключению» — когда малыш засыпает в таком положении. Но это не здоровый сон — это защитная реакция, усталость от полученной информации. То есть такое положение становится чем-то вроде вредной привычки для младенца.

Как же показать малышу мир без вреда для него? На помощь приходят позы для ношения, когда кроха имеет возможность смотреть вокруг и в любой момент уткнуться в маму носиком, спрятаться, передохнуть. Это уже описанные способы ношения на бедре, на животе взрослого, когда ребенок смотрит из-за спины (в положении столбиком), лежит на руке взрослого, на спине взрослого (ношение в слинге или эргономичном рюкзачке).

Стоит также упомянуть, что положение на руках «лицом от взрослого» никак не способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата ребенка и даже может быть опасным при каких-то уже имеющихся проблемах. Взрослому в таком положении нести малыша намного тяжелее, чем, например, на бедре. Весь вес тела ребенка приходится на руки, поэтому приходится прогибаться назад, наклоняться в одну из сторон, что неизбежно ведет к боли и дальнейшим проблемам в области поясницы, плечевого пояса.

Замечено, что частое и долговременно пребывание лицом от мамы также может провоцировать отказ от груди. Если малыш успел привыкнуть к такому способу ношения и уже протестует против остальных, никогда не поздно его «переучить», стоит проявить лишь немного терпения и родительской настойчивости — ведь это нужно вашему чаду!

Существует способ ношения малыша, присаживая его на руку (на предплечье) взрослого. В этом положении нет ничего нежелательного для ребенка, даже того, который еще не сидит сам, однако это довольно тяжело для взрослого. Возможно, такой способ хорош для того, чтобы кратковременно взять ребенка на руки, но не для длительного ношения.

Отметим, что если ребенку не нравится тот или иной способ ношения, порой стоит разобраться, почему. Возможно, малышу неудобна одежда — например, когда малыш разводит ножки на бедре взрослого, ползунки могут чрезмерно натягиваться и давить на маленькие пальчики, доставляя дискомфорт. Всегда прислушивайтесь к чаду, иногда выражаемое недовольство — сигнал того, что у малыша что-то болит. При смене положения дискомфорт уменьшится, но проблема может остаться, и ее нужно решать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector