Как церковь относится к эко?
Содержание:
- Молитвы и иконы
- Мнения медиков об ЭКО
- Нужно ли православным прибегать к ЭКО
- Христианство. Целостность брачного союза должна быть нерушима.
- Буддизм и ЭКО
- Церковь не против ЭКО, но с двумя условиями
- Православный взгляд на бесплодие
- Как церковь относится к ЭКО?
- Зачатие в пробирке: мнение церкви
- ЭКО: мнение священников
- Отношение к ЭКО католицизма и других конфессий
- Детей, рожденных с помощью ЭКО крестить не запрещено
- Показания к проведению
- В каких случаях церковь относится к ЭКО неодобрительно или негативно?
- Рекомендации церкви
Молитвы и иконы
Важно молиться не по обязанности в ожидании исцеления, и не точное повторение, заученного текста, помогает достичь результата, а эмоции, вложенные в молитву, страстность и искренность молящего. Хороша коленопреклонная молитва от бесплодия в храме, также желательно, чтоб дома была икона от бесплодия: Икона Милостливая, Федоровская икона Божьей Матери, Моденская икона, Грузинская икона Божьей Матери
- Каждый человек находится под покровительством своего Ангела-Хранителя, это святой, к которому можно обращаться за помощью и поддержкой.
- Святых, молитвы к которым, по наблюдениям, способны помогать при проблеме бесплодия, много. Но, в первую очередь, церковь рекомендует обратиться к Богу – именно он дает жизнь.
- Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, прошли через испытание бесплодием крепости своего брака. Считается, что молитвы от бесплодия, специальные молебны и посещение, посвященного им храма, благотворно для семей с проблемой бесплодия.
- Святые пророк Захария и праведная Елизавета, родители святого Пророка Крестителя Иоана, частые адресаты молящих об избавлении от бесплодия. До преклонного возраста они не имели детей, и, смирившись, зачали сына.
- Молитвы Преподобному Александру Свирскому не только помогают парам при бесчадии. Замечено, что святой способствует рождению мальчиков.
- Святые благоверные князь Петр и княгиня Февронья, Муромские чудотворцы, пострадавшие за святость брака, хотя и являются покровителями новобрачных, так же помогают при проблеме бесплодия.
- Пресвятой Богородице хорошо молиться не только об избавления от бесплодия, но и о сохранении беременности, для укрепления семьи, перед или после ЭКО.
- Многим матерям даровал исцеление святой Роман Антиохийский (Сирийский). Молитва от бесплодия ему адресованная помогала даже в безнадежных случаях.
Способствуют исцелению святые: праведная Анна Пророчица, блаженная Ксения Петербуржская, праведная блаженная Матрона Московская, а так же молитвы святой великомученице Параскева Пятнице и святой блаженной Матроне Анемнясевской. Творят чудеса при бесплодии святой мученик Ипатий, епископ Гангрский и святой мученик отрок Иоанн Киево-Печерский. Если известна причина болезни, то поможет святой Давид Гареджийский.
Церковь рекомендует, при невозможности лечения или неудачном ЭКО, не отчаиваться, принять ситуацию, не терять веру и рассмотреть возможность усыновления.
Мнения медиков об ЭКО
Медики-сторонники ЭКО отмечают, что данная процедура имеет как достоинства, так и ряд недостатков. С одной стороны, она зачастую является единственным шансом для бесплодных и одиноких людей. Яйцеклетки, мужское семя и еще не перенесённые в матку эмбрионы можно подвергнуть криоконсервации. Это позволяет отложить беременность на подходящее время или повторить процедуру в случае неудачной первой беременности. Врач репродуктолог Анна Мгоян приводит ещё одно преимущество ЭКО:
С другой стороны, технология связана с определёнными рисками. Среди них внематочная или многоплодная беременность, синдром гиперстимуляции яичников, побочные эффекты от гормонов. Не все знают, что приём гормонов обязателен при ЭКО. Наконец, стоит отметить, что процедура на сегодняшний день не имеет высокого уровня эффективности. С первой попытки она приводит к беременности лишь в одном из трёх случаев. Рождение ребёнка происходит в одном из четырёх случаев. Врач-репродуктолог Ирина Боброва объясняет:
Интересующимся темой «ЭКО и Православие» следует знать, что противники данной технологии обращают внимание и на её этическую проблему. Так, профессор Ирина Силуянова отмечает, что доступность ЭКО для одиноких людей заранее лишает их детей права на полноценную семью
Акушер-гинеколог Роман Гетманов расценивает отсеивание ненужных эмбрионов как акт убийства. И добавляет:
Вице-президент РАМН, главный педиатр России Александр Баранов утверждает, что две трети искусственно зачатых детей рождаются инвалидами.
Нужно ли православным прибегать к ЭКО
Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.
Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.
Что говорит православие об ЭКО
А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.
Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.
Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.
Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).
Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.
Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.
Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей
Христианство. Целостность брачного союза должна быть нерушима.
Католическая и православная церкви являются наиболее нетерпимыми к использованию вспомогательных репродуктивных технологий, однако не запрещают ЭКО, а лишь настаивают на нескольких ограничениях.
Во-первых, под безусловным запретом ― суррогатное материнство и любые формы донорства генетического материала и эмбрионов: использовать можно только биоматериал мужа и жены.
Во-вторых, церковь против утилизации «лишних» эмбрионов, поскольку с момента зачатия эмбрион считается человеческим существом, имеющим душу и достоинство. Криоконсервация эмбрионов также находится под запретом.
Есть определенные «сложности» и с получением генетического материала мужчины – мастурбация считается «порочным рукоблудием». Таким образом, сперму можно получать, только собрав во время полового акта с супругой.
При соблюдении названных ограничений разрешен метод искусственной инсеминации, как наиболее близкий к естественному зачатию. Также не запрещены консервативные и хирургические методы лечения бесплодия.
Последователями крупнейшей мировой религии сегодня являются около трети населения мира, из них католики составляют примерно половину. Они составляют большинство населения Европы и обеих Америк.
Буддизм и ЭКО
Буддисты – ярые приверженцы всего нового, не минуло это и медицинскую сферу. Они твердо убеждены, что если женщине не суждено зачать ребенка естественным путем, он не должна лишать себя радости материнства и использовать все возможности и медицинские достижения для выполнения своей прямой миссии – родить потомство. Эко не противоречит буддийскому учению, которое считает, что спасать жизнь эмбрионов необходимо любыми средствами, а продолжать род самыми невероятными путями.
Рождение ребенка – это одна из священных добродетелей буддийского учения, поэтому люди, произведшие на свет младенца, а также заботящиеся о нем, делают благое действие, которое полностью одобряется свыше. И если по каким-либо причинам отсутствует возможность привычного зачатия, ребенка можно усыновить, либо решиться на все процедуры, предложенные современной наукой. Все методы хороши, если они приносят минимум страданий и дают максимум духовной радости, а также направлены на обретение семейного счастья и единения.
Буддизм не оговаривает никаких строгих ограничений, но призывает людей руководствоваться здравым смыслом и действовать с чистыми намерениями и открытым сердцем, только тогда все усилия будут не напрасны, а полученная в результате жизнь обретет счастливое и беспечное будущее.
Церковь не против ЭКО, но с двумя условиями
Диакон Андрей Кураев об ЭКО, суррогатном материнстве и целостности семьи.
Отрицательное, в целом, отношение православной церкви к ЭКО известно. Допускаете ли вы, что со временем оно изменится? Как менялось на протяжении веков отношение церкви к различным вопросам социума ― от театра до науки.
Возможно, вы неверно представляете отношение церкви к ЭКО. Церковь не против ЭКО как такового. Она только предлагает учесть два ограничения. Первое ― чтобы оплодотворение происходило без участия банка спермы, то есть — только с использованием биологического материала супругов. Чтобы жизнь семьи, жизнь двух людей оставалась их личной жизнью, и дети были бы их детьми. Это вполне понятное этическое, психологическое ограничение, оно не подлежит пересмотру.
И второе ― чтобы все оплодотворенные яйцеклетки вернулись бы на место. Сейчас из-за того, что процедура очень дорогая, врачи, чтобы не рисковать, отбирают сразу несколько эмбрионов. И оплодотворяют сразу несколько. Затем они наблюдают, как у эмбрионов идет развитие, и один-два из них возвращают назад, а остальные сливают в канализацию. Вот именно это вызывает возражения церкви. Если же все яйцеклетки, которые взяты, будут возвращаться на место, никаких возражений не будет.
Чем, по большому счету, с точки зрения церкви, отличается медицинское вмешательство при разных нарушениях здоровья? Почему рак лечить – не грех, а бесплодие – грех? Ну или с ограничениями… Разве и то, и другое – не замысел божий в отношении больного?
Что именно считать вмешательством… Сейчас уже делают импланты, пересадку органов, даже искусственные органы, почему нет? Повторю, церковь не против вмешательства медицины, церковь говорит только об отношениях людей внутри семьи, о сохранении целостности семьи. Что делают люди, которые не находятся в браке, это другая история.
Бесплодной супружеской паре однозначно нужно смириться с бездетностью?
К сожалению, в мире много детей, которые для кого-то оказываются лишними. Поэтому можно посвятить свою жизнь заботе об этих детишках.
Если бы население планеты было на грани глобальной демографической катастрофы, на грани вымирания, вы бы одобрили ЭКО без соблюдения условий, о которых вы сказали? Или лучше роду человеческому исчезнуть без греха?
Демографическая ситуация в стране не имеет ни малейшего отношения к ЭКО. Увеличение рождаемости с помощью ЭКО ― это незначительный процент от общей рождаемости.
При этом я вполне приветствую, если государство будет принимать меры по снижению стоимости операции по ЭКО. По крайней мере, я бы не возражал. При условии, что будут соблюдаться ограничения, о которых я говорил. Сохранять целостность семьи ― это значимо. И значимо, чтобы ребенок был зачат в минуту высшей радости и наслаждения. Роды у женщины и так связаны с болью, так пусть хотя бы зачатие будет связано с радостью.
Вы думаете, радость женщины, которая много лет мечтала о материнстве и наконец познала его с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, не компенсирует ей отсутствие радости во время зачатия?
Это очень тонко… Это надо наблюдать на очень большом материале и на нескольких поколениях. Все это крайне непросто психологически, и не нам, мужикам, судить. Должна измениться в целом социальная оценка ЭКО, должны уйти мифы, которые окружают эту тему, чтобы сама женщина и ее окружение не считали ее исчадием. Пока еще рано делать выводы. Несколько поколений должны пройти, чтобы можно было спокойно оценить все риски, в том числе психологические.
Чтобы ушли мифы, нужно информировать, просвещать. В целом вы за популяризацию темы ЭКО?
Было бы легко ответить, если можно было бы развести две темы ― ЭКО и суррогатное материнство. А они, к сожалению, часто идут паровозом. В случае суррогатного материнства, как и в случае со спермой донора, нарушается связь внутри семьи. А дальше подцепляется третий вагончик ― права гомосексуальных пар. А это уже путь к катастрофе.
Православный взгляд на бесплодие
Согласно Православному вероучению, деторождение является желательной и благословенной, но не главной целью семейного союза. По теме «Отношение Церкви к ЭКО» познавательны и полезны слова святителя Иоанна Златоуста:
Супружество, в первую очередь, призвано направить человеческое естество в целомудренное русло. Задача — объединить мужа и жену в их деле душеспасения. Пребывая в тесной взаимосвязи, они духовно совершенствуются и приближаются к Богу.
Священник Валерий Духанин отмечает, что дитя – Божий дар. И он не должен становится продуктом современных медицинских технологий. А бесплодие, часто воспринимаемое как кара, может быть заботой Всевышнего о человеке:
Епископ Пантелеимон (Шатов) отмечает, что если человек смиряется перед Божьим Промыслом, доверяет ему (пусть и не всегда понимая), то Господь непременно даст сил для преодоления жизненных испытаний. А со временем придёт и понимание их значения.
Священники советуют бесплодным супругам не отчаиваться, молиться, стремиться к исполнению заповедей и исправлению жизни, участвовать в Церковных Таинствах. И конечно, прибегать к естественным средствам его лечения, вручая конечный результат в руки Господа. Также, посоветовавшись с духовником, супруги могут принять решение об усыновлении или удочерении приёмного ребёнка.
Протоиерей Павел Гумеров призывает молиться святым, которые долгое время со смирением переносили бесплодие и в итоге были вознаграждены Богом. Это праведные Иоаким и Анна, родившие Деву Марию в преклонном возрасте. Святые Захария и Елизавета – родители пророка Иоанна Предтечи. Авраам и Сарра – родители пророка Исаака. Также в бесплодии обращаются за помощью к преподобномученице Евдокии.
Как церковь относится к ЭКО?
Служители церкви убеждены, что если у семейной пары нет детей на то воля Божья. Если человек решает самостоятельно вмешаться в процесс зачатия, он согрешит. При этом православие не запрещает лечить болезни которые могут приводить к бесплодию.
Служители церкви советуют парам, которые не могут иметь детей почаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Нужно ежедневно просить у Бога даровать ребенка. Также просить о младенце нужно у Ксении Петербургской, Николая Чудотворца, Святой Матроны и Пантелеймона Целителя. Молитва должна быть обращена к этим святым и перед переносом эмбрионов.
Молитву перед ЭКО можно читать дома перед иконой. Обращаться за помощью можно к своему Ангелу-хранителю. В храме нужно поставить свечи перед иконами «Целительница», Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница» и «Нечаянная Радость». Не забудьте преклонить колени после того, как поставите свечи.
Видео по теме:
Зачатие в пробирке: мнение церкви
Во всех религиях мира наступление беременности трактуется как благодать, сошедшая на женщину. Бездетность – наказание за грехи. Поэтому святые отцы настаивают на том, что зачатие должно оставаться естественным процессом, таинством, в котором участвуют двое: муж и жена. Вмешательство других лиц в данном случае недопустимо.
Однако в христианской православной церкви допускаются многие методы лечения бесплодия. К их числу относятся такие средства:
- Прием лекарств;
- Проведение медицинских манипуляций;
- Хирургическое вмешательство.
Если говорить о беременности, «полученной» искусственным путем, то единственная возможность для верующей женщины зачать – метод искусственной инсеминации.
Суть процедуры заключается в «подсадке» семенной жидкости в полость матки. Искусственная инсеминация очень похожа на естественные процессы, которые происходят в организме женщины после интимной близости. Однако по многим причинам патологического характера сперматозоиды не могут «добраться» до цели самостоятельно и гибнут. Если процедура пройдет успешно, то введенная семенная жидкость оплодотворит яйцеклетку. Затем начнется их совместное движение по маточным трубам, они благополучно дойдут до матки и внедрятся в ее стенку.
К такой методике искусственного зачатия церковь относится положительно. Но только в том случае, если соблюдены два условия:
- Сперма, с помощью которой происходит оплодотворение, принадлежит супругу женщины;
- Семенная жидкость получена с помощью пункции половых органов или собрана естественным путем во время полового акта.
Почему эти аспекты важны для верующего человека? Таинство семейной жизни не предусматривает вмешательство третьих лиц. Поэтому введение донорской спермы исключено.
Метод получения мужских половых клеток также важен. Ведь онанизм трактуется церковью как рукоблудие, которое по сути своей является порочным. Поэтому при сборе биологического материала этим методом пользоваться нельзя.
А вот отношение церкви к ЭКО крайне негативное. Говоря об ЭКО, подразумевается искусственное оплодотворение, в котором используют женские или мужские половые клетки для зачатия вне тела женщины. В данном случае положение пациентов приравнивают к суррогатному материнству.
Еще одна важная негативная сторона технологии ЭКО – «добыча», отбор и утилизация нежизнеспособных эмбрионов. Перечисленные аспекты воспринимаются служителями церкви как нарушение главных нравственно-моральных устоев христианства.
ЭКО: мнение священников
Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.
Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.
Православная церковь и ЭКО
Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.
Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.
Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.
Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.
Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.
Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.
Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.
Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.
Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.
Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.
Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения
Отношение к ЭКО католицизма и других конфессий
Для сравнения стоит привести отношение к процедуре внематочного зачатия католиков и представителей иных конфессий. Католическая церковь резко выступает против технологий искусственного оплодотворения. Процедура ЭКО, как подчеркнул в одном из выступлений папа Бенедикт XVI, вредна тем, что разрушает супружескую любовь. Катехизис католический церкви пишет, что воспроизведение людей неразрывно связано с их сексуальными союзами в супружеских парах.
Католицизм рассматривает эмбрионы как живых людей, имеющих душу
Поэтому, как и православные, католики акцентируют внимание на гибели «ненужных» эмбрионов и эмбрионов в маточной полости, если попытка забеременеть оказалась неудачной. Католическая церковь не видит зла в бесплодии и советует бездетным парам, желающим детей, усыновить ребенка
Иначе приняли процедуру ЭКО индуисты. В их религии есть несколько богов и героев, родившихся без «естественного» полового акта: Карна и пять братьев-Пандавов. Индуисты назвали ЭКО подарком для людей, не могущих зачать обычным способом.
Мнение мусульман выражено в фетве 2006 года:
- Процедура ЭКО разрешена, если донором выступает супруг.
- Процедура допустима по медицинским соображениям и если проводится под руководством квалифицированного врача.
- Вмешательство третьего лица как донора недопустимо. Использование его донорского материала приравнивается к супружеской измене.
Реформистский иудаизм одобрил ЭКО. В ортодоксальном иудаизме вопрос об ЭКО дискутируется. Проблема здесь связана с установлением отцовства. В случае обычного зачатия в браке личность отца считается установленной. Раввин Вальденберг считает, что необходим внешний наблюдатель, который подтвердил бы отцовство.
Рассмотрев вопрос «Как относится церковь к ЭКО?», нужно помнить, что религиозные круги более консервативны и позднее принимали нововведения, появившиеся в результате научных открытий. Люди, планирующие сделать ЭКО, могут оценить аргументы священнослужителей и принять решение о допустимости или недопустимости такой процедуры для них.
Детей, рожденных с помощью ЭКО крестить не запрещено
Таинство Крещение считается неотъемлемой частью жизни православных христиан, ведь именно в этот момент человек обретает ангела-хранителя и происходит преображение образа дальнейшей его жизни.
Зная отрицательное отношение Церкви к экстракорпоральному оплодотворению, многие верующие родители задаются вопросом: «Крестят ли детей ЭКО?»
Конечно, крестят! Ведь дети, рожденные с помощью ЭКО так же чисты и невинны перед Богом, как и дети, зачатые естественным путем. У такого ребенка так же, как и у остальных детей будут крестные родители.
Крещение ребенка, рождённого при помощи ЭКО, проходит по стандартной процедуре
У многих родителей также возникает вопрос: «Нужно ли говорить в храме что ребенок рожден, после процедуры ЭКО?».
В данном вопросе нет единого мнения. Большинство считают, что это вовсе не обязательно и это решение должны принимать супруги.
Эти и многие вопросы тревожат и будут тревожить родителей. Священнослужители советуют не стесняться и обращаться за советом в храм, где всегда подскажут и помогут в любом вопросе.
Большинство представителей РПЦ придерживаются мнения, что нельзя отлучать детей от крещения, так как это противоречит канонам церкви.
Хотя встречаются священнослужители, отказывающие крестить ребенка ЭКО
Не принимают во внимание даже обстоятельства, из-за которых супруги решились на этот шаг. В таком случае нужно просто обратиться в другой храм
Святой отец даже если он осуждает и не принимает методы искусственного оплодотворения, не имеет право отказывать в совершении Таинства Крещения.
Ребенок не может и не должен быть наказан за проступки родителей. Церковь лишь имеет право требовать от отца и матери исповеди до совершения крещения ребенка ЭКО.
Показания к проведению
Кому же показано оплодотворение в пробирке в первую очередь?
- Женщинам с непроходимостью маточных труб. Яйцеклетка при такой патологии никак не сможет попасть в трубы и встретиться там с мужской гаметой.
- Полное отсутствие труб матки.
- Пациенткам с диагнозом эндометриоз.
- При гормональных нарушениях, которые вызывают самопроизвольное прерывание беременности или не дают нормально созревать яйцеклетке.
Помимо женского, очень часто встречается мужское бесплодие. С мизерным процентом полноценных сперматозоидов — нереально зачать детей. К сожалению, стоит отметить, что количество мужчин потерявших репродуктивные способности, с каждым годом увеличивается. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение является единственным шансом стать родителями.
В каких случаях церковь относится к ЭКО неодобрительно или негативно?
Православная церковь не одобряет экстракорпоральное оплодотворение, если оно связано с совершением грехов, нарушает права будущего ребёнка или ставит под сомнение основные принципы супружеских отношений.
Стоит рассмотреть случаи, в которых священнослужители относятся к ЭКО неодобрительно или даже крайне негативно:
- Такие манипуляции с эмбрионами как их консервация (заморозка) или уничтожение. В православии даже человеческий зародыш наделяется свойствами человека. То есть человеческая душа зарождается ещё на этапе зачатия, и, значит, отбор жизнеспособных эмбрионов предполагает намеренное убийство, которое расценивается как тяжкий грех. Что касается остальных манипуляций, то они ставят под угрозу значимость личности человека и его достоинства, заставляя воспринимать жизнь как некий продукт. Поэтому если верующая женщина решилась на ЭКО, то она заранее должна попросить врачей о том, чтобы они использовали для подсадки всех полученных эмбрионов.
- Использование донорских половых клеток. Оно ставит под сомнение исключительность и целостность брачной связи, нарушает достоинство личности и права будущего ребёнка на единственных родителей, которые будут являться и биологическими, и социальными, то есть фактическими. А ещё, по мнению священнослужителей, такая практика связывается с вмешательством третьих лиц и поощрением безответственности анонимных биологических отцов, которые не будут знать о существовании своих родных детей и не будут принимать участие в их жизнях.
- Использование ЭКО для зачатия ребёнка в нетрадиционной семье. В таком случае процедура подрывает основы отношений между мужчиной и женщиной, представляет собой угрозу для признанной церковью традиционной семьи.
- Реализация так называемых «репродуктивных прав» одинокими женщинами или мужчинами. В православной христианской вере указывается, что каждый ребёнок имеет право на двух родителей, а ЭКО изначально лишает его такой возможности, поэтому воспринимается неодобрительно.
- Получение половых клеток – это ещё одна актуальная этическая проблема, связанная с экстракорпоральным оплодотворением. Дело в том, что для извлечения сперматозоидов в большинстве современных клиник используется онанизм, а рукоблудие расценивается как грех. Но можно найти иной способ. Так, половые клетки могут быть получены в ходе медицинской манипуляции или при нормальном супружеском взаимодействии.
Есть мнение, что ЭКО, в принципе, является греховным способом решения проблемы бесплодия, так как для его разработки проводились многочисленные эксперименты над эмбрионами, приведшие к их смерти. Но с данной точки зрения можно практически любые процедуры и медицинские методы расценивать как противоречащие Библии.
Рекомендации церкви
Важно понимать, что проблема бесплодия имеет причины, и как любое заболевание обусловлено особенностями образа жизни и мышления. Следовательно, для преодоления такого испытания, необходимо произвести в жизни изменения, неотъемлемой частью которых являются исповедь и причастие, которые помогают не только в исцелении души, но и тела.
Соборование – церковное таинство, связано непосредственно с помощью при различных заболеваниях.
Рекомендуется пройти обряд венчания, чтоб брак получил церковное благословление.
При «бесчадии» церковь рекомендует лечение тела (при помощи традиционной медицины или народными средствами), а так же молитвы, для исцеления души.