Методики обучения ребенка чтению
Содержание:
- Основные принципы методики
- Методика А. Лопатиной и М. Скребцовой «Добрые сказки»
- Особенности методики Масару Ибуки
- С какого возраста можно использовать монтессори-метод?
- За и против раннего развития
- Как сформировать связь с малышом?
- Школы по методике М. Монтессори
- Категории
- Как проходят занятия по методике Железновых
- Достоинства и недостатки методики
- Общее развитие
- Особенности методики Железновых
- Обзор основных методик ускоренного развития
- Школа С. Лупан
Основные принципы методики
Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша
Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник
Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
<<Форма демодоступа>>
Методика А. Лопатиной и М. Скребцовой «Добрые сказки»
Авторы собрали более 200 неизвестных широкому кругу читателей сказок, притч писателей с мировыми именами, а также придумали более 1000 своих собственных, в которых детей учат добру, пониманию окружающего мира, сопереживанию близким и чужим людям.
Читать сказки рекомендуется детям от 1 года. Специальная система вопросов помогает малышам и взрослым найти общий язык, установить эмоциональный контакт.
Скребцова Мария и Лопатина Александра – авторы книг по нравственному и творческому воспитанию детей.
Дети на примере добрых сказок учатся лучше общаться со своими сверстниками, решать свои проблемы, улучшается взаимопонимание в семье.
Методика направлена на восприятие крошкой окружающего мира с позиций добра, справедливости, любви.
Особенности методики Масару Ибуки
Господин Ибука уверен, что к трем годам у ребенка практически полностью (около 70-80%) сформировываются нейронные связи между клетками головного мозга, обеспечивающие дальнейшее эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие человека
Другими словами, в первые три года детский мозг развивается невероятно быстрыми темпами, поэтому очень важно в этом время «заложить» прочную основу, на базе которой и будет проходить дальнейшее развитие личности ребенка.. Основной принцип методики Масару Ибуки построен на создании индивидуальной программы развития для каждого ребенка
Подразумевается, что сами родители, основываясь на особенностях своего ребенка, должны стремиться к своевременному внедрению в жизнь своего малыша новых навыков. Господин Ибука настаивает, что матери должны выработать собственный подход к воспитанию своего ребенка, в котором не будет места модным тенденциям, штампам и облегченным методикам. Таким образом с самого раннего детства у ребенка формируются стремление и навыки к изучению нового, которые при поддержке и одобрении близких людей не угаснут и в дальнейшем.
Основной принцип методики Масару Ибуки построен на создании индивидуальной программы развития для каждого ребенка. Подразумевается, что сами родители, основываясь на особенностях своего ребенка, должны стремиться к своевременному внедрению в жизнь своего малыша новых навыков. Господин Ибука настаивает, что матери должны выработать собственный подход к воспитанию своего ребенка, в котором не будет места модным тенденциям, штампам и облегченным методикам. Таким образом с самого раннего детства у ребенка формируются стремление и навыки к изучению нового, которые при поддержке и одобрении близких людей не угаснут и в дальнейшем.
Большое внимание в системе Масару Ибуки уделяется обучению иностранным языкам. Не ради того, чтобы вырастить гениального лингвиста, а для развития безграничных потенциальных возможностей
Не меньшее внимание необходимо уделять и приобщению малыша к музыкальной культуре. Ибука утверждает, что академическое обучение музыке в самом раннем возрасте не только улучшает характер и смягчает душу, но и воспитывает усидчивость. Помимо этого автор методики уверяет, что между музыкальными занятиями и выработкой лидерских качеств существует тесная взаимосвязь.
Ну и конечно же, нельзя забывать и о физическом воспитании. Ибука призывает учить детей плаванию с самого рождения. А обучение катанию на роликовых или ледовых коньках с первых же самостоятельных шагов малыша положительно повлияет на развитие координации движений и баланса.
С какого возраста можно использовать монтессори-метод?
Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.
Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.
Нидо-группы
В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.
К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).
Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.
Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.
Тоддлер-группы
Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.
Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:
- становится более самостоятельным и независимым;
- учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
- приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
- обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
- начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
- учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.
Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.
Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.
Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.
За и против раннего развития
Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.
Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.
Аргументы «за»
- Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
- Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
- Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
- Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.
Аргументы «против»
Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое
Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны
Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.
Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.
Как сформировать связь с малышом?
Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо
И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?
Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны
На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.
Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.
Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.
Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.
И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.
Школы по методике М. Монтессори
Хотя эта система раннего развития и считается одной из самых популярных в мире, особого энтузиазма у мам малышей до 3 лет к этой методике я не наблюдала. В центр, который работал полностью по этой системе, водили в основном деток уже постарше. Оно и понятно, ведь сама методика, в общем-то, и была разработана именно для этого детского возраста. О методе Монтессори сайт «Мама может все» уже писал подробно в статье «Методика Монтессори для детей«, поэтому сильно останавливаться на нем я не стану. Скажу только, что плюсом является большое количество развивающего материала, направленного на развитие:
- речи и мышления;
- сенсорики и логики;
- математических способностей;
- жизненных навыков и навыков самообслуживания;
- самостоятельности в принятии решений;
- психологической совместимости с другими детьми;
- умения работать не только самостоятельно, но и в группе.
Для детей, которые перед школой посещали центры Монтессори, учеба в начальных классах давалась легко. К минусам системы все относят то, что:
- педагоги не вмешиваются в процесс обучения;
- не развиваются творческий потенциал ребенка и эмоции;
- нет акцента на интерес к чтению;
- нет ролевых игр, которые готовят детей к определенным жизненным психологическим ситуациям.
Но, надо сказать, что такой цели у этой методики и нет. Ей важнее подготовить ребенка к школе и к самостоятельности, чем развить в нем какие-то творческие способности. Именно из-за этих минусов многие школы раннего развития не используют Монтессори-систему полностью, а берут из нее только некоторые развивающие материалы.
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(85)
- Бесплодие(0)
- Болезни сосудов(0)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(0)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(0)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(0)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(0)
- Кожные болезни(0)
- Косметология(0)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(11)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(1)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(0)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(3)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(0)
- Эндокринология(0)
Как проходят занятия по методике Железновых
Занятия по системе Железновых – это целый комплекс мероприятий, который включает в себя:
- танцы;
- прослушивание музыки;
- пальчиковую гимнастику;
- пение;
- игру на музыкальных и шумовых инструментах;
- различны виды игр.
Как правило, занятия проводятся в группах из 5-8 детей 1-2 раза в неделю. Однако возможны и индивидуальные занятия, как в студиях раннего развития, так и в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для малышей до двух лет – 30-35 минут, от 2 до 3 лет – 30-45 минут, от 3 до 5 лет – 45 минут.
Сами занятия проходят примерно следующим образом: включается аудиозапись (или видеозапись) веселой детской песенки, которую ребенок поет и, одновременно с этим, выполняет упражнения. Так проходит физкультминутка. Потом «в ход» могут пойти пальчиковые игры: мама или папа показывают ребенку, что нужно делать, а ребенок, под соответствующую песенку, должен повторить действия родителей (или педагога). Затем можно включить ребенку «азбуку-потешку», где на каждую букву авторы методики написали увлекательную потешку.
Обращаем Ваше внимание, что авторы методики рекомендуют чередовать динамические музыкальные занятия с более спокойным времяпрепровождением (например, рисованием, лепкой или игрой с конструктором).
Сергей и Екатерина Железновы написали целый ряд веселых и задорных песенок, музыкальных и пальчиковых игр, которые можно использовать и как самостоятельный развивающий материал, и как дополнение к занятиям по основной методике развития (например, методика раннего музыкального развития Железновых очень хорошо дополняет занятия по методике Монтессори).
Достоинства и недостатки методики
Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.
Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.
Преимущества
Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:
- развитие ребёнка происходит без особого вмешательства со стороны взрослых;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- самостоятельное познание окружающего мира;
- предоставление малышам свободы и независимости;
- отсутствие критики и наказаний, впрочем, как и поощрений;
- учёт сенситивных периодов в развитии детей;
- большое значение придаётся совершенствованию мелкой моторики и развитию органов чувств;
- обучение в разновозрастных коллективов, что приучает малышей заботиться о других;
- быстрое привитие навыков самообслуживания;
- развитие самоконтроля, самодисциплины, умения работать в коллективе;
- не наставничество, а сотрудничество с детьми.
Отрицательные моменты
Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:
не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
недостаточность физической активности на занятиях;
отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.
Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.
Таким образом, обучение по методике Монтессори отличается своеобразием, необычным содержанием и определёнными достоинствами. Если вам приглянулись какие-либо моменты этой системы раннего развития, обязательно возьмите их себе на вооружение. Ребёнок скажет вам только спасибо.
Общее развитие
Теперь мы рассмотрим методики, направленные на раннее обучение детей чтению, основам математики, письму: методики Сесиль Лупан, Глена Домана, Николая Зайцева, педагогику Марии Монтессори, Вальфдорскую систему.
Николай Зайцев разработал ряд пособий по обучению детей дошкольного возраста чтению, математике, письму, английскому языку. Уникальным является его метод раннему обучению чтению с помощью кубиков разных размеров, цветов и звучания.
Сесиль Лупан основывает свою методику на том, что ребенку надо с самого раннего детства объяснять все, что вокруг него происходит. То, что нельзя непосредственно показать малышу, можно представить на картинке. Сесиль утверждает, что если грудничок с самого рождения будет слышать, как ему читают книги, то в дальнейшем это поможет ему быстрее выучить буквы и научится читать.
Глен Доман, известный американский педиатр, считает, что мама должна обучать и развивать своего малыша в процессе выполнения повседневных занятий, параллельно объясняя ребенку, что и зачем она делает, а также рассказывая ему обо всех предметах, которые попадают в его поле зрения. Также Доман советует родителям развивать кругозор ребенка с помощью карточек с рисунками (растения, животные, явления природы). Мама или папа должны показывать малышу карточку и рассказывать о том, что на ней изображено, можно даже составить небольшой рассказ о том, что нарисовано на карточке. Доман утверждает, что обучать детей с раннего возраста естественным наукам, математике, чтению, истории необходимо с помощью подобных карточек.
Основой педагогики Марии Монтессори является саморазвитие личности. Но для того чтобы стимулировать желание ребенка к познанию, его надо поместить в среду насыщенную инструментами и материалами. В некоторых детских садах воспитатели следуют методологии Монтессори, там малыш может беспрепятственно брать различные предметы и делать с ними то, что он хочет, благодаря этому ребенок познает окружающий мир и саморазвивается. Воспитатели в таких садах не ограничивают детей в их стремлении к обучению новому, а наоборот объясняют крохам то, что им непонятно, но интересно. Психологи уже давно заметили, что малыши, посещающие садики, практикующие метод Монтессори, более общительны, с энтузиазмом учатся всему новому, умеют работать как в группе, так и самостоятельно. Мария Монтессори разработала свою систему обучения детей письму и чтению именно в таком порядке: сперва малыши запоминают начертание прописных букв, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на карточки, а потом уже учатся составлять слова из такого алфавита.
Вальфдорская система обучения малышей направлена на раскрытие в них творческого потенциала, воспитание и духовное развитие. В детских садах, практикующих эту методику, все игрушки сделаны исключительно из натуральных материалов (например, дерева, шерсти), и в большинстве случаев руками воспитателей. Такие игрушки способствуют развитию в ребенке воображения и умения самостоятельно придумывать интересные игры с ними. Воспитатели обучают детей делать что-то новое на собственном примере. Так, воспитатель делает какую-то поделку своими руками и предлагает малышам помочь ему или вместе с ним попробовать сделать то же самое. Обычно дети с увлечением присоединяются к взрослому в его работе. По такому же принципу развивают у детей память: воспитатель читает стихи, сказки, истории, а потом малыши повторяют за ним услышанное.
Мы перечислили самые популярные методики обучения детей дошкольного возраста
Выбирая для своего ребенка методику раннего развития и обучения, родителям стоит обратить внимание не на разрекламированность метода, а на то насколько, по их мнению, он подходит их малышу.
Особенности методики Железновых
В ходе многолетних исследований психологи выяснили, что музыкальные занятия оказывают положительное влияние на психомоторное, интеллектуальное и социальное развитие детей. Также было отмечено, что музыкально-ритмичные игры формируют у детей способность к концентрации внимания и восприятию информации. Именно эти наблюдения специалистов и были взяты за теоретическую основу методики Железновых.
Главное отличие данной методики от других программ развития заключается в том, что музыка является не только «целью», но и «средством». То есть, ребенок не просто слушает музыку, учится играть на музыкальных инструментах и развивает свой слух. Музыка используется как эффективный инструмент обучения, определяющим ритм и темп движений, подсказывающим образ и действия, которые нужно выполнять.
Подвижные ролевые и пальчиковые игры, гимнастика и танцы, пение и игра на детских музыкально-шумовых инструментах – эти занятия доставляют детям искреннее удовольствие, и одновременно с этим помогают:
- улучшить общее физическое развитие;
- развить музыкальный слух и память;
- сформировать навыки общения;
- научить ребенка принимать самостоятельные решения, находить компромиссы, действовать в коллективе.
Параллельно с этим у ребенка активно развивается речевой аппарат, крупная и мелкая моторика рук. И все это воспринимается ребенком как увлекательная игра, в ходе которой можно побегать, пошалить и покричать.
Обзор основных методик ускоренного развития
Методика М. Гмошинской
«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.
Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.
Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.
Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.
Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.
К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.
Методика — блоки Дьенеша
«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).
Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.
Методика А.А. Сабурской
«Интеллектуальная музыка», основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.
Метод М.Монтессори
Основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.
Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.
Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.
Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.
Работа доктора Г. Домана
Эта работа основана на блочном восприятии информации.
Методы познавательного развития в дошкольном возрасте
Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.
Ребенок быстро накапливает большой объем информации.
Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.
Школа С. Лупан
Сесиль Лупан можно смело назвать ученицей Г. Домана, ведь именно он, а вернее, его методика раннего развития вдохновила бельгийскую актрису усовершенствовать его систему раннего обучения. Сесиль, как мать, ориентировалась не на науку, а на свой практический опыт и разработала комплекс специальных занятий для детей с учетом индивидуальности характера, интересов и способностей каждого ребенка.
Лично мне импонирует ее видение развития малыша, где он и мама должны находиться в постоянном контакте с самого рождения крохи. Разговаривать с ребенком как с взрослым, считает Сесиль, необходимо с самого его рождения. Именно разговаривать, а не сюсюкать. И объяснять ему все окружающее его так, словно он уже понимает все, о чем ему говорят. Со временем рассказанное будет принято ребенком на естественном уровне. Так же, как и чтение, которому нужно начинать учить буквально с года.
Слова по системе С. Лупан пишутся большими яркими буквами и крепятся на тех предметах, которые они означают. Кроме того, мама должна быть всегда рядом с ребенком и постоянно объяснять ему все, что его заинтересует, а также развивать его физически, как это и советует Г. Доман.
Опять же, эта система, которая требует самоотдачи от мамы, не всем подходит. Но мама всегда может найти себе помощников в лице других членов семьи: бабушки, дедушки, мужа и старших детей, которые помогут и в изготовлении необходимого развивающего материала, и в обучении малыша.
Методика Сесиль Лупан адаптирована под каждого малыша индивидуально, но в школах раннего развития ее охотно используют и для коллективных занятий, определяя таким образом, что интересует малыша больше и куда можно направить его потенциал.
Методика раннего развития Никитиных
В свое время методика семьи Никитиных стала весьма популярной в Советском Союзе. Оно и понятно, развитие интеллектуально и физически развитых детей приветствуется во все времена и эпохи. А метод, разработанный этой супружеской парой, совершил прорыв в тогдашней системе воспитания.
Сегодня школа развития Никитиных стала, в общем-то, малозаметна на фоне всеобщего свободного воспитания детей и лидирующих различных американских и западных методик развития. Но многие принципы, заложенные этой семьей, используются и сегодня. Например:
- детей нельзя ограничивать в самостоятельности;
- дети сами должны выбирать себе дело по душе, и задача взрослых не контролировать деятельность, а наблюдать и помогать;
- дети развиваются в игре и соответственно своему возрасту, постепенно совершенствуют мышление, логику, творческие способности и воображение;
- система физического воспитания и развития должна включать в себя закаливание и использование спортивных снарядов.
Некоторые из родителей ставят под сомнение пользу закаливающих процедур. Но, опять же, это чисто индивидуальное решение. Если ребенок не имеет противопоказаний к такому роду оздоровительных методов, то почему бы и нет?
Школа Николая Зайцева
Вернее, это не школа, а метод легкого обучения детей чтению, письму и математике. Методика довольно узконаправленная и не включает в себя активное физическое и творческое развитие или обучение навыкам. Но она вполне самодостаточна, чтобы разжечь в детях эмоциональный интерес к книгам, к изучению иностранных языков, письму и логике. Из плюсов метода отмечают возможность:
- начать обучение в любом возрасте;
- проводить занятия дома и индивидуально, в группе, в центре;
- в игровой форме быстро и без особых усилий научится читать, грамотно писать и производить математические действия.
Но отмечаются и минусы. Ребенок приходит в первый класс и ему приходится заново учиться правильно соотносить цвета гласных и согласных букв, делить слова на слоги, а не читать по складам, как это было при обучении чтению по зайцевской методике.
Сегодня, конечно же, существует и множество других узконаправленных методик, и даже просто развивающих материалов для раннего развития ребенка. Но обо всех в одной статье не расскажешь, поэтому я выбрала для обзора только самые популярные
Родителям же рекомендую при выборе методики всегда обращать внимание на индивидуальные особенности малыша, на его предпочтения и, конечно же, на его тип восприятия окружающего мира