Ментальная арифметика простым языком. работает

Содержание:

История возникновения

Методика ментального счета имеет древние корни. И это несмотря на то, что разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Что же он использовал для своей системы ментального счета? Абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Этот предмет представляет собой счеты, которые внесли огромный вклад в развитие всей мировой арифметики. После изобретения абакус начал свое постепенное распространение по всему миру. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. На протяжении четырех сотен лет жители Страны восходящего солнца не только успешно использовали такие счеты, но и тщательно прорабатывали их, пытаясь усовершенствовать такой нужный для совершения арифметических действий предмет. И это им удалось. Японцы создали счеты соробан, которые и до сегодняшнего дня используются для обучения детей в начальной школе.

На протяжении всей истории развития человечества совершенствовалась математическая наука. И сегодня она может предложить нам огромное количество своих достижений. Но, несмотря на это, ученые считают, что использование абакуса приносит больше пользы в обучении детей точному счету.

Закономерности и числовые последовательности

Закономерность — это правило, по которому в ряду элементов происходит чередование, изменение свойств или самих элементов. Закономерности бывают:

  1. Циклические, когда элементы чередуются по определённым правилам.
  2. Возрастающие.
  3. Убывающие.

Ребёнку знать их названия совсем необязательно. Гораздо важнее объяснить, что в одной задаче может быть несколько правил чередования. Например, простые последовательности могут выглядеть так:

  • 1 3 5 7 9 11 13 … (15 17 19 и т.д., нужно прибавлять 2 к каждому числу).
  • 20 18 16 14 12 … (тут нужно отнимать 2).

А если усложнить, то получится, например, следующее:

1 2 2 4 3 6 4 8 5 …

Для решения такой задачи нужно смотреть на цифры через одну, получится два ряда:

  • 1_2_3_4_5_, в котором последовательность возрастает путём прибавления 1 к предыдущему числу.
  • 2_4_6_8_, в котором прибавлять нужно 2.

Таким образом, продолжат этот ряд цифры 10 и 6. Бывают и более сложные правила, например, ряд 1 2 3 5 8 13. В нём каждое следующее число = сумме предыдущих двух.

Для детей 5—6 лет в таких задачах лучше использовать не цифры, а фигуры, цвета или формы. У них не так хорошо развито абстрактное мышление и решить задачу будет проще, если видеть что-то конкретное. Замечательно для наглядности использовать прикладной материал, например, бусины или счётные палочки. Их можно чередовать по цветам, по размеру или по форме. Чтобы заинтересовать ребёнка ещё сильнее, бусины можно нанизывать на нитку, собирая «последовательные бусы».

Прежде чем давать ребёнку задачи для решения, следует объяснить, что такое последовательности и какой логикой нужно руководствоваться при поиске закономерностей. Несколько задач нужно решить вместе, а потом дать ему больше самостоятельности.

Виды заданий

Для детей любого возраста рекомендуется выполнение 5—7 заданий разных типов. Это поможет комплексно развить мышление. Задачи бывают следующими:

  • Логические — учат анализировать условия задачи, рассуждать и делать выводы.
  • Арифметические ребусы — прививают ключевые навыки математики: анализ, синтез, сравнение и прочие.
  • Продолжение последовательностей помогает развить внимательность и счёт.
  • Нахождение лишних предметов учит выявлять основные признаки, развивает аналитическое мышление.

Задания, которые развивают логику, обычно не входят в школьную программу. Тем важнее включить их в дошкольную подготовку: во взрослой жизни логическое мышление пригодится в решении сложных житейских вопросов. Польза очевидна, ведь благодаря весёлой математике происходят:

  • тренировка ума и внимательности;
  • развитие разных видов мышления (пространственное, аналитическое, т.д.);
  • навыки анализа информации;
  • способность принять аргументированное решение;
  • расширение кругозора;
  • повышение скорости мышления, сообразительности, находчивости;
  • умение рассуждать.

Важно помнить, что главное — заинтересовать ребёнка обучением, иначе придётся заставлять его заниматься, а это не приводит ни к чему хорошему: у взрослых появляется желание отругать непослушного ученика, а у ребёнка — стойкое нежелание учиться. Чтобы этого не случилось, выбирайте яркие, красочные задания, которые могут показать дошколёнку, что учёба — это интересно, полезно и несложно

Плюсы ментальной арифметики SMARTUM перед другими развивающими занятиями

Ментальная арифметика в «Академии развития интеллекта SMARTUM» сочетает и работу на абакусе, и современные технологии. В частности, упражнения в нашем центре дети выполняют с использованием интерактивной онлайн-системы. Они поданы в игровой форме, а примеры и задачки в разных режимах и на разных скоростях интересны детям и увлекают их, позволяя заниматься с удовольствием.

Первые результаты появляются обычно уже через 2–3 месяца занятий — ребенку становится проще проходить школьную программу, он с удовольствием делает уроки, ему интересно, что будет дальше. Вы можете записать ребенка на пробное бесплатное занятие на нашем сайте!

Можно ли заниматься дома

Обучать малышей счету на абакусе не обязательно в специализированных центрах, это можно сделать бесплатно. Если родители мобильны, готовы тратить время и силы на самообразование и развитие детей, то домашние занятия по ментальной арифметике станут не только хобби, но и семейным видом общения, игр.

Сторонники развивающих уроков дома с мамой настаивают на нескольких плюсах и минусах самостоятельного непрофессионального обучения.

Преимущества

  • Знакомая обстановка помогает расслабиться, дети не испытывают стресса.
  • Родители учитывают индивидуальные особенности малыша при планировании занятий.
  • Отсутствие платы за обучение.
  • Экономия времени. Добираться до обучающих центров не нужно.
  • Самообразование для родителей.

Недостатки

  • Отсутствие опыта у домашних педагогов.
  • Минимальное количество информации о методе в Сети, книжных магазинах. Педагоги спеццентров стараются держать тонкости преподавания в тайне.

Занятия ментальной арифметикой дома – неплохой способ саморазвития и обучения ребенка. Но решаться на этот шаг нужно при хорошей дидактической, методологической подготовке родителей. Иначе вы рискуете совершить массу ошибок. А исправлять недочеты гораздо сложнее, чем сразу научить правильно.

Что такое абакус

Оборудование напоминает деревянный бухгалтерский инструмент:

  • счеты имеют определенный набор костяшек на спицах, что достаточно удобно;
  • абакус требует меньшее количество движений руками.

В обучение задействованы фаланги указательного и большого пальцев. Действия запоминаются благодаря многократным повторениям, которые со временем доводят работу до автоматизма. Подобный навык можно быстро потерять, по этой причине пропускать уроки ментальной арифметики нельзя.

Система обучения способствует усвоению детьми быстрого счета. Внешне инструмент схож с русским вариантом оборудования, только имеет перевернутый вид. Абакус представляет собой рамки и бусины, которые нанизаны на жерди. В механизме есть 2 блока:

  • Нижний шар включает по 4 костяшки на всех спицах. Они кратны единице (именуются друзьями).
  • Верхний слой представлен по 1 бусине на каждой тонкой проволоке. Он кратен 5 (называются братьями).

По вертикали ряд внизу равен разряду цифр. Счет происходит следующим порядком: справа — налево представлены сотни, единицы десятки. Горизонтально должна быть разделительная планка.

Чтобы получить какое-то число, следует наверху располагать костяшки определенным образом. Когда все бусины внизу — это обозначает, что на счетах 0. Методика абакуса — довольно сложная техника теоретически, из-за чего обучение ребенка лучше проводить в специализированных центрах. Преподаватели быстрее помогут малышу разобраться в азах, хотя и дома родителям вполне по силам справиться с задачей.

Инструкция по пользованию счетами абакус

Очень важно, как вы двигаете пальцами. Поэтому, работая на счётах, надо делать упор только на большой и указательный пальцы

Итак, начнем осваивать счёты.

Обратите внимание на положение счётов. Счеты абакус надо повернуть так, чтобы наверху у вас оказался ряд с бусинами с наименьшим количеством, т.е

по одной или по две

Счеты абакус надо повернуть так, чтобы наверху у вас оказался ряд с бусинами с наименьшим количеством, т.е. по одной или по две.

Внизу вы видите ряды с наибольшим количеством бусин. Помните, что перед началом любых математических действий, расположение всех бусин предопределено: в верхних рядах они подняты вверх, а нижних рядах — вниз.

Не забудьте, что бусины в верхних рядах несут значение 5, а бусины в нижних рядах — число 1.

Необходимо присвоить числовой разряд.

Это означает, что каждой колонке с бусинами надо определить разряд, который будет определять число.

Например, последний столбик с правой стороны счётов можно присвоить разряд единиц (1-9), следующий ряд – десятки (10-99), следующий – сотни (100-999), и так далее. Если вы будете производить расчеты с десятичными числами, то можно присвоить десятичный разряд.
Например, вам надо набрать число 11 234, 56. Тогда при наборе цифры 6 будет задействован первый столбик, 5- второй, 4- третий и т.п. Самое главное, не надо забывать, следить и отмечать нужную позицию на счетах.

Попробуйте ввести нужное число.

Например, чтобы набрать «три», надо переместить три бусины с нижнего ряда последнего столбика с правой стороны вверх.

Если «четыре», то переместите таким же образом четыре бусины. Если надо набрать «пять», то надо произвести замену 4 на 5. В этом случае, надо передвигать одну бусину верхнего ряда вниз, а в нижнем ряду — все четыре тоже вниз. Это будет на счётах означать «пять».

Давайте потренируемся. Вам нужна цифра «семь». Одна бусина внизу в верхнем ряду и две бусины наверху в нижнем ряду будут обозначать «семь».

Чтобы составить число «девять», надо передвинуть одну бусину верхнего ряда вниз, а все четыре бусины нижнего ряда — вверх. А как составить число «десять» вы уже, наверное, догадались.

Правильно, надо по одной бусине с верхнего ряда поднять, а с нижнего — опустить. Придерживаясь этого принципа можно образовать любое число.

Когда вы меняете разряд, будьте внимательны!

Обратите внимание на нижний ряд, его надо опустить вниз. Иначе, на доске будет показано неправильное число

Потому что при простых арифметических расчетах это легко проследить, а вот при сложных – труднее. Необходима тренировка!

Дидактические игры

Занимательными могут быть и разные дидактические игры, форма и содержание которых выглядят занимательно. Эти игры предназначены для развития у разновозрастных дошкольников пространственных представлений, логического мышления, позволяют упражняться им в вычислениях и счёте.

«Числовой ряд»

Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста является закрепление запоминания последовательности ряда натуральных чисел.

  1. В игре принимают участие двое детей, которые сидят за одним столом и перед собой раскладывают вниз лицевой стороной карточки с числами от единицы до десяти.
  2. Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество карточек (например, 13), поскольку на некоторых из них цифры повторяются.
  3. Каждый игрок по очереди должен брать карточку, открывать её и класть перед собой.
  4. Когда открывается следующая карточка, то игрок смотрит на указанное на ней число: если оно оказалось меньше, чем число на первой карточке, то он кладёт вторую карточку слева от первой, а если больше – то справа.
  5. Если же откроется карточка с числом-дубликатом, то он кладёт её на прежнее место, а ход переходит к соседу.
  6. Выигрыш за тем участником, который первым составил свой ряд.

«Назови число»

Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать устные вычисления. Старший ребёнок или взрослый в ходе игры говорит: «Задумай число, которое я попытаюсь разгадать. Прибавь 6 к задуманному числу, затем отними 2 от суммы, потом также отними задуманное число, а к остатку прибавь единицу. Должно получиться 5, правильно?»

Эта загадка на смекалку, ведь задуманное число в ней роли не играет, но здесь важно уметь вычислять устно, чтобы не запутаться.
При решении логических задачек специальной математической подготовки не требуется, здесь нужны лишь сообразительность и находчивость

«Сколько конфет взять?»

Целью данной игры является научить детей соотносить с результатом условия задачи. Нужно в начале игры сформулировать условия задачи: «В непрозрачном пакете находятся два сорта конфет. Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из пакета наугад, чтобы среди них обязательно оказались две конфеты одного вида. Путём логического размышления ребёнок должен найти правильный ответ (минимум три).
Аналогичное решение имеет задача про яблоки: «В блюде было три яблока. Мама угостила яблоками трёх детей, дав каждому по яблоку. При этом одно яблоко осталось в блюде. Как так получилось?». Для того чтобы найти ответ, решающий задачку, ребёнок должен использовать размышления и соотнести условия с результатом. Тогда он поймёт, что один из детей взял яблоко вместе с блюдом.
С помощью занимательной математики у дошкольников должны закрепляться первые математические знания, навыки счёта по порядку и количеству. Здесь дети учатся делать первые вычисления, используя операции вычитания и сложения. Но и увлекательной математикой не следует заниматься долее 15 минут в день. При этом учиться счёту можно не только сидя за столом, но даже и во время прогулки: можно, например, пересчитывать ступеньки лестницы, детей, играющих во дворе, а за обедом можно посчитать число пирожков в вазе.

Что это за метод?

Под этой системой подразумевается японская методика по развитию интеллекта ребенка при помощи специальных счет сорбан. Его другое название – абакус. Он представляет собой прямоугольную раму, на которой размещены 23-31 спицы, на каждую из них надето по 5 косточек. Каждая косточка разделена перекладиной. Сверху на ней есть костяшка, обозначает цифру пять, внизу четыре костяшки, обозначают единицы.

Передвижение косточек осуществляется большим и указательным пальцем. Начинают счет на абакусе с первой спицы, которая расположена с правой стороны. Она обозначает единицы. Спицы по левую сторону обозначают десятки, а следом за ними – сотни и так дальше.

Сорбан тяжело приобрести, его нет в обычных магазинах канцелярских товаров. Купить можно через интернет. Цена сорбана будет зависеть от того, из какого материала он изготовлен и сколько в нем спиц.

Как нарабатывается навык?

Когда ребенок в уме производит действия с числами, он представляет себе указанные счеты, в результате быстро за считанные минуты складывает, вычитает, умножает, выполняет деление чисел.

Если ребенок только начинает учиться данным действиям, он подсчитывает цифры с помощью сорбана, активно работая пальчиками по косточкам. Затем ребенка плавно переводят с работы на счетах на работу по ментальной карте – это картинка с изображением сорбана.

Курс ментальной арифметики для детей представляет собой гибкую и интересную систему. Хорошим возрастом для усвоения информации считается 4-12 лет. Мозговая активность в этом возрасте высокая и обладает хорошей запоминаемостью. Дети быстро и легко впитывают необходимую информацию.

На начальном этапе обучения, для адекватной реакции и восприятия замечания, сделанного учителем ребенку, необходимо, чтобы родители провели беседу с малышом. Так ребенок сможет правильно реагировать и вести диалог.

В начале обучения рассматриваемым методом арифметики для детей проводятся занятия со счетами.

Сколько встраивается навык?

Обучение ментальной арифметике проводится в специализированных школах для детей в возрасте 4-16 лет. Весь курс учебы состоит из 10, а иногда и 12 уровней, каждый из которых рассчитан на семестр в 3-4 месяца. Детям не нужно ежедневно посещать занятия, достаточно уделять методу не более 2 раз в неделю.

Результат такого обучения – через полтора года (иногда через год) дети могут вполне самостоятельно делать вычисления в уме разной сложности. Чем больше дети занимаются на абакусе, тем лучше и быстрее у них развиваются мыслительные процессы. Далее дети легко работают на воображаемых счетах.

Стоимость обучения

Конечно же, школы, где практикуют занятия по ментальной арифметике детям, берут не малую оплату. Этот факт и является первопричиной, чтобы обучать детей этой методике самостоятельно.

Если водить на разовые занятия, стоимость одного часа обучения обойдется в среднем в 550-600 рублей. Месячный абонемент выйдет немного дешевле – в 4-7 тыс. рублей за 8 или 16 занятий соответственно. В среднем обучение ментальной арифметике длится 1,5-2 года, все зависит от индивидуальных способностей ребенка.

Ментальная арифметика: задания для занятий для развития детей, картинки

Заданий и всевозможных игр для обучения ментальной арифметике существует безмерное количество. Здесь представлены всего несколько из них, но даже они могут применяться в самостоятельных уроках с ребенком или в группах. Вот задания для занятий для развития детей с картинками:

Ментальная арифметика: задания для занятий для развития детей

Игра «Варежка»

Группа детей разбивается на пары. Перед каждой парой на столе лежит два листочка в клеточку. В пространстве, ограниченном рисунком, размещены изображения от одного до двадцати. Игра начинается с того, что первый игрок называет любое число, а другой ищет его на своем рисунке. Первый, в это время, быстренько расставляет крестики по клеточкам, начиная с верхней левой. Если второй нашел число, первый прекращает рисовать крестики. Игроки меняются. Победа принадлежит тому, у кого все клеточки будут заполнены.

Ментальная арифметика: задания для занятий для развития детей

Таблицы Шульте

Вся суть в том, что вместо цифр изображается абакус. Этот метод применялся с ХХ века немецким психиатром Вальтером Шульте. Благодаря ему, можно отследить устойчивость внимания, скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда, объем внимания. Таблицы также использовались для диагностики скорости чтения. Работа с таблицами Шульте проводится на время. Затем подсчитывается количество допущенных ошибок за каждую таблицу по-отдельности.

Дети на начальных этапах знакомятся с числами, первыми формулами ментальной арифметики, которые в будущем помогут справляться с примерами, оттачивают манипуляции с абакусом. Результат будет виден в скорости запоминания изученной информации и ее восприятии. Этот период длится от 3-х месяцев до полугода. Здесь представлены карточки, с которыми может работать ребенок.

В программе изучаются те формулы, которые представляют схему действий с числами, которые в общей сумме дают цифру 5.

Третий этап подразумевает оттачивание всех накопленных навыков, и переход на ментальный счет. То есть, все доводится до автоматизма. Увеличивается скорость счета, сложность заданных примеров. В прогрессе, у ребенка развивается навык визуализации, фотографическая память, даже навык скорочтения.

То есть, каждый этап — новое задание. Цель — овладеть счетом по изученным формулам, достигнуть необходимой скорости и точности счета, проработать все навыки, необходимые для дальнейшей работы и обязательно закрепить их.

Этапы подготовки

Изучение ментальной арифметики самому заключается в пошаговом следовании рекомендациям профессиональных педагогов. Эти советы специалистов способствуют продуктивному и интересному процессу познавания новой практики в домашних условиях.

Рекомендации педагогов:

Нужно зазубрить базовые действия самостоятельно, усвоить и закрепить информацию посредством самоучителя.

Обстановку дома требуется заполнить необходимым подспорьем: счетами, учебниками, пособиями.

Разработать программу занятий на ближайшее время.

Первый урок ознакомительный. Расскажите ребенку о японской системе вычислений. Пусть ученик попробует самостоятельно передвинуть костяшки, бусины.

Взрослым и детям не помешает просмотр видеоуроков, обучающих схемам сложения цифр на счетах.

Следует иметь тетрадь, где нарисованы образцы выкладывания вариантов на абакусе

При перемещении цифр важно пользоваться большим и указательным пальцами. После прохождения основ системы можно приступать к сложению несложных цифровых комбинаций из 1 или 2 чисел

Переход к более тяжелому уровню следует выполнять постепенно.

Приступать к вычитанию необходимо только после автоматизации алгоритма действий для примеров на сложение.

Уроки должны происходит регулярно, по составленному плану.

Занятия обязаны длиться не менее 30 минут
Приступая к изучению, важно принимать во внимание возраст ребенка, уровень его математических способностей. Закрепив навыки сложения и вычитания, отработайте примеры на умножение и деление

Визуализация — заключительный этап. Ментальный способ вычислений следует практиковать пальцами по окончании очередного занятия.

Чем полезна ментальная арифметика?

Как сказано выше ценность уроков ментальной арифметики состоит в том, что она стимулирует два полушария мозга. На уроках воспитанники совершенствуют использование своего воображения. А особенно детское воображение помогает решать вопросы вне здания школы, а не только на уроках, это творческое мышление, нестандартное решение задач по жизни. Безусловно как многие говорят «побочный эффект» ментальной арифметики- быстрый счет, трудно не согласиться, т.к. большую часть времени на занятиях человек считает. Вообще ментальная арифметика помогает разработать моторику рук, полушарные связи, скорость мозговой деятельности, концентрацию внимания.

Как проходит обучение

Курс предполагает 12 уровней. В неделю – 1–2 занятия. На уроках используются счеты абакус. Они выглядят как русские счеты, но количество бусин меньше и держат их горизонтально.

На первых занятиях ученик знакомится с методом счета на абакусе. Он заключается в следующем:

  1. Каждый столбик бусин отвечает за определенный разряд чисел.

Первый – единицы, второй – десятки, третий – сотни и так далее.

  1. Верхний ряд – число, кратное 5.

Если бусины верхнего ряда расположены над столбиком единиц – это 5, если над – десятками – 50 и т.д.

  1. Чтобы отнять, нужно опустить бусины, чтобы прибавить – поднять.

Попробуем набрать цифру 8. Для этого поднимаем 1 бусину верхнего ряда над единицами и 3 бусинки в этом же столбце. Получится, что 5+3=8. Когда все бусины лежат внизу, на счетах 0.

Таким же образом действуем с сотнями, тысячами.

Набираем цифру 103. Поднимаем 1 бусину в ряду сотен, получается 100 и 3 в ряде единиц. В итоге показана цифра 103.

Переход к большим разрядам происходит постепенно. После автоматизации работы рук и глаз используются карточки. На них нарисовано расположение бусин для популярных комбинаций. Ребенок запоминает, как выглядит цифра на счетах.

Набирает число автоматически.

Еще один аспект применения ментальной математики на практике – поза тела, пальцев на занятиях:

  • Ребенок сидит с прямой спиной.
  • Указательный палец передвигает бусины вниз, большой палец – вверх. Для отработки движений руками используются методы автоматизации. Это зажим карандаша в ладони, чтобы свободными оставались только два пальца, или разные виды пальчиковой гимнастики.
  • Спустя полгода школьник будет пользоваться обеими руками для работы на счетах.

Программа менар включает в себя сложение, вычитание, деление и умножение. Сначала на счетах, потом в уме.

Через 1–1,5 года занятий со специалистом ребенок учится в уме решать примеры с пятизначными цифрами, оперируя числами свободно.

Одновременно с математическими навыками ребенок в специализированном центре приобретает и другие знания. Учится рисовать, петь, танцевать. В игровой форме решает ребусы, логические задачки, развивается физически. Поэтому относиться к курсу ментальной математики как к узкоспециализированному направлению нельзя. Цель занятий – всестороннее развитие личности.

Ментальная арифметика в домашних условиях для ребенка

Раннее развитие любимого чада уже давно интересует многих родителей – все хотят счастья и успешности своему ребёнку.

Ментальная математика в домашних условиях вполне осуществима. Но прежде всего, родители должны сами себе задать вопрос, какую цель они преследуют. Если дело только в том, чтобы испытывать гордость за способности сына или дочери и всем показывать своего чудо-малыша, то подобная мотивация не совсем соответствует психологическому аспекту обучения. Прежде всего, необходимо уважать желания и потребности маленького человека. В развивающей школе он получит гораздо больше, чем простое высчитывание в уме сложных чисел. И это поможет ему как можно лучше адаптироваться в современном обществе.

Многие специалисты в этой области против домашнего обучения. Это объясняется очень просто – дети не всегда могут воспринимать отца и мать, как своего учителя. Из-за этого качество достижений может быть ниже, чем при занятиях с профессионалом своего дела и, в то же время, посторонним человеком.

Тем более, родителям потребуется предварительно самим изучить методику и знать её досконально. В противном случае, не получится добиться желаемых успехов. Должен быть отодвинут на задний план и эмоциональный аспект. Любое раздражение, указывание на ошибки положит конец нормальному психологическому состоянию ребёнка, и тогда нечего говорить об его желании и заинтересованности.

Для преподавания такого предмета, как ментальная арифметика, видео уроки просто необходимы родителям. Неплохие записи можно найти в интернете, на YouTube канале. В основном, такие занятия в сети подаются только в рекламных целях и длятся всего несколько минут. Поэтому придётся поискать более полную информацию, которую выкладывают люди, желающие со всеми поделиться результатами ментальных упражнений, к тому же подходят к предмету не сухо, а, учитывая индивидуальные наработки и нюансы обучения.

Вместо заключения

Изучение ментальной арифметики – это не просто умение складывать в уме числа. Это огромный труд. Если ребенок не очень рад математическим формулам и не обладает соответствующим складом ума, не нужно его насильно тащить на уроки по этой науке. Вряд ли это принесет какую-то пользу самому ребенку. С другой стороны, даже если ребенку хочется изучать эту науку, не стоит оказывать давление со стороны родителей на этот процесс, заставлять заниматься через силу. Это может спровоцировать переутомление детского мозга и потерю интереса к самой менталке. Если же вы – родители, дети которых с удовольствием постигают вершины этой точной науки, то можно только по-доброму завидовать вам. Ничего плохого в изучении ментальной арифметики точно не будет. Главное, относиться к этому с умом.

Начала арифметики

Конкретные перечни требований к математическим навыкам в разных школах могут отличаться. Нормальным считается следующий уровень:

  • умение считать от одного до десяти в прямом и обратном порядке, верная вставка недостающего числа в ряд от 1 до 9, понятие нуля;
  • знание и правильное перечисление дней недели;
  • разбор чисел по составу в пределах десяти, например, четыре – это два и два, три и один;
  • владение навыком сравнения, в том числе по конкретному признаку;
  • понимание направления движения;
  • умение распознавать и называть простейшие геометрические фигуры.

Важно вырабатывать перечисленные умения и навыки по правильным методикам, постепенно наращивать сложность упражнений, чтобы сохранить у детей интерес к арифметике

Задачи по ментальной арифметике

Перед тем, как приступить к выполнению задач, важно понимать то, что такое ментальная арифметика для детей, обучить самому которой будет весьма проблематично. Но ничего невозможного нет

Самое главное — ответственно подойти к процессу.

Для обучения понадобится приобрести специальные счеты абакус или соробан. Как только они будут куплены, можно приступать к обучению. Методика рассчитана на обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста. Для достижения результатов, категорически запрещено игнорировать систематические каждодневные домашние занятия. Они должны быть построены в форме урока. Специалисты рекомендуют учить детей не только ментальной математике, но и скорочтению.

Перед тем как приступить к занятиям в домашних условиях, важно иметь представление о всех нюансах ментальной математики для детей. О том, что это ответственный процесс, также забывать не стоит

Обратите внимание! Если занятия проводятся правильно, то первые результаты становятся заметны уже через 2-3 месяца. Чтобы полностью освоить технику, малышу понадобится приблизительно 2 года. Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить

Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить.

На первом занятии ребенка рекомендуется познакомить с абакусом. Малыш должен пощупать и научиться передвигать костяшки. Не лишним будет посмотреть совместно видеоурок. К сложению однозначных и двузначных чисел можно приступать только после усвоения принципа работы.

После того как ребенок освоил счеты, его необходимо ближе познакомить с основными принципами работы и переходить к простейшим примерам сложения.

Обратите внимание! Категорически запрещено торопиться. Умение формируется постепенно, поэтому надо проявить терпение по отношению к ребенку и не ждать моментальных результатов

Задача 1. Необходимо сложить 14 и 22. Для этого нужно следовать алгоритму: сначала необходимо отложить на спицах число 13 и прибавить к нему 23. В результате этого получается 36. Все математические действия должны выполняться исключительно слева направо.

Вычитать на абакусе тоже весьма просто.

Задача 2. От 8 нужно отнять 4. Для этого в верхнем блоке на первой спице опускается костяшка. В результате этого получается 5. Затем 3 бусины поднимаются в нижнем блоке и выставляется цифра 8. После этого опускаются 3 костяшки в нижнем углу и остается 5.

Следующим этапом освоения ментальной математики является умножение и деление. Этим действиям научить малыша немного сложнее, но со временем ребенок обязательно их познает.

Задачи по ментальной математике

Ментальная математика для детей является довольно новой программой, которая применяется для обучения детей устному счету. Несмотря на то, что методика появилась не очень давно, она получила огромную популярность и показала превосходные результаты. Родители единогласно сходятся во мнении, что программа не только максимально эффективна, но и полезна.

Первые успешные результаты наблюдаются уже по истечении нескольких месяцев, при условии, что занятия проводятся систематически. В результате у детей значительно улучшается память, повышается способность к сосредоточению, а мышление приобретает креативный характер. Если занятия начинают проводиться в дошкольном возрасте, ребенок успевает многому научиться и в дальнейшем чувствует превосходство в школе.

Что нужно для занятий с ребёнком в домашних условиях

Первым делом, конечно — купить абакус. После того, как инструмент приобретён, необходимо сделать с ребёнком несколько пробных занятий разной длины, это поможет подобрать оптимальный темп с учётом особенностей характера и развития. Кому – то подойдет длинное занятие на полчаса или час, для других придётся разбивать на серию более мелких по 15 или 20 минут.

Для начала стоит сформировать учебный план. ️ Помогут в этом обучающие пособия и курсы. Отличным решением будет приобретение специальной учительской тетради, однако, если такой не попалось, достаточно воспользоваться уже имеющимися уроками.

Обучение лучше проводить в строго отведённое время. но при этом — добавлять мелкие задачки в течении дня.

Но стоит помнить, что излишне простые задачи не окажут должного эффекта.

Придумайте систему вознаграждений и превратите процесс обучения в игру. Дополнительное время игры на компьютере или поход в кино, фильм, который выбрал ребёнок, будут для него явно важнее, чем абстрактные нули и единицы. Помните. что награда должна быть соразмерной (конфета за один пример, поход в кино за дополнительный час занятий), и не слишком частой, скорее как дополнительное удовольствие от решения задачи, а не основная причина заниматься.

Поговорим о дельфинах

При дрессировке дельфинов, используется система наград: прыгнул — получил рыбу. ️ Однако, некоторые особи слишком упрямы или ленивы, в таком случае дрессировщики могут использовать метод “беспричинной награды”, давая рыбу просто так. Удивительно, но это работает.

При неудачном решении задачи или ввиду усталости после дня в школе, ребёнок может плохо справляться, что будет его злить и расстраивать. Если в неудаче нет вины ребёнка, наградите его просто так (лучше — в меньшем объёме). Это поможет не закреплять негативных ассоциаций и скажется на дальнейшем обучении.

Методика обучения ментальной арифметике детей дошкольного возраста

У людей каждое полушарие мозга отвечает за определенное направление. Развиваться творчески помогает правое, оно также отвечает за образное восприятие и мышление. Левое находится в ответе за логическое мышление.

В момент, когда человек начинает работать руками, деятельность полушарий активизируется.

Обратите внимание! В зависимости от того, какая рука задействована, происходит активизация соответствующего полушария. Именно поэтому основной задачей ментальной математики является задействование всего мозга в образовательном процессе

Программа по освоению устного счета основана на последовательном прохождении нескольких ступеней. Сначала ребенок знакомится с сутью выполнения арифметических действий с использованием косточек и овладевает техникой. В этом процессе задействованы сразу две руки и участвует как правое, так и левое полушария. Благодаря такому подходу усвоение и выполнение арифметических действий достигается максимально быстро. В процессе обучения ребенок использует абакус, который помогает свободно складывать и вычитать, умножать и делить, а также вычислять квадратный и кубический корни.

Урок ментальной математики с абакусом (счетами)

Второй этап изучения заключается в обучении детей ментальному счету в уме. Ребенок перестает постепенно привязываться к абакусу, в результате этого происходит стимуляция воображения.

Как правило восприятие цифр происходит в левом полушарии, а образ костяшек воспроизводится правым. На этом основывается методика ментального счета.

Обратите внимание! Для детей дошкольного возраста обучение ментальной математике является увлекательным и интересным процессом, помогающим подготовиться к школе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector