Пищевое поведение в 2

Содержание:

Почему ребенок не жует пищу

По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.

Причины неумения жевать пищу:

  1. Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
  2. Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
  3. Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
  4. Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
  5. Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать прорезыватель или ниблер, навыки не сформируются.

По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.

Советы от доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский дает следующие советы родителям, которые хотят обучить ребенка процессу жевания:

Маме или папе придется проявить некоторые актерские способности, объясняя ребенку, почему сегодня вместо привычного пюре на обед густое блюдо. Например, можно сказать, что магазин больше не продает баночное пюре или придумать еще что-нибудь, оправдывающее необходимость «осваивать» новую пищу.

Стоит привлечь ребенка к измельчению пищи в тарелке, пусть он попробует размять кусочки вареных овощей вилочкой. Конечно, нужно быть готовым, что часть пищи при этом окажется на столе или даже на полу, но зато еду, которую они самостоятельно «приготовили» дети, обычно, едят с большим удовольствием.

Можно предложить ребенку что-то вкусное кусочком – например, ломтик мармелада или зефира.

Стоит использовать и силу примера. Самим ходить в гости или приглашать к себе гостей с детьми. Увидев, что его ровесники едят пищу кусочками, ребенок может сам захотеть быстрее приобрести жевательный навык.

Итак, чтобы научить малыша пережевывать твердую пищу придется проявить терпение и настойчивость. Лучше всего, начинать приучения в раннем возрасте, как только у ребенка появятся зубки. Однако и в более позднем возрасте можно вполне успешно добиться поставленных целей

Важно, чтобы процесс приема пищи не превращался для ребенка в наказание, нужно, несмотря ни на что, сохранять дружелюбный и ровный настрой. Не стоит сердиться на ребенка, ведь он не виноват, что у него не все сразу получается

Методики лечения дисфагии, приобретенной в результате инсульта. Упражнения для восстановления глотательных рефлексов

Заниматься восстановлением процесса глотания у постинсультных больных (проводить занятия на укрепление мышц языка, гортани и т.д. и отслеживать результат) должны только специалисты. Как правило, с этим работают логопеды. Они же на основании результатов тестов и исследований определяют методику восстановления.

Глоток имеет несколько фаз и для понимания, на какой фазе образовались проблемы и с какой частью процесса нужно работать, проводятся специальные исследования и тесты. По результатам тестов, например, может использоваться Ice-терапия, терапия льдом. Лед расслабляет, убирает спастику, которая формируется в мышцах после инсульта и мешает нормально глотать.

В курс занятий, укрепляющих мышцы речевого аппарата, могут входить как отработка простых действий – открыть-закрыть рот, сложить губы или язык трубочкой, имитировать кашель и полоскание горла, произносить с натугой разные звуки, так и более сложные, которые подбираются логопедом под конкретную ситуацию и проблемы пациента.

Методы обучения

Как же научить ребенка жевать и глотать? Собственный положительный пример

Как вы себя ведете во время еды? Делаете ли вы это на бегу или сидите кушаете спокойно? Тщательно ли вы пережевываете пищу или глотаете целиком, как пеликан? Ради ребенка придется вам обратить внимание на себя в первую очередь, потому что ребенок вам подражает во всем. Накрывайте стол и садитесь всей семьей или только вы с малышом, в спокойной обстановке, и вместе кушайте

Научите, как надо жевать, долго, не торопясь и не набивая полный рот.

Позже, с 8 месяцев, измельчать и перетирать пищу вообще перестаньте (вернетесь к этому потом, если у вас есть интересные блюда по этой теме). Пищу разминайте вилкой, оставляя мягкие куски пищи побольше размером и небольшие немного твердые частички. К году можно уже давать малышу твердую пищу, не смешивая ее с пюре. Пюре можно давать отдельным приемом пищи.

Если ребенок вначале отказывается от твердых кусков, потому что боится подавиться (для него это новшество пока представляет опасность), положите кусочек яблока или другого фрукта в ниблер и дайте пожевать. Приспособление неплохое, если у ребенка есть реальный испуг перед твердыми кускам. Если ниблера нет, положите в марлечку.

У ребенка может быть даже рвотный рефлекс с выталкиванием кусочков изо рта. Педиатр может посоветовать вам массаж языка, покажет, как это делается. В любом случае для ребенка это все происходит впервые и это так же интересно и страшно одновременно, как учиться кататься на велосипеде, поэтому помогите ему преодолеть этот страх, превратив процесс обучения в увлекательную игру.

Придумывайте сказки, почему нужно прожевать очень хорошо то, что лежит в тарелке, устройте соревнование. Объясните ему, что взрослые жуют и если он хочет вырасти, нужно тоже научиться это делать, и тогда животик скажет спасибо, хорошо переварит еду, даст много витаминов, и ребенок будет здоровый и станет расти быстрее. Купите вкусный мармелад или зефир, если ребенку понравится их вкус, ему придется поработать челюстями.

Учите жевать вместе с теми продуктами, которые нравятся ребенку, чтобы он получал удовольствие, когда он держит их во рту и пытается учиться. А также чего не сделаешь ради своей любимой еды, скорее всего, он ради этого и жевать будет готов учиться, и все, что угодно. Не давайте большие порции, потом можно сделать добавку, если еда понравилась и процесс жевания не вызвал усталости и нежелания больше есть. Никогда не торопите малыша.

Детям с полутора лет можно давать в ручки длинные продукты, им это очень нравится, держать и самому откусывать (и, соответственно, откусив, ему придется это прожевать). Делайте артикуляционную гимнастику, которая развивает челюстно-лицевой аппарат.

Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. При ваших регулярных и правильных действиях ваше чадо обязательно научится все делать в лучшем виде. Как ни сложно это кажется, но в конце концов все дети прекрасно осваивают этот навык.

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: питание и развитие ребенка в 10 месяцев

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка от бутылочки со смесью?

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет есть прикорм?

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Когда время упущено: мама, не хочу жевать!

Примерно к двум годам жизни пищевое поведение ребёнка сформировано, поэтому его трудно научить жевать или заставить попробовать непривычное блюдо.

Однако ситуация отнюдь не безнадёжна, а некоторые наши советы вам помогут.

Не держите кроху голодным

Плохо работает правило: ничего страшного, проголодается — поест. Наоборот, малыш может занервничать, а все ваши усилия пойдут насмарку. К тому же у ребёнка нередко появляется отрицательное отношение к любому новшеству в питании.

Если вы начали учить малыша жевать, но он не наедается во время кормления, докормите его протёртыми продуктами.

Не жалейте своё чадо

Дети в возрасте 1,5–2 лет — умелые манипуляторы. Довольно быстро они понимают, что можно похныкать и получить привычные блюда, которые не нужно жевать.

Заручитесь поддержкой семьи

Все должны быть единодушны и выдержаны. Если вы учите малыша жевать, не нужно, чтобы, например, бабушка или тётя, любя и жалея, кормили кроху протертой пищей.

Возьмите ребёнка к себе в помощники

Сначала вместе измельчайте продукты в блендере, затем — с помощью мясорубки или терки. Чуть позднее предложите крохе самому давить себе еду в тарелке вилкой. Ведь он уже «боооольшой»! Обычно со временем малышу начинает надоедать протирать/давить, поэтому он постепенно начинает жевать.

Проработайте жевательные движения

Детям нравится подражать. Начните с удовольствием жевать какую-то вкусность, наверняка, кроха тоже захочет её попробовать. Конечно, вы ему дадите, но при этом показывайте, как это нужно делать правильно.

Разумеется, продукты должны быть качественными — например, зефир или жевательный мармелад.

Проявите своё актерское мастерство

Попробуйте «потерять» или «сломать» блендер, миксер, ситечко, тёрку. Скажите, что при случае (когда появится в магазине) купите всё новое. Постарайтесь своего обещание не сдержать.

Превратите обучение в интересную игру

Из ломтиков любимых продуктов крохи на тарелке можно разложить «радугу» или «построить» домик, «нарисовать» зверей.

Добавляйте в каши или пюре измельчённые кусочки мягких ягод и фруктов. Со временем постепенно увеличивайте размеры кусочков.

Расширяйте рацион

Предложите новое блюдо в не протёртом и не измельчённом виде. Иногда в силу природного любопытства дети начинают жевать незнакомые продукты.

Посетите логопеда

Доктор поможет улучшить тонус и работу жевательных мышц: проведёт логопедический массаж и покажет, как выполнять речевую гимнастику.

Конечно, эти советы не всегда работают применительно ко всем детям. Оно и понятно, ведь каждый малыш индивидуален. Используйте свою фантазию и добавьте немного творчества: подумайте над новыми идеями и придумайте интересные игры.

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

Правильное развитие жевательного рефлекса

Чтобы избежать целого комплекса проблем в возрасте от года и старше, важно вовремя начать развивать у малыша жевательный рефлекс. Просыпается он у грудничка примерно на 6-м месяце жизни. Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками

Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками.

Обязательно давайте ребенку прорезыватели зубов, игрушки-«погрызушки», поскольку они требуются младенцу не только для того, чтобы почесать десна, но и для развития просыпающегося жевательного рефлекса. Первые навыки жевания крохе желательно приобрести еще до того, как она обзаведется первыми зубками.

Примерно в год у младенца уже несколько зубиков, которыми он готов грызть и жевать пищу. Дайте ему яблочко без кожуры (целое, а не кусочек, чтобы не подавился) или твердую сушку, пусть скоблит зубками и жует под наблюдением взрослых. Если не стимулировать интерес малыша, он позже станет отвергать твердую пищу, поскольку не привык с ней справляться.

Если вы боитесь, что малыш в возрасте около года поперхнется кусочком сушки или яблока, воспользуйтесь ниблером. Это приспособление представляет собой сетчатую соску, внутрь которой вкладывается кусочек подходящего продукта. Это может быть яблочко или детское печенье. Ребенок сосет и жует ниблер, ощущая вкус еды, что помогает ему привыкнуть пережевывать пищу.

Ниблер оптимально начать использовать с 7-9 месяцев

Важно его тщательно мыть после каждого использования, споласкивать кипяченой водой и следить, чтобы сеточка оставалась целой

Обратите внимание! Ребенок в процессе «работы» с ниблером или сушкой обязательно должен дышать носом. Если у младенца насморк, дождитесь выздоровления, прежде чем предлагать ему твердую пищу. 

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду

У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду. У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться.

🤔 Основные причины отказа детей от еды

Не успел проголодаться, потому что кусочничает

Эти дети всё время едят, но по чайной ложке. Они отказываются от тарелки супа и макарон с котлетой, и их вообще довольно трудно усадить за обед. В столовой они предпочитают жевать хлеб и пить компот. Дома они сообщают, что не голодные, прихватывают кусочек яблока, через час выпивают йогурт, потом доедают половину утреннего бутерброда, закусывают глазированным сырком, на полдник просят банан или печенья. Таким образом, их желудок непрерывно работает, но ко времени приёма пищи они всегда недостаточно голодны, чтобы полноценно поесть.

Чувствует дискомфорт при приёме пищи

Многие дети послушно садятся за стол и кладут ложку в тарелку, но через 15 минут их порция особо не уменьшается, они мямлят, что не хотят есть и всё им невкусно. По моему собственному опыту, часто дело в проблемах с зубами и прикусом. Если ребёнка длительное время в раннем детстве держали на баночном прикорме, смузи, перетёртых пюрешках и киселе, то он мог просто не приучиться пережёвывать взрослую пищу, и жевательные мышцы не развились должным образом. Медленно растущие коренные зубы, кариес, повышенная чувствительность к холодному и горячему, неправильный прикус, при котором жевательные зубы плохо сходятся или расположены под неправильным углом, — всё это вызывает дискомфорт при приёме пищи и заставляет ребёнка уклоняться от этого неприятного занятия.

Привык есть только сладкое

Единственное врождённое предпочтение у человека — сладкий вкус, так как глюкоза — самый простой источник углеводов, то есть энергии. Дети подсаживаются на сладкое с головокружительной скоростью, и особенно этому способствует огромный выбор детских сладких завтраков в виде хлопьев, какао, детских печений, соков в коробочках и творожков. Ещё одним препятствием на пути к здоровому питанию является старшее поколение. Бабушки чаще всего убеждены, что дитё не будет есть кашу без варенья, кефир без сахара, в чай тоже не меньше двух ложек песка, да и конфеткой за хорошее поведение грех не угостить. Знаю истории, когда дети, отправленные к бабушкам на лето, поправлялись на 10 килограмм за пару месяцев, что в итоге стало причиной для обращения к детскому эндокринологу.

Этот вопрос стоит довольно остро во многих семьях, особенно в том случае, если ребёнок уже имеет карманные деньги, на которые предпочитает покупать исключительно сладости и фастфуд.

Имеет проблемы с ЖКТ

К сожалению, очень и очень часто отказ от еды или нарушения пищевого поведения — признаки гастродуоденита, дискинезии желчевыводящих путей и прочих заболеваний желудочно-кишечного тракта. Дети редко способны описать что-то более конкретное, чем «животик болит». Но если отказы от пищи, желание прилечь и свернуться клубком после обеда, тошнота и боль в животе происходят часто, то это явный сигнал для похода к гастроэнтерологу.

Механизм акта глотания

Акт глотания – процесс сложный, хоть и кажется нам как само собой разумеющееся. Вначале, ребенок пережевывает пищу, измельчает ее, для более легкого проглатывания. Во время этого процесса стимулируется слюноотделение и выработка желудочного сока. Слюна смачивает каждый кусочек пищи, способствует формированию пищевого комка. При помощи слаженной работы языка и щек пища проталкивается к корню языка.

На его поверхности расположена рефлекторная зона. При ее затрагивании запускается рефлекс – пищевой комок проглатывается и продвигается в глотку. Одновременно с этим начинает двигаться мягкое небо, отделяющее полость носа от глотки, также сокращаются мышцы, которые приподнимают гортань – это необходимо для того, что бы пищевой комок попал в то «горло», а не направился в гортань, бронхи и легкие.

Как только в глотке было создано нужное давление, открывается пищевод, пища начинает свое движение к желудку. Кольцевые мышцы пищевода и их попеременное сокращение обеспечивают продвижение пищевого комка и созданию области пониженного давления.

Обратите внимание

Несмотря на всю сложность процесса, сознательно происходит только пережевывание пищи и ее проталкивание к корню языка. В остальном, процесс бессознательный, и поддается контролю нервной системы и глоточно-пищеводным структурам.

Если говорить о дисфагии, то для нее характерно нарушение именно этапов, которые не поддаются сознательному контролю, что может проявляться в следующем:

  • обратное забрасывание пищевого комка из глотки в полость рта;
  • появление боли в центре грудины, можно сказать по ходу продвижения пищевого комка;
  • формируется «ком» в горле, дети ощущают, как у них застрял пищевой комок.

Откусывание, кусание и жевание пищи

В процессе фракционирования пищи можно выделить разные функции. Откусывание пищи предназначено для отделения куска еды. Кусание является первичной латеральной функцией (боковое кусание — при помощи коренных зубов), которая приводит к переходу твердого куска пищи в пережеванный комок, который можно проглатывать. Мы откусываем только ту пищу, которую мы не можем измельчить языком о твердое небо — вот с чем маленькие дети сталкиваются в начале. Жевание является наиболее трудной, за исключением функции речи, функцией в системе работы ротового аппарата. Оно требует максимальной координации мышц и самого большого времени обработки пищи. Жевание предназначается только для тех продуктов, откусывания которых не достаточно (например, мясо, мясная нарезка)

Мы должны помнить, что индивидуальное полное развитие сенсомоторной системы ребенка в отношении данных функций жизненно важно. Развитие зависит от индивидуальных факторов, истории вскармливания и питания ребенка

Стоит активно участвовать в обучении вашего ребенка этим навыкам, предлагая описанные ниже действия, поощряя, но не заставляя его делать их, поскольку мы не хотим вызвать у ребенка страх или боязнь, в особенности, удушья или эмоциональную травму. Будьте терпеливы и не спешите с этим процессом.

Когда нужно начинать работать с проблемами глотания? Или результат не зависит от времени начала занятий?

Время восстановления после инсульта глотательных рефлексов зависит от того, насколько оперативно начата работа. С любыми нарушениями лучше всего начинать работать сразу. И чем плотнее занятия со специалистами реабилитационного профиля в течение первых шести месяцев, тем больше шансов использовать все возможности реабилитационного потенциала.

Особенно эффективны первые месяцы, причем в отношении всех проблем и нарушений, приобретенных в результате инсульта. Не только в силу того, что какие-то связи, которые еще не утрачены, можно сохранить в рабочем состоянии

Важно, что еще не сформировались и патологические связи, которые будут мешать восстановлению

И надо иметь в виду, что ни один специалист не будет делать что-то диаметрально противоположное тому, что уже применялось в восстановлении до него. Он просто будет подключать дополнительные модули и приемы.

Чем больше нарушений проявилось, тем сложнее и дольше длится восстановление после инсульта у пожилого человека. Поэтому чем плотнее занятия с логопедом первые полгода, тем больше шансов на успех, шире возможности и лучше результат.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Малыш подавился: что делать?

Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь

Действовать надо уверенно, но осторожно

  1. Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
  2. Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
  3. Далее малыша следует перевернуть на спину.
  4. Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
  5. Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
  6. В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.

Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.

Чем опасна дисфагия для детей?

Дисфагия у детей – опасное состояние, особенно если не было начато своевременное лечение и произошло запускание самой дисфагии, и причины, которая спровоцировала ее появление.

Если запустить затрудненное глотание, оно может стать причиной серьезных осложнений. Есть большой риск воспаления пищевода, который может переходить в хроническую форму. Такая форма воспаления – фактор риска для формирования опухолевых процессов, причем не только в пищеводе, но и в других органах.

Важно

Если у ребенка нет возможности нормально глотать пищу, то он может совершенно отказаться от ее употребления, что грозит развитием анорексии. А, как известно, это состояние уже угрожает здоровью и даже жизни. Отказ от приема пищи – это стресс для детского организма.

Доктора напоминают, что дисфагию и ее причину необходимо своевременно диагностировать, и составить эффективный план лечения.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

22,794 просмотров всего, 7 просмотров сегодня

Когда нужно вызвать врача?

Терпение и практика помогут вам и ребенку справиться с этой непростой задачей. Иногда возникает необходимость обратиться за профессиональной помощью к специалистам.

Вот некоторые случаи, когда стоит проконсультироваться с врачом: 

  • Если у ребенка ранее были неприятные ощущения при глотании таблеток, которые привели к рвоте или рвотным позывам. 
  • Если ребенок испытывает стресс или беспокойство, когда речь заходит о новых вещах.
  • Если у ребенка есть какие-либо задержки в развитии, включая двигательные (оральные) или поведенческие проблемы.

Врач может предложить ребенку альтернативные способы введения лекарства.

На платформе Vikids вы можете:

Важность обследования у специалиста

Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.

Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться

Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще.

Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.

Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем

Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.

Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):

— Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.

— Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.

— Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.

— Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.

— Практика и еще раз практика

Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики

Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.

— Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector