Гимнастика для новорожденных с первых дней
Содержание:
- Упражнения для мышц спины
- Меры предосторожности во время занятий
- Развитие косоглазия в раннем детском возрасте: причины
- Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?
- Упражнения для шеи
- Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?
- Проблемы при неправильном обучении чтению
- Методические основы обучения чтению по слогам
- Изменения в легких при коронавирусе
- Самые эффективные и популярные упражнения для грудничков
- Потребность в дневном и ночном сне
- Массаж малыша от 10 месяцев до 1 года
- Гимнастика и массаж для детей 1, 2, 3 месяцев | Где? Как? Когда?
Упражнения для мышц спины
- Катаем малыша на спине с боку на бок. Одной рукой берем малыша за соединенные вместе кисти рук, другой – за ножки. Аккуратно перекатываем его с одного бочка на другой. Упражнение подготавливает малыша к самостоятельным переворачиваниям.
- Учимся переворачиваться. Чтобы малышу было проще научиться переворачиваться, необходимо показать ему, как это делать. Для этого возьмите малыша за голень и заведите ногу в противоположную сторону, немного поворачивая таз вбок. Дождитесь ответной реакции от ребенка, он должен приподнять голову над поверхностью стола и повернуть плечо в сторону поворота.
Если у малыша еще не хватает сил перевернуться самостоятельно, помогите ему, немного потянув его за руку. Когда малыш перевернется, расправьте руки у него под грудью. А затем повторите упражнение в другую сторону.
Это очень важный навык. Его желательно тренировать несколько раз в течение дня.
Меры предосторожности во время занятий
Важно проводить гимнастику на фитболе правильно. В противном случае можно травмировать ребенка
Необходимо знать меры предосторожности, которые уберегут малыша от падений, обеспечат психологический комфорт. Специалисты дают следующие рекомендации:
Специалисты дают следующие рекомендации:
пока младенцу не исполнится 3 месяца, мяч требуется застилать пеленкой. Кожа малыша очень чувствительная, поэтому резина может вызвать ее раздражение;
упражнения на мяче стоит выполнять спустя час после кормления;
перед занятием ребенка лучше полностью раздевать, оставляя лишь подгузник;
во время упражнений нужно разговаривать с младенцем
Он должен чувствовать внимание мамы;
укладывать грудничка необходимо ножками в сторону родителей;
перед мячом рекомендуется разложить яркие игрушки, картинки. Это отвлечет внимание малыша, занятие пройдет интересно и весело;
во время гимнастики следить за выражением лица малыша
Это даст матери понять, комфортно ли ребенку;
надо обеспечить в помещении, где проходит занятие, оптимальную температуру и влажность;
нельзя малыша оставлять на фитболе без поддержки и присмотра;
начинать тренировку нужно с самых легких упражнений;
если ребенок устал, а комплекс еще не закончен, то занятие стоит завершить;
если какое-то упражнение дается с трудом, то надо его повторять при следующих тренировках
Важно проработать мышцу;
нельзя сильно тянуть младенца за руки и ноги.
Противопоказаны упражнения на фитболе в таких случаях:
- ребенок заболел, плохо себя чувствует, у него повышена температура;
- поствакцинальный период;
- малыш плачет и не хочет заниматься на гимнастическом мяче;
- у мамы плохое настроение;
- не зажила пупочная ранка.
Развитие косоглазия в раннем детском возрасте: причины
Развиться косоглазие может в любом возрасте, как у взрослых, так и у детей. Причины такого состояния разные, в том числе и травматического характера. Оно появляется вследствие травм глаза, головного мозга, шейного отдела позвоночника или же на фоне стресса, инфекционных, воспалительных заболеваний.
Лечение косоглазия детей зависит от особенностей патологии. Болезнь может быть связана с нервной системой, инфекциями или травмой. По типу различают врожденное заболевание и приобретенное. Рано приобретенная патология развивается у детей от одного года до трех-пяти лет. Как вылечить косоглазие в домашних условиях? Прежде всего, необходимо знать причину патологии, а затем приступать к ее лечению.
Причины косоглазия детей до года:
- физиологические — состояние связано со слабостью глазных мышц, лечение косоглазия детей при этом не требуется, так как оно обычно проходит к четвертому месяцу жизни младенцев;
- наследственные — болезнь передалась по наследству, связана с врожденными патологиями строения органов зрения;
- аккомодационные, нарушение рефракции — присутствует ярко выраженная аметропия, сильное различие в остроте зрения;
- внутриутробные инфекции, родовые травмы;
- менингит, энцефалит, опухолевые процессы.
С чего начинают лечение косоглазия детей? С постановки точного диагноза. Затем врачи составляют схему лечения, в которую входят: оптическая коррекция, окклюзия, упражнения для глаз, аппаратные методы терапии. Причины косоглазия детей от одного года и старше, обычно связаны с увеличенной нагрузкой на органы зрения. В группе риска дети, чьи родители имеют офтальмологические проблемы, а также часто болеющие малыши со слабым иммунитетом.
Причины косоглазия детей старше года:
- неврологические патологии;
- дальнозоркость, близорукость, астигматизм, анизометропия;
- высокое внутричерепное давление;
- инфекционные заболевания глаз;
- длительное зрительное напряжение;
- травмы, интоксикация.
Провоцирующим фактором для развития косоглазия у детей могут стать: испуг, травма, длительные вирусные, простудные болезни, которые сопровождаются высокой температурой. Вот почему важны постоянные осмотры у специалистов — врачи могут обнаружить патологию на раннем этапе, а ребенок своевременно получит квалифицированную помощь. Многие виды косоглазия у детей успешно корректируются методами, доступными для выполнения в домашних условиях.
Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?
Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.
Совет № 1. Танцуйте
С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.
Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!
Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.
Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми
С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.
Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.
Совет № 3. Делайте зарядку
С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.
Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.
Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.
Совет № 4. Катайтесь на велосипеде
С какого возраста: с 1 года.
На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.
По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.
Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша
С какого возраста: всегда.
«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.
Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.
Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.
Упражнения для шеи
Упражнение 1
Положите ребенка животом на стол. Поставьте перед ним на стол игрушку типа неваляшки. Положите свою ладонь на лоб ребенка, приподнимите его голову, чтобы он увидел игрушку. Задержитесь в этом положении на 4–5 секунд и вернитесь в исходное положение, поддерживая голову ребенка. Упражнение повторите 5 раз.
Упражнение 2
Если при выполнении предыдущего упражнения вы почувствовали, что малыш может самостоятельно удержать поднятую с вашей помощью голову, попробуйте убрать свою ладонь ото лба ребенка, но продолжайте его при этом подстраховывать. Повторите упражнение 5 раз.
Упражнение 3
Если у вашего малыша появилось умение самостоятельно поднимать и удерживать голову, почаще стимулируйте это желание. Для этого несколько раз в день выкладывайте ребенка на живот, желательно не раньше, чем через 30 минут после кормления, чтобы избежать срыгивания. Заинтересуйте его разноцветными игрушками или общайтесь с ним так, чтобы он как можно дольше видел вас.
Упражнение 4
Если малыш научился хорошо держать голову, попробуйте потренировать его на гимнастическом мяче (требования к гимнастическому мячу описаны во введении).Положите ребенка животом на подготовленный мяч ногами к себе.
Двумя руками удерживайте его за туловище в подмышечной области. Прокатите малыша вперед так, чтобы голова и плечи остались на весу, задержитесь в этом положении на 2–3 секунды и вернитесь обратно для отдыха лежа на мяче. Повторите упражнение 8–10 раз.Теперь перейдем к укреплению мышц шеи, которые наклоняют голову вперед.
Упражнение 5
Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью. Подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5–7 раз.
Упражнение 6
Если ребенок уверенно выполняет предыдущее упражнение, то продолжайте тренировку без подкладывания под его голову подушки. Повторите упражнение 4–5 раз.
Упражнение 7
Если малыш при подтягивании его за ручки научился их сгибать в локтевых суставах, то повторите предыдущее упражнение, но приподнимайте ребенка не за плечики, а за ручки. Не торопитесь, подождите его попытки приподнять голову над подушкой. Повторите упражнение 5 раз. Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5–7 раз.
Во втором полугодии упражнения становятся более сложными за счет одновременной работы нескольких мышечных групп. Это в первую очередь относится и к мышцам шеи, потому что прилюбых перемещениях тела в пространстве малыш в этом возрасте уже умеет хорошо контролировать положение головы. Как укрепить мышцы шеи ребенка в этом возрасте смотрите по ссылкам. Например, в статье «как укрепить мышцы живота ребенка» описаны упражнения, которые помимо тренировки мышц брюшного пресса будут способствовать укреплению мышц сгибателей шеи. А в статье «как укрепить мышцы спины ребенка» описаны упражнения для тренировки мышц, участвующих в разгибании шеи.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграм.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграм.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Какие упражнения нужны для малышей с 9 месяцев до года?
За предыдущие месяцы ребенок научился садиться и ползать по-пластунски. Сейчас он осваивает ползание на четвереньках и уверенно поднимается на ножки, держась за опору. Совсем скоро кроха выйдет на принципиально новый этап развития — начнет ходить, поэтому комплекс упражнений для малышей данного возраста по большей части направлен на развитие навыков вставания и хождения. Также в этот период ребенок начинает понимать речь, поэтому сопровождайте упражнения простыми командами и хвалите маленького спортсмена за достигнутые успехи.
Упражнение для тренировки навыков балансирования
Поставьте ребенка лицом к себе и подхватите его руками под локти. Медленно опускайте руки вниз — опираясь на них, малыш немного присядет, затем начните поднимать руки в исходное положение, чтобы он снова встал, повторите несколько раз. Такие упражнения полезны для спины, живота и ног, а также помогают малышу научиться более уверенно садиться и вставать.
Упражнение для улучшения координации движений
Поставьте ребенка спиной к себе. Нежно, но уверенно обнимите его на уровне коленей и бедер — так, чтобы он не мог подогнуть колени и встать на четвереньки. Чтобы заинтересовать малыша, положите перед ним игрушку: когда он наклонится и возьмет ее, заберите и верните обратно, повторите несколько раз. Это упражнение направлено на развитие координации движений, а также укрепляет мышцы живота и спины.
Упражнение, помогающее малышу сделать первые шаги
Поставьте ребенка лицом к себе и возьмите за кисти рук. Чуть притяните его к себе, чтобы он начал терять равновесие. Если малыш еще не готов к хождению, он опустится на коленки, если готов — сделает шажок вперед. Продолжите тянуть на себя, чтобы за первым шажком последовали другие, повторите проход пару раз. Это занятие — одно их важных развивающих упражнений для малыша, подготавливающих его к самостоятельному хождению и способствующих укреплению многих групп мышц.
Упражнение для развития навыков хождения
У вас есть детская каталка? Поставьте ребенка на ножки и дайте ему ухватиться за ручку каталки. Чуть толкните ее вперед, чтобы он сделал первый шажок, немного подтолкнул каталку вперед и пошел за ней. Страхуя кроху, дайте пройти некоторое расстояние за движущейся тележкой. Это упражнение развивает навыки хождения и готовит ребенка к первым шагам без опоры.
Проблемы при неправильном обучении чтению
Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.
Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.
Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.
Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.
Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух
Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове
А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.
Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».
Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.
Методические основы обучения чтению по слогам
В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.
Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.
Изменения в легких при коронавирусе
Инфицирование новым штаммом вируса SARS-CoV-2 вызывает в органах дыхания острый воспалительный процесс.
Изначально вирус поражает верхние дыхательные пути, а затем может проникать в
легкие и провоцировать развитие вирусной пневмонии. Она в свою очередь может
осложняться присоединением вторичной бактериальной инфекции, что приведет к
вирусно-бактериальному воспалению легких, которое лечится уже серьезнее, дольше
и хуже переносится организмом.
При коронавирусной инфекции больше всего страдают альвеолы,
являющиеся мельчайшими легочными структурами. Они имеют форму пузырьков и
отвечают за осуществление газообменных процессов, т. е. поглощение кровью
кислорода и ее очищение от углекислого газа. Коронавирус разрушает стенки
альвеол, что приводит к нарушению этих процессов, а также накоплению в альвеолах
воспалительного экссудата.
Это может приводить к замене пораженных участков плотной
соединительной тканью, не способной к растяжению, что и называют фиброзом
легких. В таких ситуациях они не смогут полноценно выполнять дыхательную
функцию, а их жизненный объем уменьшится, что при обширном замещении нормальной
ткани легких даже может стать причиной инвалидности.
Возникающая в результате нарушения газообмена гипоксия, т.
е. кислородное голодание, отрицательно сказывается на работе всего организма,
поскольку все органы страдают от нехватки кислорода. На КТ или рентгеновских
снимках в таких ситуациях становятся заметными белые пятна, что еще называют
эффектом матового стекла. Впоследствии при развитии фиброза на снимках могут
визуализироваться особые затемнения, указывающие на пневмофиброз. Хотя подобные
изменения характерны не только для коронавирусной инфекции, но и для других
тяжелых бактериальных и вирусных пневмоний.
Развитие пневмофиброза приводит к возникновению одышки,
особенно после физической нагрузки, снижению работоспособности вплоть до
инвалидности, приступам головокружения, сухому кашлю, болям в груди. В тяжелых
случаях человек может не только терять способность к труду, но и к
самообслуживанию. Именно для того, чтобы избежать подобных нежелательных последствий
и требуется проведение восстановительных мероприятий или реабилитации после
пневмонии и коронавируса.
Самые эффективные и популярные упражнения для грудничков
-
Качаемся на животике
Кроху положить пузиком на середину фитбола и, уверенно придерживая его руками за спинку, покачать вперед-назад, потом влево и вправо, а после – по кругу. -
Качаемся на спинке
Положить ребенка на мяч спиной (фитбол фиксируем своими ногами) и повторить упражнения с предыдущего пункта. -
Пружинка
Чадо укладываем на мяч пузиком вниз. Его ножки захватываем по принципу «вилочки» (большим пальцем – кольцо вокруг ног, лодыжка – между указательным и средним пальцами). Свободной рукой легко надавливаем на попу или спинку карапуза пружинистыми движениями «вверх-вниз» — короткими и мягкими толчками. -
Часики
Укладываем кроху спинкой на фитбол. Держим за грудь обеими руками, покачиваем малыша, совершая вправо и влево круговые движения.
Потребность в дневном и ночном сне
Новорожденные спят большую часть времени – до 20 часов. По мере взросления это время сокращается, так как кроху теперь ждут новые возможности: знакомство с миром, обретение навыков переворачивания с бока на спинку, держание головки. Поэтому причин для родительского беспокойства быть не должно. Тем более что по мере взросления времени на сновидения будет уделяться все меньше, а в 12 месяцев они займут 14 часов.
Нет рекламы 1
Нужен ли режим?
Многие родители интересуются, нужен ли режим в этом возрасте. Полностью нормализировать распорядок получится только после 3-х месяцев, так как сейчас еще ярко выражаются последствия родов, нервная система полноценно не сформирована, фазы не урегулированы.
Важная роль принадлежит уходу за ребенком. Он должен быть в полной мере обеспечен заботой, чтобы не испытывать нехватки в мамином присутствии. А много эмоций и впечатлений, полученных за день, только усложнят засыпание.
По возможности нужно как можно раньше приучать малышей к режиму. Даже если это будет сделать сложно, помните, что нет ничего невозможного
Не менее важно урегулировать режим самой маме, так как его отсутствие обернется стрессом, усталостью, раздражительностью для мамы
Сторонникам рациональности и порядка станет полезен ориентировочный распорядок дня для 2-х месячного младенца:
7:00–7:15 | Пробуждение, гигиенические мероприятия |
7:30–7:50 | Кормление |
8:00–8:30 | Гимнастика, массаж |
8:40–9:10 | Дремота |
9:10–9:30 | Окончание дремоты, кормление |
9:30–11:00 | Активность (подвижные игры, общение) |
11:00–12:30 | Прогулка на свежем воздухе + сон |
12:40–13:00 | Кормление |
13:20–15:30 | Массаж, развлечения |
15:30–15:50 | Прием пищи |
16:00–17:30 | Сон |
17:30–17:50 | Кормление |
18:00–19:00 | Проведение досуга с малышом |
19:10–20:10 | Сон |
20:10–20:30 | Бодрствование (чтение сказки, массаж) |
20:30–21:00 | Подготовка к ночному отдыху (купание, переодевание) |
21:00–07:00 | Сон (с перерывами через каждые 4 часа для кормления) |
Влияние вскармливания
От того, на каком вскармливании, грудном или искусственном, находится грудничок, тоже зависят особенности его сна. У искусственников есть свой нюанс: они должны скушать всю порцию питания, предназначенного для разового потребления.
Если же в баночке еще осталось содержимое, а кроха уже заснул, это может говорить о том, что он просто устал кушать. В таком случае специалисты рекомендуют разбудить его и «докормить», иначе скорое пробуждение за получением недостающей пищи неотвратимо.
СПРАВКА! Интересный феномен: некоторые родители отмечают, что нахождение в царстве Морфея искусственников менее подвержено частым пробуждениям из-за более длительного переваривания смеси.
Нормы дневного и ночного сна
Зная, сколько должен спать 2-х месячный малыш в сутки, важно грамотно распределить это время на дневной и ночной периоды. Если у некоторых детей нехватка обеденного отдыха компенсируется ночным, то у других, наоборот, это лишь ухудшает не только засыпание, но и качество самого сна
Педиатры считают, что сон детей, находящихся на естественном вскармливании, намного крепче и спокойнее
В идеале дневной сон делится на 4 периода: 2 из которых – это длинный (продолжительностью до 2 часов), и 2 раза – короткий (по 40 минут). Если малыш «пересыпает», нужно его разбудить, а если возникли проблемы с дневной дремотой, поможет свежий воздух, благоприятно воздействующий на детский организм.
Ночной сон не менее важен и зависит от сытости, самочувствия, внешних факторов и эмоционального состояния крохи. Ночью дети спят по 10–12 часов, каждые 3–4 часа из которых прерываются на кормление. Постепенно стоит приучать ко сну без перерывов. А чтобы ребенок не перепутал день и ночь (распространенное явление для этого возраста), родителям нужно придерживаться нескольких простых правил:
- днем вести привычный «шумный» образ жизни, не переходя на шепот и не отвлекаясь от привычных домашних дел;
- играть с малышом, петь песни, включать развлекательные передачи;
- не ограничивать общение с внешним миром;
- в вечернее время создать тихую обстановку: разговаривать тише, исключить громкие звуки и активные игры;
- свет в детской приглушить, закрыть шторы.
Это необходимо для того, чтобы младенец понимал, когда можно «шуметь», а когда, наоборот, стоит вести себя предельно тихо и спокойно.
Нет рекламы 2
Массаж малыша от 10 месяцев до 1 года
В возрасте от 10 месяцев и до одного годика малыш хорошо понимает речь взрослого человека и может выполнять несложные просьбы. В этом возрасте уже хорошо развиты согласованные движения, которые готовят малыша к самостоятельной ходьбе. Какие же упражнения можно вводить?
Помните:
- Не обязательно придерживаться определенной последовательности упражнений, лучше всего руководствоваться своей интуицией и выполнять движения в согласии с ребенком.
- Массаж можно начинать с любой удобной для малыша позы – на животике, или спинке.
- Любой массаж начинается с поглаживания, чтобы ребенок расслабился.
Комплекс для возраста от 10 месяцев до 1 года включает:
Сгибание и разгибание ручек, «скользящие шаги», круговые и прямые движения ручками с кольцами, повороты на спинку и животик, наклоны туловища, приседание, мостик.
В курс массажа обязательно входит: поглаживание, растирание и разминание, похлопывания, или вибрации.
Напоминаем, что:
- Массаж проводится от периферии к центру, по ходу крово — и лимфотока!
- Любой массаж начинается и заканчивается с поглаживания.
- Сопровождайте массаж ласковым общением с малышом.
- Занятия с малышом длятся до 30 минут.
- Все упражнения выполняем 10 — 12 раз.
Вводим новые упражнения для малыша!
«Бокс в положении сидя или стоя»
Это знакомое для вас упражнение. Усложните его, посадив или поставив малыша. Вложите в ручки колечки и просите кроху: «Давай согнем ручку, давай разогнем ручку». Сгибайте и разгибайте руки ребенка.
Это упражнение укрепляет мышцы –сгибатели и разгибатели рук, а так же мышцы пояса верхних конечностей.
«Самостоятельное поднимание выпрямленных ног»
Это очень важное упражнение! Малыш лежит на спине ногами к краю стола. Вы держите в руках палочку на высоте его выпрямленных ног и просите достать ножками до палочки
Малыш должен сам приподнять ножки и прикоснуться ими к палочке 3-4 раза.
В начале выполнение этого упражнения несовершенно: ноги ребенка согнуты в коленях, стопа распластана, живот не втянут.
«Наклоны вперед»
Малыш стоит спинкой к вам. Прижмите его спину к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени, предупреждая сгибание ног; ладонь правой руки положите на живот — для поддержки туловища. Положите на стол перед ребенком любимую игрушку и попросите: «Давай достанем игрушку!», побуждая малыша наклониться за игрушкой, не приседая, а затем выпрямиться.
Это упражнение развивает координацию мышц туловища, укрепляет их, особенно мышцы спины и живота.
«Приседания — сели-встали»!
Если Ваш малыш уже хорошо стоит без опоры, то возьмите его за ручки и побуждайте присесть
на корточки, разводя колени в стороны, а затем встать
, приговаривая: «Сядем-встанем»!. Следите за тем, чтобы стопы ребенка полностью стояли на столе. В момент вставания поднимите руки малыша вверх, пусть он приподнимется на носки.
Это упражнение укрепляет мышцы туловища, ног, рук и пояса верхних конечностей. Повторяйте его 3-5 раз.
«Учимся ходить»
Если Ваш малыш еще не ходит самостоятельно — учите его. Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спинкой к себе. Поддерживайте его за плечи или под мышки. Скажите: «Давай походим!», и пройдите с ним короткое расстояние.
«Мостик»
Это активное упражнение полезно для спинки малыша. Оно укрепляет мышцы шеи, затылка, туловища и ног.
Малыш лежит на спинке ногами к краю стола. Согните его ножки до прямого угла, затем правую ладонь подведите под спинку в поясничной части и легкими движениями прогибайте малыша вперед. Малыш активно приподнимает туловище, слегка опираясь на головку и стопы. Упражнение повторяйте 1-2 раза.
Фотографии предоставлены массажистом высшей категории ЦРДП Деснянского р-на, Шитой Татьяной.
Гимнастика и массаж для детей 1, 2, 3 месяцев | Где? Как? Когда?
Где проводить массаж?
Занятия необходимо проводить на чистой, в меру твердой поверхности. И для этого отлично подойдут как стол, так и пол. А вот, например, делать упражнения на мягкой кровати будет не очень удобно, да и не все упражнения при этом получится выполнить корректно. Если вам удобнее делать гимнастику на уровне стола, то лучше всего подойдет большой пеленальный стол. Если такого нет, то можно застелить обычный обеденный стол тонким одеялом, а сверху положить клеенку и пеленку.
Но если и такой вариант не подходит, то пол будет лучшим решением (разумеется, его необходимо застелить соответствующим образом). Как по мне, так это самая удобная поверхность для занятий! Особенно это актуально для детей старше полугода, когда они настолько активны, что на столе их просто не удержать.
Стоит ли пользоваться массажными маслами или кремами?
Лучше всего массировать малыша чистыми руками, так как масла и кремы усиливают скольжение и усложняют правильное выполнение приемов. Кроме того, любые средства, нанесенные на кожу, закупоривают протоки потовых и сальных желез, нарушая их нормальную работу. Если ваши руки слишком сухие, просто нанесите на них небольшое количество специального детского масла.
Всем ли детям полезны гимнастика и массаж?
Как правило, для детей, страдающих какими-либо заболеваниями, специальные упражнения еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом их комплексного лечения. Однако прежде, чем приступать к упражнениям, в любом случае необходимо посоветоваться с педиатром!
Стоит ли маме делать массаж в домашних условиях или доверить это профессионалам?
Часто мамы боятся самостоятельно делать массаж ребенку 1 – 3 месяцев, так как уверены, что у них ничего не получится, и они обязательно что-то сделают не так. На самом деле, как бы ни был хорош массаж у профессионала, мамин массаж обладает как минимум двумя безусловными преимуществами! Во-первых, его можно делать каждый день (а не кратковременными курсами), регулярно оказывая поддержку организму малыша. Во-вторых, во время массажа вы не только делаете заданные упражнения, но и общаетесь со своим ребенком, что укрепляет вашу эмоциональную связь.
Начинайте по чуть-чуть и вы быстро втянетесь. Даже легкий массаж будет лучше, чем его полное отсутствие. При этом домашний ежедневный комплекс совсем не мешает вам проводить курсы у профессионалов.
Когда начинать?
Массаж и гимнастику можно начинать, когда малышу исполнится 1 месяц. Согласитесь, первый месяц ребенка даже страшно трогать, не то, что массажировать К тому же необходимо дать время организму ребенка адаптироваться к внешним воздействиям. Ну а затем, если никаких противопоказаний нет, можно смело приступать! Если начинаете позже – ничего страшного! Лучше поздно, чем никогда.
Вводите массаж и гимнастику в жизнь ребенка постепенно. Начните с небольшого количества упражнений, а затем каждый день включайте в ваш комплекс все больше элементов. Наблюдайте за настроением и реакцией ребенка. Не делайте массаж через плач. Если малышу что-то не нравится, лучше прекратить занятие.