Учимся читать по слогам — карточки распечатать «фрукты и ягоды»

Содержание:

С помощью этой игры ваш ребенок

1. Научится бегло читать слоги и сможет быстро перейти к чтению слов.

2. Начиная с простых слов, постепенно переходя к более сложным, ваш малыш с каждым днем будет читать все лучше и лучше.

3. С помощью ежедневных 10-минутных тренировок у вашего ребенка будет увеличиваться скорость чтения и формироваться понимание прочитанного. А следовательно, он будет получать удовольствие от самого процесса чтения. 

4. Более 1000 карточек-слов, разбитых на лексические темы, позволят ребенку не только научиться бегло читать, но и расширят его словарный запас и кругозор.

Эта увлекательная игра не даст вашему ребенку скучать. Начни учиться читать прямо сейчас! Обучающая игра «Учусь читать с Чипо» — это лучший тренажер по чтению для детей от 2 до 7 лет! 

В каком возрасте лучше начинать учить читать ребенка с помощью этой игры?

Многие родители часто задают вопрос, в каком возрасте лучше начинать учить читать ребенка с помощью этой игры. Начинайте, когда малышу не будет еще и года, или на втором году жизни, или позже. Никогда не рано, но и никогда не поздно. В каждом возрасте свои игры и принципы обучения, своя скорость усвоения материала. Опираясь на наш 10-летний опыт работы, рекомендуем приступать к занятиям в начале овладения устной речью. Это дает очень сильный толчок в речевом развитии и незаметное, естественное овладение техникой чтения.

 Еще один наиболее благоприятный момент – 3,5-5 лет. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы читать по-настоящему, он, наверняка, очень любит книжки и понимает, зачем нужно учиться читать. В этом возрасте обучение проходит наиболее быстро.

Наша игра  рассчитана на детей  разного возраста ( от 0 -7 лет) и разного уровня чтения. И для начинающих, и для детей, которые уже умеют немного читать, вы найдете в игре много интересных заданий.

Какая методика лежит в основе обучения чтению в игре «Учусь читать  с Чипо»?

В основе игры заложена методика складового чтения Н.А. Зайцева, зарекомендовавшая себя как наиболее эффективная методика обучения чтению детей в возрасте от 2 до 7лет.

С первого занятия (уровня) мы начинаем учить ребят читать  по складам.

При таком подходе у ребенка исчезают муки слияния, когда буквы знает — читать не может, он легче и быстрее выходит в чтение.

Часто многие родители, да и некоторые педагоги растягивают изучение букв на долгие месяцы. Зачем?

Вот вопрос: если вы будете учить малыша играть в шахматы, с чего начнете? Фигуры покажете, назовете, расставите, объясните, как ходят, в чем задачи игры. Или, может быть, одного короля будете демонстрировать месяц (чтобы не перенапрячь ребенка), на следующий — ферзя, к концу года до пешек доберетесь?

Интересно, что применительно к шахматам такой щадящий подход смешным кажется, а применительно к чтению — нормальным.

Заучивая алфавит ребенку трудно правильно прочитать слова. Попросите его прочитать слово ЖАБА, в ответ будет прочитано ЖЭ-А-БЭ-А.  Согласитесь трудно объяснить ребенку,  что тут речь идет о жабе., а не о некой жэабэе )))

Еще одно преимущество данной методики, по сравнению с чтением по буквам – это повышенная скорость чтения. Тоже  важный момент.

Кто разрабатывал игру

 Игру  разрабатывали опытные педагоги  и методисты по чтению детского центра  раннего развития «Яркие дети». Многие выпускники этого центра к 6-7 годам, умеют бегло читать, а главное любят читать книги. Наши педагоги-разработчики уверенны, что ребёнок, научившийся читать до школы, гораздо быстрее развивается, легче и лучше учится в школе. От скорости чтения в нашей жизни зависит очень многое.

Если школьник медленно и плохо читает, он ничего не успевает. У него пропадает интерес к учебе, снижается самооценка. Пока ребенок с пассивной техникой чтения читает условия задачи, другой ее уже давно решит. . К тому же, мы заметили, что дети, которые рано научились читать грамотно пишут.

Через какое время мой ребенок начнет читать?

Каждый ребенок индивидуален, у каждого своя скорость усвоения материала.  Но обычно, через неделю ежедневных занятий 4 летки начинают прочитывать простые слова. Через 4 недели осваивают чтение сложных слов и предложений.

Двухлетки начинают читать к трем годам. Если вы успели научить своего ребенка читать до трех лет — вы подарили ему огромный подарок на всю жизнь. Самое элементарное из набора входящего в этот подарок — отличная память, легкость обучения в школе, повышенная обучаемость другим языкам, отличная эрудиция. А вместе с этим — заслуженное уважение учителей и сверстников.

Работа со слогом

Теперь, когда дошкольник знает все буквы, можно научить ребенка читать по слогам. Для этого лучше всего использовать яркий и красочный «Букварь» Жуковой, занятия по которому будут интересны даже родителям. Эту книгу можно приобрести или скачать в интернете и распечатать. Основное преимущество состоит в том, что родителям не придется продумывать план занятия – достаточно последовательно продвигаться от страницы к странице, соблюдая тот темп, который комфортен малышу.

Но чтобы обучение не превратилось в рутину, можно еще и поиграть. Есть несколько интересных игр.

  • «Лифт». Родитель готовит простое наглядное пособие: столбик, разделенный на ячейки, в каждой из которых написаны знакомые малышу согласные. Отдельно делается карточка с гласной, например А. Задача ребенка – имитировать лифт: буква А перемещается по этажам из согласных, дошкольник же читает вслух получившиеся слоги.
  • «Найди слог». Гуляя, можно предложить ребенку обнаружить и показать недавно пройденные слоги (например, РО есть в слове «Продукты»).
  • Составь слог на магнитной доске.
  • Исправь ошибку (мама составляет слог, но «путает» буквы местами (не МА, а АМ), ребенок должен прочитать то, что получилось, и исправить).

Занятия надо проводить каждый день, но порция новых знаний должна быть посильна малышу. Кто-то без проблем за один день сможет заучить несколько слогов, другой же кроха нуждается в том, чтобы ряд домашних уроков был отведен конкретному слогу. Все индивидуально.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Когда начинать учить читать или правда ли, что после трех уже поздно?

Человеческий мозг развивается постепенно, нет смысла — и даже опасно — стимулировать те его участки, которые просто не готовы пока к активному функционированию. Процесс чтения подразумевает звуковой анализ и синтез, который не под силу маленькому ребенку просто в силу физиологического развития.

«Он давно знает все буквы, но читать никак не хочет!» — сетуют родители. «С трех лет бились, и вот в 5 наконец зачитал!» Так зачем «биться» два года, если можно спокойно научить читать за несколько месяцев?

Признаки готовности ребенка к освоению чтения:

  • Активная речь состоит из полных предложений. Слишком раннее обучение чтению может привести даже к задержке речевого развития. Ведь в то время, когда мозг ребенка должен наиболее активно работать над формированием речи, ребенок складывает звуки и слоги.
  • У ребенка уже развит фонематический слух. Умение вычленить из звукового потока отдельные фонемы формируется приблизительно к 5 годам. Для того, чтобы читать, ребенок должен уметь определять каждый звук в слове. Предложите поиграть — определить, с какого звука начинается слово, или подобрать слова на придуманную букву.
  • Все звуки в речи произносятся правильно. Наличие проблем в звукопроизношении однозначно будет мешать ребенку воспринимать текст, а также мешает развитию фонематического слуха.
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве. Понятия «право», «лево», «вверх» и «вниз» должны быть уяснены очень четко. В противном случае, дети путаются, с какой буквы начинать читать, или даже «зеркалят» слово, начиная с конца.
  • Еще один важный момент — ребенок должен любить чтение, с интересом слушать новую сказку, проявлять любовь к книжкам. Вот для развития этих качеств нужно начинать как можно раньше. Читайте ребенку с раннего возраста!
  • Бывает, что проблемы с чтением возникают из-за нарушений слуха у ребенка, в таком случае потребуется помощь сурдопедагога.

Игры для ознакомления детей со слогами

Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:

«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»

Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат

Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.

«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
«Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
«Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.

Учимся читать по слогам — 15 способов

Занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме и не вызывать у него перенапряжения. Слезы и капризы — не лучшее сопровождение уроков.

Алфавит. Для изучения букв подойдет любое пособие

Однако важно, чтобы ребенок запоминал букву, а не картинку, которая ее обозначает. Пусть сначала буква А на карточке обозначает арбуз

Но потом предложите ребенку кубики, где А — это аист и т. д. Последним этапом должны стать символы без картинки. Магнитная азбука пригодится и на этом этапе обучения, и на следующих, когда ребенок сможет уже складывать из букв слова.
Ребенок воспринимает мир через движение. Буквы можно лепить, рисовать на асфальте и «пробегать» ногами, раскрашивать красками в альбоме и так далее. Также нередко на занятиях используется логоритмика.
Не следует учить названия букв, лучше называть обозначаемый буквой звук. В противном случае ребенку будет трудно соединить «ЭМ» и «А» в «МА».
Не нужно и учить буквы строго по алфавиту. Пусть сначала этот будут гласные — А, О, У, Э, Ы и звонкие согласные — М, Л, Н…
Не забывайте при изучении новой буквы уделять время повторению предыдущих.
Выучили еще не все буквы алфавита? Но ведь можно уже начинать их складывать!
Совет: Для обучения чтению хорошо подходит букварь Жуковой, известного логопеда и педагога. Многие родители отмечают, что следя за бегущими от одной буквы к другой человечками, их дети легко научили складывать звуки.
Если вы используете пособие Жуковой, расскажите ребенку, как мальчик бежит от одной буквы к другой. Попросите его тянуть первый звук, пока человечек не добежит до следующего. «АааааУ». Нет под рукой букваря? Возьмите машинку, куклу, медвежонка. Пусть они двигаются от буквы к букве, а ребенок произносит звуки вместе с ними.
Главная ваша задача — научить ребенка произносить звуки слитно. Как только он поймет, осознает, что от него требуется, считайте, дело в шляпе!
Теперь главное — не спешить и не давить на ребенка. Продолжайте учить буквы (точнее звуки) и образуйте из них слоги
Сначала открытые «МА», «ЛА», «ЛУ», затем слоги с глухими и шипящими согласными «ЖУ», «ШУ», «ША».
После того, как открытые слоги освоены, предложите другой тип — слог, заканчивающийся на согласную — «УЖ», «УС», «АМ».
Обратите внимание ребенка, что он уже научился читать слова! Ведь УЖ, УС, ОХ — это уже не просто слоги, а настоящие слова, несущие смысловую нагрузку! Так вы объясните ребенку, чем слово отличается от слога, и заодно придадите ему уверенность в своих силах.
После того, как алфавит будет выучен, а разные слоги освоены, переходите к чтению простых слов.
Очень важно следить за произношением на первых порах. Ребенок должен оставлять паузы между словами и между предложениями, соблюдать ритм предложения и интонацию.
Не торопите ребенка и не бегите впереди паровоза
Чтение книг не сразу будет даваться легко, даже если все буквы и слоги уже выучены. Поищите для ребенка книжки с небольшим количеством текста и большими картинками.

Не переставайте читать вслух! Самостоятельное чтение для детей поначалу большой труд, а любовь к чтению нужно поддерживать обязательно.

Интересные игры со слогами

Обучение лучше начинать в виде игры. Чтобы малышу было интересно заниматься, можно составлять различные сказки. Действие в них должно быть одно: согласная буква путешествует и встречает по пути гласные, с которыми вместе поет «песенки» — слоги. Сюжет может быть различным: буквы идут по грибы, вместе гуляют, ходят в гости. Со временем ребенок сам будет придумывать сюжеты и таким образом облегчать себе запоминание.

Один из вариантов — игра, напоминающая лото. Ее можно назвать «учим ребенка читать по слогам». Распечатать еще раз таблицу слогов и не разрезать ее. Правила игры таковы: малышу называют определенный слог, он должен найти подходящую карточку и положить ее на нужную ячейку таблицы.

Таким образом малыш, начинающий изучение слогов, будет запоминать их и сопоставлять с буквами. Игра заканчивается, когда все ячейки таблицы заполнены.

Не стоит требовать от дошкольника, чтобы он сразу же выучил все слоги. Так как в русском языке существует большое количество буквосочетаний, то в первую неделю можно выучить те из них, которые начинаются на одну и ту же букву. Во вторую неделю можно изучать слоги, начинающиеся на другую букву, а предыдущие просто повторять. Таким образом, число таблиц для одновременного изучения значительно уменьшается, и малыш будет расставлять слоги намного охотнее. Не следует подсказывать ребенку, как читается то или другое сочетание букв, он должен стараться вспомнить сам.

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

<<Форма демодоступа>>

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.

‍Страница из «складушек» В. Воскобовича‍

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

 Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты

Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь

Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.

Методика Домана

Зачем ребенка в столь раннем возрасте учить читать по карточкам Домана, если все дети когда-нибудь все равно научатся читать?

Ученые-нейрофизиологи Института развития потенциальных возможностей человека во главе с Гленном
Доманом посвятили пятьдесят лет тому, чтобы решить проблему детей с мозговыми травмами. Перед ними была поставлена задача развить мозг умственно
отсталых детей. И им удалось это сделать, более того, больные дети стали развиваться быстрее здоровых.
Раньше мозговые травмы считались неизлечимой болезнью. В Институте развития потенциальных возможностей человека Глена Домана доказали, что ребенок,
отстающий в умственном развитии, может развиться в нормального образованного человека, если его правильно обучать с самого рождения.

Когда же эту методику опробовали на здоровых детях, результаты превзошли все ожидания! Здоровые дети развивалиcь вдвое быстрее!
Коэффициент интеллекта позволяет следить за этим ростом. Если двухлетний ребенок способен справиться с заданиями для четырехлетнего, то это означает,
что его IQ равен 200, то есть вдвое превышает средний уровень.

Даже тогда, в 1965 году, там находились сотни детей в возрасте двух-трех лет, кого еще вчера считали умственно отсталыми, имевших серьезные мозговые
травмы, которые, занимаясь по методике Гленна Домана, догоняли и перегоняли сверстников в интеллектуальном развитии: умели в 2-3 года читать и
полностью понимать прочитанное, писать, считать, а также в физическом развитии: по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20%
превосходили обычных детей, выполняли сложные гимнастические упражнения.

Результативность методики Гленна Домана подтверждена временем. Уже более шестидесяти лет малыши во всем мире развиваются при помощи
красочных карточек Домана и своими успехами доказывают ее эффективность.

В США и Европе методика Домана, основанная на демонстрации карточек
(там это называется flash-cards), пользуется огромной популярностью. В России о Гленне Домане узнали сравнительно недавно, и его система сразу стала
одной из самых востребованных среди продвинутых родителей. Я была очень удивлена, узнав, что многие Нобелевские лауреаты сегодня из числа тех, с кем
занимались по методике Гленна Домана.

Что нужно для игр?

Итак, мы будем играть:

  1. со складами (не путать со слогами)

Понятие склада ввел Николай Зайцев (создатель всем известных кубиков Зайцева). В отличие от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв, склад считается минимально-произносимой единицей. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я-МА; КА-Ю-ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш-КА; МА-Я-К);
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

В игре можно использовать как кубики Зайцева, так и карточки, с написанными на них складами. Я вовсе не буду вас сейчас склонять к покупке дорогущих кубиков Зайцева. Да, это интересное и полезное пособие, но, если у вас нет возможности их приобрести, не расстраивайтесь, вы можете сделать дома огромное количество пособий, имея только картон и фломастеры.

  1. со словами, написанными по складовому принципу.

Вы можете как писать слова от руки фломастером, так и распечатывать их на принтере. Чтобы ребенок видел не только все слово, но и учился анализировать его состав, мы будем выделять в нем склады. Нежелательно отделять склады, используя дополнительные знаки (разделять черточками, обводить кружочками), лучше всего выделять их разными цветами. При этом не нужно использовать все цвета радуги, возьмите два близких по оттенку цвета, например, синий и голубой или темно-зеленый и светло-зеленый. Также понадобится черный цвет. Первый склад пишем одним цветом, второй – другим, следующий – снова первым и т.д. Но! Ударный склад всегда выделяем черным, так как он «ярче» слышится.

Какие слова писать на карточках?

  • короткие (первое время не больше 3-5 букв),
  • простые (желательно, состоящие из часто используемых букв, Щ и Ъ пока подождут ),
  • знакомые и интересные ребенку.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Возрастные особенности дошкольников

Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически

При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:

Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность

Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации

Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.

Как организовать занятия в игровой форме?

Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.

Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку

7 советов по организации занятий:

Излагайте материал доступно и понятно, простым для детского понимания языком.
Объясняйте смысл слов, приводите примеры использования слогов в словах и предложениях.
Задействуйте иллюстрации, красочные картинки, стишки, песни, загадки, чтобы привлечь внимание и заинтересовать.
Играйте в игры со слогами.
Все, что рассказываете, отрабатывайте на практике. Используйте творческие задания.
Изучайте слоги последовательно

Не переходите к следующей группе, пока не будет хорошо усвоена предыдущая. Проверяйте знания ребенка, давая задания для самостоятельной работы. Например, из каких букв можно составить слоги слияния:

Ответ для карточки 23 «НА», «НИ», для карточки 24 – «СИ», «СА».
Избегайте переутомления ребенка. В 1 классе длительность урока не может превышать 35 минут. Примерно в середине обязательна разминка (физкультминутка, подвижная игра).

Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения

Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Как пользоваться карточками

Работа со слоговыми карточками предполагает, что ребенок хорошо знает весь русский алфавит. Перед началом обучения желательно составлять расписание занятий на неделю.

На начальном этапе можно придерживаться данного алгоритма:

Дни недели План занятий
Понедельник Ребенку поочередно показывают 5 карточек со слогами, четко и ясно произнося каждый звук. Например: МА, БА, ПА, РА, СА. Не нужно заставлять повторять слоги. Это вводное занятие. Далее в течение первого дня следует 2-3 раза повторить показ выбранных карточек, с интервалом в 1,5-2 часа. Ребенок должен привыкнуть к повторяющимся действиям и вовлечься в игру
Вторник Начинается занятие с показа вчерашних карточек. Далее нужно попросить ребенка повторить все слоги. Если он произносит звуки невнятно, нужно проговорить их снова. После можно показать 5 новых карточек. При этом количество показов за день увеличивается до 6, а интервал между заданиями сокращается до 1 часа
Среда Добавляется 5 слогов, а количество показов за день увеличивается до 9, интервал между демонстрацией уменьшается до 40-30 минут
Четверг Проверяется весь пройденный ранее материал и прибавляется 5 дополнительных слогов, число демонстраций увеличивается до 12, интервал сокращается до 30 минут
Пятница К пятому занятию набор карточек со слогами достигает 25, а показы увеличиваются до 15 в день с интервалом 20-30 минут.
Суббота В конце первого блока добавляются 5 слогов, при этом из всех изученных комплектов убирается по одной старой картинке

Опираясь на данный алгоритм, можно составить программу мини-уроков для дошкольников на каждую неделю. Во время первых занятий нужно внимательно следить за настроением ребенка.

Нельзя принуждать его к обучению, если это ему неинтересно. Лучше подождать проявления искреннего интереса с его стороны. Время для проведения занятий следует выбирать с учетом режима дня, к которому ребенок привык.

Все дети неосознанно копируют произношение у взрослых. Иногда лучше пригласить репетитора. Невнятное или картавое произношение звуков впоследствии спровоцирует ошибки при обучении письму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector