Артиллерийский музей

Посетителям

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Центральное здание:

Для посетителей музей открыт с 10.00 до 18.00 (с 15 мая 2019 года)

Касса прекращает работу в 17.15Выходные дни экспозиции — вторник

Филиал на крейсере «Аврора» работает:

среда-воскресенье — с 11:00 до 18:00

Выходные дни — понедельник, вторник.

Филиал «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» и филиал «Корабль боевой славы «Михаил Кутузов»:

понедельник-воскресенье — с 10:00 до 18:00

Выходные дни — без выходных.

Филиалы «Кронштадтская крепость», «Дорога жизни», «Музей Балтийского флота» и «Музей Черноморского флота»:

среда-воскресенье — с 10:00 до 18:00Выходные дни — понедельник и вторник.

Предварительный заказ экскурсий для групп — в экскурсионном бюро музея и по тел. (812) 303-85-13 (кроме вторника)
Администрация и научные сотрудники работают с 9.30 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 13.30), выходные дни — суббота и воскресенье.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ

Адрес музея: Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69A / пл. Труда, д. 5 
Ближайшая станция метро «Адмиралтейская»
Наземный транспорт: троллейбус № 5, 22 автобус № 3, 22, 27 до площади Труда
Посетительский вход с набережной Крюкова канала

Уважаемые посетители ваше здоровье – наш главный приоритет. Мы тщательно соблюдаем необходимые меры, чтобы наш музей оставался безопасным местом для вас. Мы просим вас внимательно ознакомиться с дополнительными правилами посещения музея и соблюдать их во время вашего визита.

Пожалуйста, помните, что нарушение любого из этих пунктов может стать причиной отказа в посещении музея без возврата денежных средств.
 

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ МУЗЕЯв условиях ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)

1. Посетитель допускается в помещения музея при наличии гигиенической маски.

2. При входе в музей расположен дозатор с дезинфицирующим средством – пожалуйста, воспользуйтесь им до посещения музея.

3. В условиях действия профилактических мер, направленных на воспрепятствование распространению коронавирусной инфекции (COVID-19), пропускная способность музея жестко ограничена. Просим вас с пониманием отнестись к возможному ожиданию. В случае возникновения очереди рекомендуем вам выбрать другое время для посещения музея. При входе в экспозицию вам может быть выдан жетон, который вы должны будете сдать на выходе из экспозиции. Эта мера позволяет контролировать пропускную способность музея.

4. В помещениях музея мы просим вас соблюдать дистанцию 1,5 – 2 метра по отношению к другим посетителям и музейным сотрудникам.

5. Административная служба музея проводит регулярную уборку и дезинфекцию залов и других помещений в рабочие часы музея. Просим вас отнестись с понимаем к возможным неудобствам.

6. Сотрудники музея приложат все усилия, чтобы ваш визит стал максимально безопасным и приятным. Во время нахождения в экспозиционно-выставочных залах мы просим вас следовать их инструкциям.

Основания для введения временных правил 

Приказ директора Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого,
Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в музеях, музеях-заповедниках, дворцово-парковых музеях MP 3.1/2.1. 0194-20, утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А. Ю. Поповой 10.06.2020 г.

_____________________________________________

Уважаемые петербуржцы и гости нашего города!

Этот шаг вызван введением ряда ограничений при посещении музеев в период противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Практика показывает, что большой поток посетителей музея и его филиалов в дни бесплатного посещения делает затруднительным соблюдение ими противовирусных ограничений, и прежде всего, соблюдение социальной дистанции    

Для льготных категорий граждан РФ бесплатное посещение сохраняется.

Бесплатная часть перед музеем

Все площадки перед музеем артиллерии можно смотреть бесплатно. Единственное, что лазить можно только по тому что стоит за воротами, а площадка внутри ворот закрывается после закрытия музея.

По всем пушкам за забором можно лазить, внутри нельзяСамая брутальная парковка велосипедов в миреСтаринные пушки — это произведения искусства

Место гибели Декабристов

Справа от центрального входа открыта еще одна площадка с пушками, сперва кажется что там нет ничего интересного, но именно тут стоит обелиск гибели декабристов

Место гибели Декабристов виднеется вдали

Интерактивная площадка

Интерактивная площадка представлена 3 пушками, где все крутится, все задвижки открываются и можно все посмотреть. Я прошел мимо, но школьники увлеченно играли.

Интерактивная площадка с 3 пушками, у которых все крутится

Интересные факты

Самый древний экспонат – мортира Егуп. Её отлил Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. Пищаль спас лично Пётр I: мортиру должны были переплавить в новое оружие.

Помимо самого оружия, в музее представлено множество документов, так или иначе относящихся к военному делу.

Посещаемость музея – больше 500 000 человек в год.

Музей – очевидец боевой славы государства. В залах хранится более 60 000 знамён, орденов и медалей.

Знаменитая Кунсткамера на 11 лет младше музея артиллерии.

Во дворе музея находится памятник декабристам. Именно на этом месте они были приговорены к смерти в 1826 году.

История создания музея

Для создания книги об истории завода была сформирована авторская группа, в которую вошли сотрудник многотиражной газеты Б. Д. Глебов, рабочий-разметчик М. И. Мительман и писатель А. Г. Ульянский. Их пятилетняя работа над рукописью завершилась выходом в свет в 1939 году первого тома книги «История Путиловского завода». К сожалению, в годы Великой Отечественной войны деятельность по сбору материалов прекратилась: Б. Д. Глебов и М. И. Мительман погибли, а еще раньше, в 1935 году, умер А. Г. Ульянский.

Образованная после войны новая авторская группа в составе С. А. Костюченко, И. Е. Хренова и Ю. Н. Федорова начала работу по созданию второго тома «Истории Кировского завода», посвященного советскому периоду истории предприятия, до 1945 года. Авторы проделали титаническую работу в государственных архивах страны, нашли много подлинных документов. В результате кропотливого труда было собрано огромное количество исторического материала, который и лег в основу экспозиции заводского музея.

Идея создания музея уже витала в воздухе. И в 1957 году на страницах газеты «Кировец» группа ветеранов Кировского завода подняла вопрос о необходимости основания музея.

20 июля 1960 года директор завода Иван Сергеевич Исаев издал приказ о создании Музея истории предприятия на общественных началах. Оргкомитет возглавил Николай Васильевич Скворцов, работавший на заводе с 1929 года. Он стал первым директором музея и руководил им с 1962 по 1977 год. Под его руководством формировалась и оформлялась вся музейная экспозиция, были привлечены профессиональные историки и специалисты музейного дела.

3 ноября 1962 года торжественно открылись первые два зала. Фонды музея активно пополнялись, и ему скоро стало тесно в рамках прежнего статуса – общественного профильного музея. Сегодня по классификации Музей истории и техники Кировского завода является многопрофильным и многофункциональным. Он выполняет образовательную, воспитательную, информационную, справочную, охранную, консультативную и рекламную функции.

В 1984 году музею было присвоено почетное звание «Народный музей». Он имеет множество наград и титулов, но музей – не застывший слепок былых заслуг, а активный участник современных культурных процессов. Начиная с 2017 года Музей истории и техники Кировского завода регулярно участвует в международной акции «Ночь музеев», для посетителей готовятся специальные интерактивные программы.

Музей стал не только выставочной площадкой, но методическим центром по образованию сотрудников Кировского завода.

Внутренний двор

В 1868 году к музею артиллерии добавился внутренний двор Арсенала в Кронверке. «Кронверк» — слово немецкого происхождения. Так называется крепость в виде короны.

От главного входа открывает путь к лестнице. Она строилась для подъёма тяжёлых орудий.  Большое количество ворот в Кронверке было построено для того, что все оружие можно было вывести из крепости в течение суток. Архитектура двора и внутренних залов относится к ложноготическому стилю.

Во внутреннем дворе Кронверка развернулась внешняя выставка. Это архитектурно-художественная композиция, площадью около двух гектаров. Здесь можно увидеть 250 артиллерийских орудий: самоходных, зенитных и даже ядерных.

Посетителям будет интересно не только изучить боевое снаряжение, но и понаблюдать за военно-историческими реконструкциями, которые часто разворачиваются в парковой зоне Кронверка. Помимо этого, фехтовальщики из местного клуба часто устраивают показательные выступления.

История

Самая первая военная выставка открылась в 1703-м году по личному распоряжению Петра I, который захотел создать музей «достопамятных и курьёзных орудий». Под руководством солдат потешного полка внутри Петропавловской крепости построили деревянный Цейхгауз, куда свозились отработавшие пушки и другие стрелковые единицы. В документах сохранилось даже имя первого музейного смотрителя — им стал рядовой солдат Сергей Бухвостов, прослуживший на почётной должности до конца своей жизни.

После смерти императора в коллекции провели опись, её официально назвали Достопамятным залом, но почти полвека он не имел большого отдельного здания. Лишь в 1776-м году на деньги графа Григория Орлова на Литейном проспекте построили трёхэтажный дом, куда перевезли всю экспозицию. Спустя 30 лет его сделали публичным музеем — вход был по билетам, которые мог купить каждый, независимо от сословия и служебного положения — о воинской славе России должен был знать каждый её гражданин.

Эпоха реформ Александра II едва не погубила ценнейшие экспонаты — дом на Литейном отдали окружному суду Петербурга, который не был заинтересован в их сохранении. Встал вопрос об аукционе — коллекционеры из именитых семей уже готовились выкупать бесценные орудия, но ситуацию спасло распоряжение 1868-го года, согласно ему Арсенал перенесли в петропавловский кронверк, где выставочные залы и зарождались. Тогда же и появилось нынешнее название музея — в честь русской артиллерии.

Дмитрий Скляренко

XX век принёс Петербургу, а позднее и Ленинграду, немало горестей, и вплоть до 1945-го года главной задачей музея было сохранение наиболее ценного оружия. На исходе Гражданской войны удалось эвакуировать две трети архивов, которые отправили по Неве на баржах под видом строительного груза. В годы блокады здание кронверка несколько раз попадало под немецкую бомбёжку, но не прекращало работу ни на один день — экспозицию пополняли в том числе трофейной техникой вермахта.

В 1960-х прошли важные изменения — к музейным фондам присоединились коллекции, переданные от инженерных войск и связистов, откуда и появилось длинное современное название. Долгие годы приоритетом была работа с ветеранами, начались активные экскурсионно-образовательные маршруты, дали старт традиции выездных лекций. Некоторые экспонаты до того момента не демонстрировались нигде более 150 лет, включая первые модели телеграфов и радиоприёмников.

Сегодня Музей артиллерии — это комплекс с мировым именем. Как в залах, так и под открытым небом демонстрируются образцы исторического и современного вооружения от XIV века до наших дней. С 2002-го года кронверкский двор полностью реконструирован, и представляет собой «полигон» техники, включая последние модели ракетных установок, которые можно увидеть только здесь. Гордость коллекции — именное оружие, переданное прямо из мастерских, включая подписные автоматы Калашникова.

Alf van Beem

История

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, расположенный в Санкт-Петербурге, является одним из крупнейших военных музеев России. Всего в коллекции более 850 тысяч экспонатов.

Экспозиция была начата Петром I, который основал — место для хранения исторических, уникальных и экспериментальных артиллерийских орудий. Сегодня экспозиция охватывает время с 15-го века до наших дней.

Строительство было начато с правого фланга, архитектор В. K. Рейр занимался внутренней отделкой помещений. Длина здания по центру линии составляет 472 метра, толщина наружных стен — около 1,8 метра, а внутренняя — 1,3 метра.

Официальная дата его основания — 29 августа 1703 года, когда по указу Петра Великого на территории Санкт-Петербурга (Петр-Петровский) был построен особый Зевхаус (нем. — Военный склад оружия, обмундирования, техники и т. Д.) с целью хранения и сохранения старых орудий и пушек.

Военно-исторический музей инженерно-сигнального корпуса в настоящее время является одним из самых значительных военно-исторических музеев в мире, располагающим ценными коллекциями артиллерийского вооружения и боеприпасов, винтовок и холодных сталей, военно-инженерного оборудования, средств сигнализации, боевых знамен, военной униформы, предметов боевого искусства, различные знаки отличия, а также архивные документы, свидетельствующие об истории развития русской артиллерии и подвигах. В музее собраны впечатляющие коллекции картин, рисунков и скульптур.

В музее хранятся российские и зарубежные предметы из более чем 25 предметов, принадлежавших членам Императорской семьи:

  • клинок сабли Петра Великого,
  • меч Александра I,
  • орудия будущего Императора Александра III,
  • холодное оружие последнего наследника престола — Цесаревича Алексея.

Коллекция оружия начала собираться в далеком 1703 году. Именно в Петропавловской крепости появились первые необычные и старинные орудия, с них и начался создаваться музей. Датой создания Артиллерийского музея в Питере принято считать 1756 год.

В 1868 он переезжает в здание бывшего Арсенала, где и располагается на сегодняшний день.

Сейчас в военно-историческом музее артиллерии большое количество различных оружий, от самых древних до современных. Вы можете посмотреть, какими причудливыми и не обычными была одежда древних воинов Руси.

Рыцарский зал

Рыцарский зал идет как выставка средневекового оружие западной Европы, но идет идет она уже несколько лет и простоит еще столько же.

Это 2 небольшие комнаты в одной из которых 3 рыцаря в полном боевом доспехе и на конях, закованных в броню. 

А вокруг них различные секиры, булавы, арбалеты и прочие интересные штуки.

Обратите внимание на тонкий наконечник копья у рыцаря. Это турнирное копье, которым он должен был попасть в кольцо

Так рыцари тренировались, чтобы в момент боя попасть в узкую уязвимую щель в доспехе противника.

Это маски наказаний, них одевали провинившихся за пьянство, драку с прохожим и отдельная маска для женщин, которые подслушивают.

Так в средние века максимально быстро воспитывали мораль и уважение к окружающим.

Раненый !?!?Обратите внимание на тонкое острие копья — это для тренировки на турнирахМаски осужденных — за драку, за пьянку и за подслушивание

Историко-культурный комплекс «Линия Сталина»

(Фото: Тимур Салихов)

Находится под Минском

Отличный пример того, что бывает, когда танков интересных много не завезли, с деньгами тоже как-то неважно, но хотя бы руки растут из плеч, а не другого места. Мало-помалу — то нашли, это отреставрировали, что-то просто выпилили лобзиком из других железяк до состоянияну очень похоже»

Так практически на ровном и пустом месте в экспозиции появились не только советские, но и немецкие машины. Оч-чень наглядно в сравнении с предыдущим пунктом списка. И да, на День Танкиста там шикарная программа: с реконструкцией, выкаткой свежедопиленной СУ-76, концертом, показательным выступлением команды РБ по танковому биатлону с участием танка Т-72 и прочие ништяки.

На этом наша история не заканчивается: читайте про лучшие танковые музеи Европы.

Первый в России публичный музей оружия

Центральное место в планировке павильона занимал восьмиугольный «Зал рыцарей». Именно здесь размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I. «Арсенал» был открыт для посетителей, которым для осмотра экспозиции выдавались билеты.

Таким образом, «Арсенал» стал первым в России публичным музеем оружия. Экспозицию в то время составляли свыше 5 тысяч предметов. Начальник 1-го отделения Императорского Эрмитажа Флориан Жиль писал о Николае I:

Коллекция императора Николая I считалась одной из богатейших в Европе и лучшей по восточному оружию. И это уникальное собрание в 1885 — 1886 годах, по воле императора Александра III, передали в Императорский Эрмитаж.

«Жилище средневекового рыцаря»

Император Александр I принял решение его перестроить. В качестве образца государь выбрал одно из неоготических сооружений в английском королевском парке в Виндзоре. Реконструкцию «Монбижу» продолжил Николай I, который находился под впечатлением убранства и коллекций в замке Вальтера Скотта Абботсфорд — «жилища средневекового рыцаря».

«Монбижу» перестроили в неоготическом стиле по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа в 1819 — 1834 годах, — так появился павильон «Арсенал». Однако, свою задумку Менеласу не удалось воплотить в жизнь в полной мере — в самый разгар отделочных работ архитектор заболел холерой и скончался в августе 1831 года. Отделку интерьеров пришлось завершить архитектору Александру Тону.

Модель-камера в России

После осмотра английских и голландских модель-камер Петр I понял всю их выгоду для развития кораблестроения и решил сделать такую же в России.

Датой основания первой модель-камеры принято считать 24 января 1709 года. Изначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра І, но позже она была перенесена а Главное Адмиралтейство для удобства проектирования и строительства кораблей. В 1722 вышел Регламент, согласно которого при строительстве любого корабля полагалось делать «половинчатую» копию , и, при удачном спуске корабля на воду, ее с чертежами отдавать в Адмиралтейство. До наших дней сохранилось около 80 подобных полумоделей.

Новым этапом развития Модель-камеры стала середина 1730-х годов. Хранилище моделей превратили в своего рода «библиотеку» с подробным описанием по каждой сохраненной модели, блоку или узлу. «Информационный центр» располагал всеми чертежами и моделями кораблей создаваемыми в то время в России. Каждая из моделей имела свой инвентарный номер и место в хранилище.

С 80-х годов 18 ст. для Модель-камеры наступают не лучшие времена. Теснота помещений и отсутствие средств на содержание Модель-камеры привели к ее упадку. Ее пополнения стали редкими и случайными. В конце концов развитие строительной науки привело к тому ,что реальное моделирование было заменено на научный расчет. Необходимость в Модель-камере, как в практическом пособии, значительно уменьшилась. Однако теперь она несла в себе другую функцию – музея истории флота. Стали возникать проекты по преобразованию Модель-камеры в общедоступный музей.

В начале 19 века Модель-камера приобрела статус «Морского музеума» — одного из первых морских музеев в мире. Он по прежнему помогал морякам идущим в плавание теоретическими и практическими пособиями, навигационными инструментами и книгами. Со временем «Морской музеум» приобрел значение флотского культурного центра. Среди офицеров флота стало доброй традицией приносить в дар музею редкие вещи привезенные из дальнего плавания.

Первым директором «Морского музеума» стал Ксавье де Местр – ученый, писатель и художник. Его помощником стал Александр Яковлевич Глотов – судомоделист и автор трудов по морской практике, судостроению и истории флота.

К 1825 году  «Морской музеум» объединил в себе 4 отдела:

  1. модель-камеру;
  2. отдел морских карт и инструментов;
  3. библиотеку;
  4. «кабинет редкостей по натуральной истории», куда вошли все этнографические, зоологические, геологические коллекции.

В 1827 году, в связи с преобразованием Морского ведомства, музей разместили в Адмиралтейском здании. Из-за недальновидного доклада начальника депо Федора Федоровича Шуберта «о малозначительности музея», Николай І издал указ о «раскассировании» музея. Предметы «музеума», так долго и кропотливо собираемые долгие годы, были распределены по различным учреждениям, среди которых была Академия наук, кунсткамера и Морской кадетский корпус. Расформирование свело на «нет» все усилия по сбору уникальных экспонатов. От него остался лишь костяк – Модель-камера.

Экспозиции Музея артиллерии в Санкт-Петербурге

На сегодняшний день музейные коллекции размещены в 13 залах и во внутреннем дворе петропавловского кронверка на общей площади более 17 тысяч квадратных метров.

Кронверк

Обширная коллекция поделена на 14 тематических блоков, которые рассказывают о становлении и развитии ключевых родов войск русской армии — от феодальной раздробленности до XX века. На артиллерии дело не ограничивается — в витринах можно увидеть рыцарские доспехи из Европы и полное обмундирование японских самураев. Зал «Честь мундира» расскажет об истории кадетских корпусов, а именная экспозиция Кутузова прослеживает весь жизненный путь легендарного военачальника.

Памятник декабристам

Обелиск на месте казни декабристов не имеет прямого отношения к тематике музея, но является его частью. Исторический участок, где были четвертованы пятеро лидеров знаменитого неосуществлённого восстания, стал местом памяти в 1975-м году. Памятник из розового мрамора нарочито скромный, его украшает лишь барельеф с профилями погибших и мемориальная надпись. В качестве эпитафии на обратной стороне — хрестоматийные строки Пушкина из стихотворения «К Чаадаеву».

Внутренний двор

Основная часть музейной экспозиции находится под открытым небом — это почти 2 гектара площади, на которых выставлены 250 единиц тяжёлой техники. Принцип один — хронология, и каждый экспонат поставлен таким образом, чтобы у посетителя была возможность осмотреть его минимум с двух сторон. Во дворе представлены не только русские образцы вооружения, но и трофейные единицы, доставшиеся в кровопролитных боях, начиная с Северной войны.

A. Carty

История павильона

На месте главного павильона Александровского парка — «Арсенала» изначально располагался «Монбижу», который был построен в 1747 — 1754 годах по заказу императрицы Елизаветы Петровны и по проектам Саввы Чевакинского и Франческо Растрелли. Его создавали в едином стиле с павильоном «Эрмитаж», расположенным в Екатерининском парке.

«Монбижу» принадлежал к лучшим образцам русского барокко. Он использовался как охотничий павильон и размещался в так называемом «Зверинце» на территории, где содержались животные в естественных условиях. Постепенно «Зверинец» пришёл в упадок, а «Монбижу» обветшал.

Кубинка и парк «Патриот»

(Источник фото)

Формально первое является филиалом второго, по поводу чего часть экспонатов из Кубинки была перетащена в новые павильоны. Это здорово, ведь теперь, чтобы сфоткать один танк, не приходиться втискиваться задом промеж катков его соседа по экспозиции. Но самая мякотка пока осталась именно в Кубинке. Уникальных экспонатов — вагон, ещё вагон, много открытых платформ, ну и тележка для немецкого шаротанка. В первую очередь,Маус» — самый тяжелый танк всех времен и народов(ну разве что гипербореи с атлантами чего потяжелей, наверное, мутили). Это вам не хухры-мухры!

Других уникальностей в Кубинке тоже хватает — например, пятибашенный Т-35(единственный сохранившийся). Год назад по чертежам собрали ещё один, но для настоящего танкосека новодел не тру. А кубинский Т-35 даже ездить сам умеет. Самоходная мортира типаКарл» — было семь, осталась одна, тоже только в Кубинке. Само собой, куча советских опытных машин, включаялуноход» —Объект 279» с четырьмя гусеницами.

В общем, если ребенок фанатеет от танков, то рассчитывать надо примерно за неделю, чтобы успел осмотреть всё-всё-всё, а то, что понравится — по второму и третьему разу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector