Как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь

Аудиологический скрининг во Владивостоке – мы проверим слух вашего малыша

К сожалению, определять, слышит ли малыш, еще находящийся в утробе матери, врачи пока не научились. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха. Такое поголовное обследование называется скрининг.

Аудиологический скрининг (оценка состояния слуховой функции) – одно из важных обследований, обязательно проводимых в первые месяцы жизни ребенка. В результате этого обследования выявляются в ранние сроки дети с нарушением слуха.

Это объективный метод диагностики, то есть не зависящий от реакции ребенка, поэтому он может применяться для исследования слуха самых маленьких детей, в том числе новорожденных. Он позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть проверяет, как функционирует улитка внутреннего уха. Это абсолютно безвредная и безболезненная процедура. В случае отклонений от нормы используются прочие методы для уточнения диагноза, определения степени тугоухости и т.д.

К сожалению, практика скрининга слуха всех новорожденных в нашей стране пока отсутствует. Не всегда качественно проводится диагностика в родильном доме.

Врачи настоятельно рекомендуют проводить аудиологический скрининг всем малышам для выявления снижения слуха на ранних стадиях и своевременного принятия мер. Ведь слуховое и общее умственное развитие тесно связаны.  Если ребенок не слышит, снижается мозговая активность, слуховой и речевой центры его мозга не получают информации и не могут нормально развиваться. Как следствие — страдают интеллект и речь.

И, конечно же, обязательно обратить внимание,  если в анамнезе мамы и малыша имеются какие-либо возможные причины нарушений слуха, и особенно — если в семье были или есть случаи тугоухости, родителям стоит самим проявить инициативу и как можно раньше обратиться к специалистам для проведения полного и всестороннего обследования слуха ребенка.

Компания АудиоСлух напоминает вам о важности своевременного выявления проблемы снижения слуха. В нашем центре слуха мы проводим аудиологический скрининг новорожденных, малышей до года и старше на современном оборудовании Interacoustics OtoRead

Подобная диагностика позволяет оценить наличие или отсутствие проблемы снижения слуха у малыша.

Звоните и записывайтесь на приём к сурдологу-отоларингологу. Позаботьтесь о будущем вашего ребенка!

Возникли вопросы?

Я помогу Вам ответить на них! Наши высококвалифицированные специалисты помогут подобрать подходящие слуховые аппараты для пожилых людей, детей и взрослых, ведущих активный образ жизни. Отправьте заявку на сайте или напишите в онлайн-консультант.

Зачем проводится неонатальный и аудиологический скрининг новорожденных?

Здоровью малыша необходимо уделять немало внимания еще и потому, что он не в состоянии сам объяснить, что с ним не так. Родители тоже не могут понять, все ли в порядке с состоянием его ушей, или необходима помощь специалиста. Только аудиометрия, которую проводит опытный врач, может дать объективную информацию.

Важность проведения обследования объясняется несколькими факторами:

  • первые 6 месяцев жизни новорожденного являются критическим периодом для развития речи ребенка;
  • мозг малыша еще во время внутриутробного развития формирует слуховые стимулы, которые он получает из окружающей среды;
  • чем раньше будут проведены скрининговая аудиометрия и коррекция слуха, тем больше шансов, что ребенок научится правильно говорить.

Своевременно проведенное обследование позволяет:

  • выявить нарушения слуха;
  • определить их причину;
  • найти оптимальный вариант их коррекции – лечение, реабилитация или слухопротезирование.

Например, статистика показала, что, если аудиометрия выявила 3-4 степень тугоухости у ребенка в возрасте до 6 месяцев, и была проведена оперативная коррекция слуховым аппаратом, то по речевому и языковому развитию, в том числе по накоплению пассивного и активного словаря и овладение грамматической системой родного языка, он не отличается от нормальнослышащих детей.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ

Сёмочкина Елена Владимировна Сурдоакустик, слухопротезист Лебедева Марина Юрьевна Врач-сурдолог-оториноларинголог

Тег video не поддерживается вашим браузером. .

Особенности проведения детской аудиометрии

Определение нарушения остроты слуха у ребёнка представляет собой сложную проблему. Так происходит, в основном, потому что ребёнок маленького возраста, и, тем более, новорождённый малыш, просто не в состоянии определить у себя нарушение, и подробно объяснить ситуацию родителям

С детьми работать сложнее ещё и потому, что их внимание в процессе исследования сложнее удержать, они быстрее устают, из-за чего результативность может искажаться

Аудиологический осмотр младенцев имеет чётко определённую схему, которой придерживается сурдолог. Первый приём крошечного пациента доктор может проводить уже на 3-4 день его жизни. Изначально врач осуществляет наружную отоскопию – визуально оценивает состояние наружного уха и барабанной перепонки. Учитывая специфику возраста малыша, не исключена возможность обнаружения различного рода загрязнений (серы, родовой смазки), а также наружных деформаций или гиперемии. В таких случаях дальнейшая диагностика производится не ранее, чем через 2 недели после того, как будет проведена очистка и лечение слухового аппарата.

К новорождённому может применяться метод тимпанометрии – обследования состояния барабанной перепонки и среднего уха с помощью специального зонда, который воспроизводит серию частот с определёнными характеристиками. По её результатам можно выявить патологии развития, а также наличие инфекционных воспалительных заболеваний.

Следующим этапом обследования новорождённого является регистрация и анализ вызванной отоакустической эмиссии. Известно, что в ответ на конкретное звуковое воздействие, человеческий слуховой аппарат способен генерировать ответные импульсы. Именно на этом принципе и строится указанный метод диагностики. Если в процессе были выявлены отклонения и нарушения, ребёнка направляют на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

Дети более старшего возраста, например, школьного или младшего школьного, могут проходить тестирование слуха в игровой форме – так проще добиться от них длительной концентрации внимания и заинтересованности в процессе. В основе методики лежит возможность выработки условного двигательного рефлекса как реакции на определённый звуковой раздражитель. Ребёнку предлагается выполнить конкретное движение из тех, которыми он уже владеет, в момент появления звука. Звуковая слышимость определяется в диапазоне от 250 до 4000 Гц, по отдельности для каждого уха. Звуковые сигналы подаются попеременно с разной частотой.

Зачем исследовать слух младенцам?

Отклонения, связанные со слухом, нужно выявить до полугода. Чем раньше будет обнаружена патология, тем эффективнее окажется лечение. Если опоздать и выявить, что ребенок плохо слышит в возрасте 2 или 3 лет, может быть нанесен непоправимый ущерб его способности говорить, понимать разговорную речь и общаться. Понятно, что при этом малыш будет сильно выделяться на фоне сверстников в худшую сторону.

Раннее выявление потери слуха значительно повышают шансы на излечение. Поэтому врачи рекомендуют мамочкам проверять слух малыша еще в роддоме. Метод проверки слуха называется аудиологический скрининг. Если малыш тест не пройдет, назначаются обследования для определения причин. Если через некоторое время ребенок не сможет пройти и второго теста, его надо показать аудиологу, который проведет более углубленную диагностику и разработает схему лечебных мероприятий.

Прежде всего, аудиоскринингу должны подвергаться новорожденные, которые имеют повышенный риск потерять слух. Если мать болела во время беременности, в семье есть близкие родственники с нарушенным слухом, ребенок подвергался воздействию лекарств, негативно влияющих на структуры уха, это ставит слух детей под угрозу. Обязательный аудиоскрининг проводится у детей с:

  • Пониженной массой тела.
  • Недоношенностью.
  • Кислородным голоданием, перенесенным во время рождения.
  • Нарушениями дыхания при рождении.
  • Синдромами, при которых возможно нарушение слуха.
  • Ненормальностями в строении головы и лица.
  • Заболевания цитамегаловирусом, сифилисом, герпесом, токсоплазмозом.
  • Недостаточным значением числа Апгара, оценивающим состояние новорожденного сразу после рождения.

Несмотря на полный учет всех групп с повышенным риском, врачи раньше нередко пропускали плохо слышащих детей, которые не входили в группы риска. Поскольку учесть факторы риска полностью представляется невозможным, направление для аудиологического скрининга с некоторых пор выписывают всем находящимся в роддоме младенцам.

Что еще нужно знать про аудиологический скрининг

Найти результаты аудиоскрининга можно в истории родов, развития новорожденного (истории болезни), справке о выписке. Если в документах новорожденного не нашли информацию о проводимом аудиологическом скрининге, то его сделают в детской поликлинике при поступлении.

Врач-неонатолог обязательно должен сказать матери, каковы результаты диагностики. Если аудиоскрининг не проводился, то специалист также должен поставить родителя в известность.

4 степени тугоухости

В зависимости от фактора, который провоцирует нарушения слуха, существует 4 степени тугоухости. Каждой из них свойственны определенные симптомы.

  1. Малыш хорошо слышит звуки и голоса рядом с собой. Но шум вдалеке не слышит, а поэтому никак на него не реагирует.
  2. Младенец различает голоса взрослых на расстоянии не более 4 метров, а шепот не дальше 1 метра.
  3. Ребенок не слышит шепот, а громкую речь распознает не дальше 2 метров от себя.
  4. 4 степень тугоухости самая сложная. Малыш абсолютно не проявляет реакцию на шепот. Он не различает громкий разговор даже вблизи.

Если у ребенка обнаружили нарушения слуха, и это подтвердилось дважды, то специалист подскажет, что делать дальше. В современном мире детки с тугоухостью могут жить полноценной жизнью. Придерживайтесь рекомендаций специалиста. В зависимости от степени тугоухости и ее причины будет составлено подходящее для ребенка лечение, либо советы, которые помогут ему чувствовать себя комфортно.

Можно ли дать снотворное?

К сожалению, нельзя. В России таких препаратов для использования в детском возрасте нет. В некоторых зарубежных странах такая возможность существует. У нас иногда врачи пытаются рекомендовать какие-то седативные препараты, направляют к неврологам для их выписывания, но все эти вещества не обладают существенным эффектом и не помогают в большинстве случаев. Встречаются родители, которые самостоятельно пытаются дать или даже «уколоть» какое-либо средство ребенку. Хочу от этого предостеречь: во-первых, это небезопасно, во-вторых, может привести к парадоксальному состоянию – возбуждению.

Почему ребенок может не пройти аудиологический скрининг?

Каждый метод исследования обладает чувствительностью и специфичностью. У регистрации ОАЭ очень высокая специфичность – до 98,8% (Jaleh Yousefi, Mohammad Ajalloueyan, 2013), т.е. если ребенок проходит этот тест, то в 98,8% случаев у него нет нарушений слуха. При этом нужно понимать, что некоторые патологии работы слухового анализатора при помощи его не выявить (например, слуховая нейропатия).

С чувствительностью у ОАЭ дело обстоит не так хорошо – до 66,7% (Jaleh Yousefi, Mohammad Ajalloueyan, 2013), т.е. если малыш не прошел тест, то это всего лишь в 66,7% случаев означает проблему, а в 33,3% окажется, что все со слухом хорошо.

Несмотря на такую статистику в случае, если ребенок не прошел аудиологический скрининг необходимо обращение к специалисту – врачу сурдологу-оториноларингологу. Как правило, нужно обратится к педиатру, семейному врачу, оториноларингологу для получения направления.

Причины не прохождения аудиологического скрининга могут быть вполне безобидными или легко/относительно легко излечимыми:

  1. Нарушение техники проведения исследования (шум в помещении, двигательная активность ребенка, неправильно установленный датчик и т.д.).
  2. Блокада наружного слухового прохода различным «мусором» — слущенный эпителий, сера и др.
  3. Экссудативный средний отит – заболевание, которое не приводит к боли или повышению температуры тела. Так исследования демонстрируют, что у 64,5% детей, не прошедших аудиологический скрининг, выявляется эта патология (Ryan T Boone, Charles M Bower, Patti F Martin, 2004).
  4. Острые средние отиты.

Но могут быть и серьезные причины результата «НЕ ПРОШЕЛ» при проведении аудиологического скрининга:

  1. Сенсоневральная тугоухость.
  2. Аномалии развития среднего и внутреннего уха.
  3. Атрезии наружного слухового прохода.
  4. Слуховая нейропатия.
  5. Различные сочетания патологий.

Для выявления причины, по которой ОАЭ не регистрируется, в распоряжении сурдолога есть множество методов исследования – тимпанометрия, КСВП, ASSR, регистрация акустического рефлекса, КТ, МРТ и т.д.

Аудиологический скрининг в корне изменил ситуацию с выявляемостью нарушений слуха в детском возрасте. Я имел возможность работать в этой системе и без нее. После введения скрининга мы начали «находить» детей, которым требуется помощь намного раньше. Но надо понимать, что это колоссальная работа. В России по состоянию на 3-4 года назад обеспеченность сурдологами была менее 30%, сейчас ситуация вряд ли намного лучше. Этот дефицит и проблемы в первичном звене приводят к тому, что в реальности система работает не так, как хотелось бы. Но дорогу осилит идущий!

Ссылки по теме:

  • Аудиометрия
  • Тимпанометрия
  • Регистрация КСВП
  • Регистрация ASSR
  • Почему слух у детей исследуют во сне?
  • Как сделать так, чтобы ребенок заснул для исследования слуха (КСВП)?
  • Что лучше: КСВП или аудиограмма?
  • Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Как проводится аудиоскрининг:

     Во время обследования применяется портативный прибор – аудиометр. Он имеет гибкий зонд, на конец которого надевается специальный вкладыш. Наконечник вводится в ушко малышу, и это абсолютно безболезненно.
     
     По зонду от прибора к слуховым рецепторам маленького пациента передаются звуковые импульсы. Последние улавливаются особыми волосковыми клетками, которые расположены во внутреннем ухе. В ответ на раздражение волосковые клетки образуют собственные колебания – звуковые импульсы. Если волосковые клетки повреждены, у пациента развивается нейросенсорная тугоухость.
     Аудиоскрининг имеет в своей основе выявление отоакустической эмиссии, то есть способности волосковых клеток продуцировать звуковые колебания. Определить, возникают ли ответные колебания на раздражитель, можно при помощи чувствительного микрофона. Если со слухом у крохи все в порядке, то уже спустя несколько миллисекунд прибор отреагирует и выдаст положительный ответ. Данные исследования выдаются на мониторе.
     
     Также следует сказать о спонтанной отоакустической эмиссии, которая является колебаниями волосковых клеток, возникающими без раздражения. Если прибор выявляет наличие отоакустической эмиссии, врач делает вывод об отсутствии патологии органов слуха у новорожденного.
     Отметим, что явление отоакустической эмиссии отсутствует у детей в первые сутки после рождения. Аудиоскрининг проводится не ранее, чем на 3-4 день.
     Исследование слуха у ребенка проводится, когда ребенок спокоен и сыт. Лучшее время для процедуры -&nbsp&nbsp когда новорожденный спит.
     
     Проведение аудиоскринга может быть затруднено из-за некоторых факторов:
     
     — малыш беспокоен, испытывает дискомфорт. Мама может успокоить кроху: предложить грудь, пустышку или бутылочку. При этом процедуру стоит проводить после того, как ребенок поест – акт сосания будет мешать работе аудиометра;
     — в наружном ухе новорожденного имеется слизь или первородная смазка.
     
     Помехи при обследовании повлияют на результат и не дадут врачу реальную картину состояния слуха у ребенка.
     После окончания процедуры на экране прибора высвечивается надпись – прошел ли ребенок скрининг на это ушко либо нет. Результаты обследования легко распечатать на принтере.
     
     Результаты аудиоскрининга указываются в выписке из роддома:
     
     Аудиоскрининг: D (+); S (+)
     или D=S (+)
     
     Правое ухо обозначается буквой D, а левое — S.
     
     О положительном результате (наличии слуха у ребенка) можно понять по значку «+».
     
     Знак «-» после буквенных обозначений указывает, что аудиометр не смог определить наличие звуковых колебания во внутреннем ухе ребенка.

Особенности проведения процедуры

Скрининг проводится с использованием специального оборудования и аудиограммы. За результатами внимательно наблюдает специалист. Диагноз представлен в виде графика, на котором изображена реакция организма крохи на внешние изменения. Он используется для выявления существующих слуховых потерь. На основании их анализа для прошедших детей подбирается необходимый курс лечения.

Только профессионал может правильно интерпретировать полученные результаты. На графике будет видна реакция организма на тихое воздействие. В момент проведения обследования воспроизводятся звуки разной частоты. Благодаря этому удается сформировать четкую картину слышимости новорожденного ребенка.

В процессе проведения скрининга измерение звука производится в децибелах, а его частота в герцах. Эти единицы в полной мере могут обрисовать картину порога слуха новорожденного. Любое патологическое состояние имеет свой характер и степень проявления. Для этого используются кривые на графике, которые в определенной точке должны пересечься между собой. Анализ производится в сравнении с нормальными показателями. Если результат не соответствует им, то целесообразно провести дополнительное исследование в данной области.

Скрининг аудиологического характера – метод определения степени потери слуха. Врач видит полную картину развития патологии. Обследование целесообразно проводить сразу после появления малыша на свет. В таком случае будет достаточно времени на устранение заболевания.

Исследование проводится в два этапа, каждый из которых важен для постановки правильного диагноза:

Советуем почитать:Слышит ли новорожденный ребенок

  • Регистрация откликов слуховой системы на действие аппарата, который работает на основе эмиссии.
  • Если на первом этапе были выявлены патологии, то обследование необходимо продолжать. В противном случае ситуация может привести к ухудшению остроты или полной потери слуха.

Скрининг – уникальная процедура, которая позволяет определить нарушения различного характера. Еще совсем недавно для этой цели не использовались никакие устройства. Диагностика заключалась в том, чтобы внимательно следить за поведением ребенка в определенной ситуации. Малыш должен реагировать по-своему на звуки различной интенсивности и частоты. Среди самых информативных методов первое место занимает именно аудиоскрининг. Проведение процедуры полностью безопасно для грудника и не может вызвать осложнений.

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум. Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования

Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Что такое слухоречевая реабилитация

Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.

В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:

  • Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
  • Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
  • Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
  • Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
  • Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
  • Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.

После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.

Методы детской аудиометрии

  • Для крох до 1,5 лет применяют объективный метод диагностики – регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов на тональные сигналы (КСВП).
  • Еще один метод – автоматический слуховой вызванный потенциал (АСВП), не требующий высокой квалификации персонала, так как анализ данных идет по автоматическому алгоритму. Актуален у детей с факторами риска по тугоухости и глухоте. Выполняется, если ребенок прошел регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ), но есть подозрения, что слуховая функция нарушена. Диагностика методами КСВП и АСВП у детей проходит во сне.
  • ASSR – регистрация слуховых вызванных потенциалов на постоянно модулированный тон. Часто путают с КСВП. ASSR не позволяет поставить диагноз слуховой нейропатии и не «конкурирует» с КСВП, но является ценным методом в ряду аудиологических тестов, так как использует более интенсивные стимулы.
  • Отоакустическая эмиссия ОАЭ – базовый метод проверки слуха новорожденных. Если ОАЭ регистрируется, то с вероятностью в 90 % никаких нарушений нет.
  • Для малышей от 1,5 до 3 лет используют условно-рефлекторный метод – у них вырабатывают двигательную реакцию на звук.
  • Для детей от 3 до 7 лет применяют игровую аудиометрию. Для этого дошкольников обучают выполнять определенное действие, если они слышат звук.

Методы диагностики детей до 1,5 лет применяют без осознанного участия пациентов, в состоянии естественного сна. Проведение диагностики детей старше 1,5 лет требует предварительной подготовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector